, Пьетро (Benvenuti, Pietro) 1769, Ареццо — 1844, Флоренция. Известный итальянский живописец и рисовальщик эпохи неоклассицизма. Окончил Академию художеств Флоренции, в 1788—1804 находился в Риме в качестве пенсионера, затем работал в Ареццо и Неаполе, с 1805 — профессор живописи флорентийской Академии художеств, с 1807 — ее президент. Пользовался большим авторитетом в официальных художественных кругах, современники называли его "король тосканских художников", подобно тому, как его друг В. Камуччини имел прозвище "князь римских живописцев". В ранних произведениях — фреске собора в Ареццо Казнь св. Донато (1794) и выставленном в Пантеоне полотне Юдифь с головой Олоферна (1798, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), тоже предназначавшемся для этого собора, сцены трактованы в манере академической неоклассицистической живописи. Многофигурные сцены полны театральной патетики, фигуры уподоблены античным скульптурам. Резкие эффекты света и тени, удлиненные фигуры персонажей напоминают произведения Гверчино. В годы империи Бенвенути был первым художником при дворе сестры Наполеона Бонапарта — Элизы Баччокки, возведенной императором на трон в качестве принцессы Лукки и Пьомбино и герцогини Тосканы. На полотне Бенвенути Элиза Баччокки-Бонапарт с художниками Флоренции (1813, Версаль, Нац. музей) герцогиня представлена в окружении художников, среди которых — Антонио Канова. Картина Бенвенути Суд саксонцев в Неаполе (1812, Флоренция, галерея Питти) — одна из первых работ на сюжет из современной художнику истории в итальянской живописи. Однако увидевший ее в мастерской Бенвенути молодой венецианский живописец Франческо Айец, путешествовавший во Флоренции, отметил в своем дневнике холодную статику фигур и тусклый колорит картины. Бенвенути писал полотна и на романтические сюжеты из национальной истории (Граф Уголино, 1830-е, Флоренция, галерея Питти), стремясь исторически достоверно воссоздать среду, передать переживания героев. Роспись одной из капелл церкви Сан Лоренцо (1827—1836), в которой Бенвенути продемонстрировал уже полное бессилие эклектичных приемов подражания монументальной живописи великим мастерам прошлого (Рафаэля, Пьетро да Кортона), вызывала особенно острые нападки сторонников романтизма. Вялые образы "героического" неоклассицизма уже не отвечали требованиям нового времени, задаче создания живописных произведений на сюжеты из современной истории. Столь же архаичными были роспись в церкви Сан Франческо ди Паола в Неаполе (Последнее причастие св. Фернандо) и фрески зала Геракла во дворце Питти (1821), полотно Кефал и Прокрида (1840-е, Венеция, пинакотека семинарии). Бенвенути был хорошим рисовальщиком и работал по заказам известных граверов Р. Моргена и Дж. Вольпато. Влияние Бенвенути испытали многие мастера неоклассицизма — В. Камуччини, Л. Сабателли. До конца своих дней он возглавлял Академию художеств Флоренции.
Лит.: Ottino della Chiesa A. Il neoclassicismo nella pittura italiana. Milano, 1967; Del Bravo C. Disegni italiani del XIX secolo: Catalogo della mostra. Firenze, 1971.
Е. Федотова
0.00 байт
Живописный портрет Бенвенуто Челлини как иллюстрация для его книг
В статье отмечается, что свою искрометную автобиографию Бенвенуто Челлини оставил незавершенной в 1562 году.