— один из главарей волынских хасидов; род. в Замостье (год рождения неизвестен), ум. в 1809 г. в Бердичеве. В молодости он был проповедником в Пинске, одной из главных еврейских общин Литвы того времени. В 60-х годах 18-го века Б. отправился в Межерич, к р. Беру, и сделался ревностным последователем хасидизма. Б., однако, остерегался открыто исповедовать свои убеждения, и пинчане, ничего не подозревавшие о происшедшей в нем перемене, избрали его в 1771 г. городским раввином. В 1772 г., когда по инициативе Виленского гаона были воздвигнуты гонения на хасидов и всюду на Литве начались энергичные розыски "еретиков", открылась также "ересь" р. Б. Ему отказали от места, и он вынужден был покинуть не только Пинск, но и враждебную хасидизму Литву. Он получил место раввина в Желихове, Седлецкой губ., где прожил больше десяти лет. Но и тут раввины не оставили его в покое. В 1780 г. Б. должен был вступить в публичный диспут с брестским окружным раввином Авраамом Каценеленбогеном. В конце 80-х годов Б. окончательно поселился в Бердичеве и стал признанным главой волынских хасидов. Он вел образ жизни цадика и часто объезжал местечки и деревни своего района. Б. любил пожить весело и вообще обладал живой и чрезвычайно общительной натурой. Приезжая в сопровождении многочисленной свиты в какой-либо пункт своего района, он останавливался в доме одного из своих поклонников. После торжественной молитвы, привлекавшей много народа, начиналось пиршество, на котором хасиды с Б. во главе много и шумно веселились. Дома он, облаченный в талис и обвязанный филактериями, часто беседовал о всяких житейских делах. Все это не могло не вызвать протеста со стороны противников хасидизма; хасиды же усматривали в этом только один из "путей" служения Богу. Сам Б. любил повторять изречение Бешта, что можно служить Богу не только молитвой, но и обыденной беседой. В обаятельной личности цадика все привлекало хасидов, начиная с его пламенной, экзальтированной молитвы и кончая сердечной простотой в обращении и проявлявшейся во всех его речах и поступках любви к обездоленной еврейской массе. Об этой его черте в хасидской среде сохранилось много преданий. Однажды, рассказывают, Б. увидел бедного извозчика, во время молитвы прилаживавшего колесо к телеге. Это зрелище, которое в любом правоверном еврее возбудило бы негодование, вызвало у цадика следующее восклицание: "Какой удивительный народ евреи? Они молятся даже тогда, когда прилаживают колесо к телеге".
Б. издал в 1798 г. книгу под заглавием "Keduschath Levi" ("Святость Леви"). Книга состоит преимущественно из проповедей, которые бердичевский цадик произносил по субботам, во время третьей трапезы. Учение, изложенное в этом сочинении, неоригинально и является лишь повторением учения Бера из Межерича, о котором Б. часто упоминает, называя ето "учителем и наставником"; однако благодаря восторженности и мягкости характера Б. учение его приобрело новый колорит. Как Бер, он считает целью земной человеческой жизни общение, תוקינד, с Богом. Подобно Беру, он полагает, что такое общение достигается молитвенным экстазом, но описание этого экстатического состояния ярче, чем у Бера. "Когда молящийся воспламеняется всем сердцем, он испытывает величайшее наслаждение, ибо в такие моменты телесность его как бы исчезает, שיה לוטינ, и остается только жизненная сила, составляющая частицу Божества и приближающаяся тогда к своему источнику". Подобно Беру Б. отводит центральное место в религии цадику, тому, кто достиг высшей ступени общения с Богом и "мысленно исчезает в Нем". По ходатайству цадиков предотвращаются предопределенные евреям бедствия, ибо цадик может отменить приговор Бога; цадик не властен только над теми Господними предначертаниями, которые направлены ко благу людей. В такие времена, когда цадиков мало или они, по своему несовершенству, не в силах отменить приговоры Бога, людям приходится плохо, ибо мир управляется тогда законом, а не милосердием. Цадик не должен, однако, гордиться своим могуществом, ибо он является только каналом, דוניצ, через который изливается благость Божия. Как у Бера, в сочинении Б. изложена теория временного падения цадика. Цадик, окунаясь в житейский омут с целью "извлекать божественные искры святости из сферы власти противной стороны (Сатаны)", может заразиться некоторыми страстями, напр. сребролюбием, иногда даже грешить, но все это лишь приводит к еще большему его возвышению. Любовь Б. к народу проявляется всецело в этой книге. "Если евреи, — пишет он, — не исполняют воли Бога подобно ангелам, то ведь их можно оправдать тем, что они постоянно озабочены снисканием пропитания". Поэтому совершают грех те проповедники, которые обличают дурные стороны еврейского народа "жестокими словами". Нужно, наоборот, выдвигать его светлые стороны, показать "высокий источник и значение еврейской души" и тем воспламенить сердца слушателей, ибо, "возвышая человека в его собственных глазах, мы способствуем приливу в нем энергии; унижая же его, мы часто вызываем в нем гибельный упадок духа". Книга Б. должна быть причислена к лучшим произведениям хасидской литературы. — Ср.: Дубнов, "История хасидского раскола", "Восход", 1890, X, 43—57; Horodecki, Le-koroth ha-jehudim be-Berdiczew, в Measef, 1902, 106—09.
Б. С.
{Евр. энц.}