БЕРДЯЕВ Николай Александрович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бердяев, Николай Александрович
1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовоавший себя "органом русской религиозной мысли".

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1874-1948), русский теолог и философ. Родился в Киеве. Сначала увлекался марксизмом и был материалистом, затем отошел от марксизма. Стал признавать особую роль веры в преобразовании человеческой жизни. Принял участие в богоискательском движении начала века. После прихода к власти большевиков был дважды арестован, в 1922 г. выслан из страны. С 1924 г. жил в Париже. Стал всемирно известным философом, представителем религиозного ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
6/18.03.1874 - 24.03.1948), философ, писатель. В 1890-е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С.Н. Булгаковым редактировал философский журнал "Вопросы жизни". Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. Бердяев имел репутацию философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого существования. Основные труды: "Философия неравенства", "О рабстве и свободе человека".
Д. К.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Бердяев Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. вышла его первая книжка: ""Субъективизм и индивидуализм в общественной философии"". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. вышли книжкой под общим заглавием: ""Sub specie aeternitatis"". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. под заглавием: ""Новое религиозное сознание и общественность"". В 1911 г. им издана ""Философия свободы"". Из статей, не вошедших в эти издания, интересна статья Бердяева в сборнике ""Вехи"". Бердяев участвовал в редактировании журналов ""Новый Путь"" и ""Вопросы Жизни"" (1904 - 05); часто выступал в религиозно-философском обществе в Петербурге. В короткое время Бердяев прошел эволюцию, характерную для целой группы литераторов нашего времени. Будучи человеком философски образованным, он стремится разрешить злободневные социальные вопросы на почве критической философии, подчиняемой изменчивым его взглядам. Он начал с критики взглядов Михайловского , с точки зрения ""исторического материализма"" и философского критицизма, которые он нашел возможным примирить. В последующих статьях Бердяев отводит марксизму место все более узкое. Сначала он признает за историческим материализмом, сознавшим свои границы, значение чисто исторической теории; для социологии, по мнению Бердяева, он дает важные материалы, хотя не может быть речи о материалистической социологии, - но он совсем не может быть философией истории (""Борьба за идеализм"", ""Мир Божий"", 1901). Затем Бердяев все более поддается влиянию философского и общественного идеализма, понимая последнее слово в том широком значении, в каком оно противополагается материализму и в каком под него подойдут и Кант, и Ницше, и Толстой , и Владимир Соловьев , влияние которых мы находим в статьях Бердяева. В последнее время проповедь религиозного понимания жизни занимает у Бердяева первое место. В течение всей этой эволюции Бердяев не покидает почвы Кантовой философии, иной раз расходясь с нею, однако, в некоторых основных вопросах. Так, например, в статье ""Этическая проблема в свете философского идеализма"" Бердяев ставит в упрек Канту, что он не стоит на почве метафизического отрицания зла. Философские статьи Бердяева не являются ни научными исследованиями, с которыми должен был бы посчитаться философ, ни живой публицистикой, интересной для современников. Для последней они слишком тяжеловесны и требуют серьезной философской подготовки, для первых же допускают слишком много произвольных и недоказанных положений, как, например: индивидуальность есть субстанция вневременная, ""чего не посмел признать даже Шопенгауэр"", или, что ""свобода есть субстанциальная мощь"" (""О новом русском идеализме"", ""Вопросы философии и психологии"", 1904). В последние годы в мировоззрении Бердяева более всего заметно влияние Влад. Соловьева. Марксизм, как обожествленная государственность, отвергается окончательно; проповедуется теократия, которая должна заменить ""злое начало"" государственности, но не должна быть и ""отвлеченной"" антигосударственностью"" т. е. принудительную государственность она должна заменить союзом любви. Все более или менее выдающиеся течения современной религиозно-философско-общественной мысли нашли у Бердяева отклик и сочувствие; но он не принимает ни одного из них со всеми его логическими выводами, вследствие чего остается неясным способ их воплощения в жизни, но зато сохраняется вся их отвлеченная нравственная чистота. М.

Источник: Биографический словарь. 2008

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
(1874—1948) — российский деятель культуры, философ, мистик. В 1890-х гг. увлекался социал-демократическими идеями, «легальным марксизмом». В 1898 г. за участие в студенческом движении был исключен из Киевского университета. В 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию. В начале XX в. стал активным противником революционного движения и марксизма, член партии кадетов. Участвовал в создании сборников статей: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1918—1922 гг. — организатор и пред. «Вольной академии духовной культуры» в Москве. Преподавал в Московском университете философию. В 1922 г. вместе с рядом других деятелей культуры выслан из Советской России (см. «философский пароход»). После краткого пребывания в Берлине (преподавал в Русском научном институте) с 1924 г. жил в Париже, был профессором в Русской религиозно-философской академии. Основал русский религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925—1940), а также издательство «Христианский союз молодежи» (YMCA-PRESS), в которых был редактором. В эволюции его философских взглядов прослеживается четыре периода. В первом — основной акцент делался на этических проблемах, во втором — религиозно-мистических, в третьем — на историософских вопросах, четвертый — был связан с его персоналистическими идеями. Пришел к выводу, что смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей «мира свободного духа», находящегося вне реального, исторического времени. Его идеи оказали большое влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции «новых левых» во Франции в 1960—1970-х гг. Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм» (1932), «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946). БЕРИНГ Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741) — мореплаватель, выходец из Дании, руководитель двух Камчатских экспедиций (1725— 1730; 1733—1741), предпринятых для выяснения наличия перешейка или пролива между Азией и Америкой. Прошел проливом между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив), открыл ряд островов Алеутской гряды, где его корабль «Св. Петр» потерпел крушение. Умер на одном из островов (ныне о. Беринга). БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899—1953) — советский государственный и политический деятель. Маршал Советского Союза (1945), Герой Социалистического Труда (1943). Член РСДРП (большевик), принимал участие в революционном движении в Закавказье. С 1921 г. служил в органах ЧК — ГПУ Закавказья. В 1925 г. как пред. ГПУ Грузии возглавлял «деревенский погром» (коллективизацию) в Закавказье. В октябре 1931 г. назначен первым секретарем ЦК компартии Грузии.В 1938—1945 гг. — нарком внутренних дел СССР и одновременно (1941— 1946) первый зам. пред. СНК СССР. С 1941 г. - член ГКО, с 1944 г. - зам. пред. ГКО, курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе «атомный проект». В 1946—1953 гг. — член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) — КПСС. Один из активных организаторов массовых репрессий в 1938 начале 1950-х гг. В 1946 - июне 1953 г. — зам. пред. Совета Министров СССР, министр объединенного МВД — МГБ. Осуществил амнистию осужденных за незначительные уголовные преступления и государственные провинности (прогулы, систематические опоздания на работу). Прекратил «дело врачей-вредителей», мингрельское и грузинское дела; начал освобождение незаконно репрессированных партийных, советских, военных, культурных и общественных деятелей. Выступил за сокращение военных расходов, за замораживание дорогостоящих строек (Главного Туркменского канала, Волго-Балта). Начал внутрипартийное осуждение культа личности И. В. Сталина. Предлагал отказаться от строительства социализма в Восточной Германии (ГДР) и разрешить ее слияние с ФРГ. По обвинению в антипартийной и антигосударственной деятельности арестован (26 июня 1953). Исключен из партии Чрезвычайным (июльским) Пленумом ЦК КПСС. Специальное присутствие Верховного Суда СССР приговорило его к расстрелу (осуществлен 23 декабря 1953).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Бердяев, Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович


Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948)


— философ и публицист. Род. в 1874 г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе; в Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете. В 1898 г. был арестован и исключен из Университета. В 1900 г. был сослан на три года в Вологодскую губернию. Первая статья Б. была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием: "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. вышла книга Б.: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (СПб.), с предисловием П. В. Струве. Позднейшие статьи Б.: "Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901); "К философии трагедии" (сборник "Литературное дело"); "Этическая проблема в свете философского идеализма" (сборник "Проблемы идеализма"); "Критика исторического материализма" ("Мир Божий", 1903); "Хомяков, как философ" (ib., 1904); "О новом русском идеализме" ("Вопросы философии и психологии", 1904). С октября 1904 г. Б. вошел вместе с С. Н. Булгаковым в преобразованную редакцию журнала "Новый Путь", а с января 1905 г. состоит одним из редакторов журнала "Вопросы Жизни".


{Брокгауз}





Бердяев, Николай Александрович


(р. 1874) — философствующий публицист. В молодости увлекался социалистическими идеями, за что в 1898 был исключен из Киевского ун-та, а в 1900 был выслан в Вологодскую губ. Это время совпало с поворотом Э. Бернштейна к ревизионизму и с отходом от марксизма части рус. интеллигенции, принимавшей до того участие в рабочем движении: Б. оказался в рядах отошедших. Уже в своей первой статье — "Ф. А. Ланге и критическая философия" ("Neue Zeit", 1900, и "Мир Божий", № 7, 1900), Б., хотя и пытался отмежеваться от неокантианства, однако, выступил против ортодоксального марксизма — именно с точки зрения одной из разновидностей неокантианства (Зиммель). В течение первых лет 20 в. Б., наряду с П. Струве (см.), М. Туган-Барановским (см.) и др., пытался внести в марксизм "критическую струю". По существу же он вел в эти годы борьбу со всеми теоретическими принципами марксизма: с материализмом, диалектикой и в особенности с материалистическим пониманием истории (напр., "Критика исторического материализма", — "Мир Божий", № 10, 1903; "Катехизис марксизма", — "Вопросы Жизни", 1905, февраль). Его "социалистические" устремления в то время сводились к тому, что "рядом с социальной демократизацией общества должна итти его духовная аристократизация". Это приводило к замене материализма идеализмом, Маркса — Лассалем и Кантом, пролетарского социализма — буржуазным демократизмом. К 1906 Б. уже признавался: "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы не реально и не религиозно". Отсюда начался отход Б. от кантовского идеализма и переход на почву "мистического реализма", а в действительности к крайнему идеализму и религиозной мистике. Всю действительность и все исторические события Б. "постигает" мистически и видит в них религиозный смысл. Империалистская война была для Б. "всемирно-историческим фатумом", а революция 1917 — "богооставленной" и "безблагодатной". Находясь с 1922 за границей, Б. окончательно оформил свою мистическую и реакционную социальную метафизику. В области теории познания он исходит из спекулятивного интуитивизма, заявляя, что в умозрении непосредственно даны не только три измерения материального мира, но и некий "четвертый план" бытия. Этот "план" бытия составляют онтологические ноуменальные сущности — в противоположность феноменальным, преходящим явлениям земного мира. Такими "вечными сущностями" являются, по Б., аристократия, консерватизм, частная собственность и т. п. Социально-философская фантазия Б. сводится к тому, что теперь, в эпоху пролетарских революций, общество вступает в новую "сакральную" эпоху. Эпоха эта — новое средневековье, в котором и заключается единственный выход из мирового тупика. Возврата к предреволюционной эпохе, т. е. к капитализму, быть не может, ибо тогда впереди снова окажется революция. Б. критикует капиталистический строй, но критикует его с реакционной точки зрения, т. е. с точки зрения феодализма. Именно феодальный строй с его социально-политическим иерархизмом и всепроникающим господством религии является социальным идеалом Б. В этом отношении современные взгляды Б. выражают "феодальный социализм" в том смысле, в каком Маркс и Энгельс называют в "Коммунистическом Манифесте" феодальным социализмом теории Боналъда и Жозефа де Местра.


Отношение Б. к Советской власти вытекает из его классовой идеологической позиции. Власть в СССР покоится на "демоническом гипнозе", в СССР господствует "сатанократия". Однако, нужно сказать, что при всей откровенной ненависти к СССР Б. не возлагает никаких надежд на белую эмиграцию.


Сочинения Б.: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском, СПб, 1901 (эпохи "критического периода" Б.); Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, СПб, 1907 (статьи до 1906, эпохи перехода через идеализм к религиозной мистике); Новое религиозное сознание и общественность, СПб, 1907; Духовный кризис интеллигенции, СПб, 1910; Философия свободы, М., 1911; Смысл творчества, М., 1916; Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (национал-шовинистический бред); Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, Берлин, 1923; Миросозерцание Достоевского, Берлин, 1923; Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии, Берлин, 1923 (реакционно-мистические фантазии); Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы, Берлин, 1924.



Лит.: О ранних взглядах Б.: Аксельрод, Л. (Ортодокс), Почему мы не хотим идти назад, "Заря", 1901, перепеч. в сборы. "Философские очерки", 1 изд., СПб, 1906; ее же, О проблемах идеализма, 1905, — перепеч. в сборн. "Против идеализма", 1 изд., П., 1922; ее ж е. Г. Бердяев и моя бабушка, "Совр. Мир", 1912, — перепеч. в сборн. "Против идеализма"; Засулич, В., Элементы идеализма в социализме, "Заря", 1901, — перепеч., СПб, 1906. О современных взглядах Б.: Карев, Н., Философия дворянина нашего времени ("Под Знаменем Марксизма", № 10, 1923).


И. Луппол.





Бердяев, Николай Александрович


[1874—] — философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Первоначально примыкал к марксизму, соединяя его впрочем с некоторыми течениями неокантианства. В дальнейшем пережил характерную для известных философско-публицистических кругов


того времени эволюцию "от марксизма к идеализму", а затем к религиозно-мистической философии и феодально-теократическим общественным идеалам. В 1922 вместе с Ильиным, Франком, Степуном и другими выслан за границу. В религиозно-мистическом плане развертываются и его эстетические воззрения, систематизированные им в книге "Смысл творчества" [1917] и базирующиеся на понимании искусства как своеобразного теургического акта. Из собственно литературных работ Б., кроме ранней статьи о Метерлинке в сб. "Sub specie aeternitatis" [1907], следует отметить его монографию о Достоевском, изданную в 1923 в Берлине и посвященную гл. обр. религиозным и социально-историческим концепциям последнего.



Библиография: Кроме произв., указанных в тексте: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии, 1901; Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Духовный кризис интеллигенции, 1910; Философия свободы, 1911; Смысл истории, Берлин, 1923; Философия неравенства, Берлин, 1923; Новое средневековье, Берлин, 1924.


{Лит. энц.}






Бердяев, Николай Александрович


Род. 6 (18) марта 1874, в Киеве, в знатной дворянской семье, ум. 23 марта 1948 в Кламаре (Франция). Религиозный философ, почетный доктор богословия Кембриджского университета (1947), автор более 40 книг. С юных лет участник марксистских кружков, за что подвергался аресту и ссылке (однако, считая революцию оправданной, не принял реалии Октябрьского переворота). В начале XX в. видный участник "движения от марксизма к идеализму" (наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком). Участник сборника "Проблемы идеализма" (1902). После 1904 г. сблизился с кругом Д. С. Мережковского и др., породившим течение "новое религиозное состояние". В эти годы были опубликованы книги Б. "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900—1906" (1907) и "Новое религиозное сознание и общественность" (1907). В 1908 г., перебравшись в Москву, вошел в круг издательства "Путь" и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике "Вехи" (1909). В 1911—12 гг. складывается оригинальная философия Б. После 1917 г. осознал себя противником большевистского переворота и видел свой долг в духовном противостоянии тоталитарной новой власти (проведение еженедельных литературно-философских собраний у себя на дому, организация Вольной академии духовной культуры, публичные лекции, в 1918 г. участие в сборнике "Из глубины"), хотя не отвергал социалистическую идею как таковую. С 1922 г. в эмиграции (был арестован и выслан советскими властями). Жил и работал в Берлине и во Франции. Книга "Новое средневековье" (1924) приносит Б. европейскую известность и с течением времени он становится посредником между русской и западной культурами, и Запад охотно принимает его трактовку русской истории, национального сознания и революции (исследования "Истоки и смысл русского коммунизма", 1937; "Русская Идея", 1946, и др.). В конце 40-х гг. с выходом своего "Опыта эсхатологической метафизики" (1947) и философской автобиографии "Самопознание" (1949) Б. приобретает общемировую известность.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
псевд.: Б.К-ский, К.Т-н) (6.3.1874, Киев - 24.3.1948, Кламар под Парижем) - философ, религиозный мыслитель, публицист. Происходил из старинного дворянского рода, известного со 2-й половины XV в. Несколько поколений его предков со стороны отца, Александра Николаевича, были военными. Отец состоял на военной службе до 15.10.1878, когда вышел в отставку в чине штабс-ротмистра и поселился в Киеве; был предводителем дворянства и председателем правления Киевского Земельного банка.
Мать - Александра (Алина) Сергеевна (урожд. Кудашева). По признанию Б., он никогда не любил семьи как таковой, он «никогда не ощущал, что родился от родителей», любя их, относился к ним, как отец к детям.
Бердяевы владели родовым имением Обухове в Киевской губернии, заложенным в 1870-е в Киевском Земельном банке и затем проданным, а также майоратом Коваль в Царстве Польском, полученным в 1836 «за отлично усердную службу» дедом Б.
Б. получил начальное домашнее образование, хорошо владел немецким и французским языками, С детства зачисленный по семейной традиции в пажи, в 1887-91 учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, после чего вместо поступления в Пажеский корпус около трех лет готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости для поступления в университет. Б, получал посредственные оценки и считал себя малоспособным учеником, когда требовалось пассивное усвоение и запоминание, С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, А-Шопенгауера и др.) и осознал свое призвание - быть философом, «человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни». Со второй попытки, 11.6.1894, Б. получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии. В 1894-97 учился в Киевском университете Св.Владимира: год на естественном отделении физико-математического факультета, затем на юридическом факультете.
Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу - антикантианский этюд «О морали долга и о морали сердечного влечения» (опубликован не был, рукопись не сохранилась). Участвовал в работе кружка, собиравшегося на квартире Г.Челланова приват-доцента университета, читавшего необязательный курс критики марксизма; а также студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и Киевского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. Уже тогда у Б. проявились способности лектора и страстного полемиста. В 1897 впервые был арестован за участие в студенческой демонстрации; вторично арестован 12.3.1898 по обвинению в участии в антиправительственных выступлениях. Разбирательство по его делу длилось почти два года: 22.3.1900 выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции.
В 1898 в библиографическом отделе майского выпуска журнала «Мир Божий» состоялся литературный дебют Б.: напечатаны две его рецензии (без подписи) на книги «История политических учений» Б.Поллока и «Будда, его жизнь, учение и община» Г.Ольденберга. В 1899 написал свою первую самостоятельную статью «Ф.А.Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму», опубликованную в мае 1900 на немецком языке (Neue Zeit, 18991900, № 32/34) и представляющую собой критический анализ книги Ланге «История материализма». В 1900 завершил работу над книгой «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» (СПб.
1901), в которой идеи марксизма сочетались с идеализмом.
Ссылку отбывал вместе с А.Богдановым (Малиновским), А.Ванновскам, А,Луначарским, А.Ремизовым, Б.Савинковым, П.Щеголевым и др. Годы, проведенные в ссылке, Б. посвятил занятиям философией. Именно там произошел его переход «от марксизма к идеализму». Последний год ссылки ему разрешили провести в Житомире, после чего он смог вернуться в Киев.
С детства Б. был знаком с западноевропейской культурой. В 1900-1910-е много путешествовал по Европе (Германия, Италия, Франция, Швейцария).
Летом 1903 слушал в Гейдельберге лекции В.Виндельбанда. В августе 1904 участвовал во 2-м международном конгрессе философов в Женеве, во время которого встречался с Г.Плехановым, Осенью 1904 женился на Л.Трушевой (по первому мужу Рапп. 1875-1945).
В 1904-7 жил в Петербурге, затем, после заграничного путешествия, с января 1909 обосновался в Москве.Б. стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который он сам называл «русский ренессанс начала XX века». Б. принимал участие в работе Киевского, Московского памяти Вл.Соловьева и Петербургского Религиозно-Философских обществ (РФО), был действительным членом Психологического общества при Московском университете. Бывал на знаменитых средах «на башне» у Вяч. Иванова, на воскресеньях у В.Розанова, на заседаниях: московского православнобогословского кружка М.Новоселова, Академии изящных искусств у А.Скрябина, кружка «Православного возрождения», Общества свободной эстетики, Московского литературно-художественного кружка. Религиозно-философские собеседования устраивались и в доме Б.
в Москве.
По приглашению Д.Мережковского и З.Гиппиус вместе с С.Булгаковым вошел в состав редакции журнала «Новый путь», а в 1905 редактировал его продолжение - журнал «Вопросы жизни». Печатался в журналах «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий», «Полярная звезда», в «Московском еженедельнике», в газете «Биржевые ведомости» и др.
Участвовал в сборниках статей «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи.
Сборник статей о русской интеллигенции» (1909), вызвавшие бурный отклик современников и оставившие заметный след в истории русской культуры. В 1910-11 вместе с С.Булгаковым, Г.Рачинским, князем Е.Трубецким и В.Эрном участвовал в работе московского издательства «Путь», для которого написал биографию А.Хомякова.
За статью «Гасители духа» (Рус. молва, 1913, 5 авг.), направленную против Святейшего Синода, который олицетворял для Б. официальное православие, против него было возбуждено дело по обвинению в богохульстве (прекращено после Февральской революции). В 1914 издал книгу «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», посвященную раскрытию религиозного смысла творчества и заложившую основы его оригинальной религиозно-философской системы. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Так, Мережковский и Гиппиус ее активно не приняли: А.Карташев считал, что Б. «в ней доходит до границ какойто истеричности при всем его интеллектуализме», «читатель начинает вместе с ним подниматься на головокружительную высоту и дышать воздухом иллюзии и необычной свободы, получаемой только от прикосновения к религиозным объектам». По мнению В.Зеньковского, это «одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений последнего времени и во всяком случае лучшее, что было написано Н.А.Бердяевым».
События 1917 Б. пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 испытал творческий подъем и период общественной активности. В 1917-18 им написано свыше 40 публицистических статей, опубликованных в журнале «Русская мысль», в еженедельниках «Накануне», «Народоправство», «Русская свобода». Часть этих статей, в которых философ определял смысл происходящих в России событий, истоки революции, высказывал предположения о дальнейшем развитии событий, были объединены в сборник «Духовные основы русской революции. Опыты 1917-18 гг.» (при жизни автора опубл. не был). Участвовал в сборниках: «Из глубины. De profundis. Сборник статей о русской революции» (1918), «Освальд Шпенглер и Закат Европы» (1922) и др. 14.9.1917 присутствовал на московском Государственном совещании в качестве члена Временного совета Российской республики от общественных деятелей, В 1-йполовине 1918 на квартире Б. возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая официальный статус осенью 1919.
В ВАДК Б. читал курс лекций по философии истории и философии религии.
С 1918 выступал с лекциями по этике слова в Государственном институте слова. Весной 1919 работал в Хранилище частных архивов, занимаясь разборкой архива графов Игнатьевых; в 1920 был избран профессором Московского университета и в течение года читал лекции на историко-филологическом факультете о миросозерцании Ф .Достоевского и курс по философии истории. В сентябре 1921 стал действительным членом московского отделения Вольной философской ассоциации: с января 1922 поступил на работу в качестве действительного члена философского отделения в Российскую Академию художественных наук. Был членом Клуба московских писателей, членом правления Всероссийского союза писателей, одним из учредителей Лиги русской культуры, членом экуменического Общества соединения церквей: деятельно участвовал в работе Лавки писателей, открытой в сентябре 1918. В этот период им были написаны книги: «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (лето 1918, изд. Берлин, 1923), «Философия Достоевского» (1921).
В первый раз был арестован ВЧК 18.2.1920 по делу Тактического центра - организации, на нескольких заседаниях которой Б. выступил с докладами об истоках и перспективах революции в России. Вторично арестован ПТУ в ночь с 16 на 17.8.1922 по обвинению в антисоветской деятельности и до 21 августа содержался во внутренней тюрьме ПТУ.Б.
было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной высылке из Советской России, Б. отрицательно относился к эмиграции и не предполагал, что будет вынужден уехать из России. По воспоминанию его жены, незадолго до высылки, сидя на балконе дачи в Барвихе, Бердяевы говорили М.Осоргану. «Вы, быть может, еще и попадете за границу, а мы, конечно, никогда!» Покинул Советскую Россию 28.9.1922. До лета 1924 жил в Берлине, воспринимая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В ноябре или декабре 1922 на квартире Б, по инициативе П.Струве состоялось совещание философов, высланных из России, и представителей белого движения (С.Франк, И.Ильин, А.Изгоев и сам Б., с одной стороны, П.Струве, В.Шульгин, И.Биккерман, Г.Ландау, с другой). На этом собрании Б. в резкой форме отмежевался от белого движения, считая, что нельзя возлагать надежды на насильственное ниспровержение большевизма, ибо он может быть преодолен только медленным внутренним процессом религиозного покаяния и духовного возрождения русского народа, В Берлине Б. продолжил культурнопросветительскую и преподавательскую деятельность, 26.11.1922 по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиознофилософская академия (РФА), продолжившая традиции прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве, Б. читал лекции и вел семинарий; являлся деканом отделения и членом ученого совета Русского научного института для обучения русских студентов, открытого 17.2,1923. В институте он читал популярный курс по истории русской мысли. Осенью 1923 участвовал в работе 1-го съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД). Стал почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах движения до 1936, когда, по его мнению, в движении стали преобладать правые группировки фашистского характера. В 1923 Б, удалось опубликовать ряд книг, написанных еще в России, Книга «Миросозерцание Достоевского» («Философия Достоевского»), по отзыву французского религиозного философа Ж.Маритена, чрезвычайно важна для понимания мировоззрения самого Б. В книге Б. подчеркивал, что «путь свободы ведет или к человекобожеству и на этом пути человек находит свой конец и свою гибель, или к Богочеловечеству - и на этом пути находит свое спасение и окончательное утверждение своего образа». В книге «Смысл истории», написанной на основе историософских лекций в ВАДК (Берлин, 1923), Б. заявлял, что смысл истории находится вне ее границ - в Метаистории, т.е. в жизни, в Царстве Бога, где преодолевается объективация, причем существует связь истории и метаистории, метаистория постоянно присутствует как фон истории. В Берлине был написан этюд «Новое средневековье» (Берлин, 1924).
Переведенный на многие европейские языки, этюд получил широкое распространение за рубежом, а его автор приобрел мировую известность.
Вопреки желанию Б. многие воспринимали его исключительно как автора «Нового средневековья». В Берлине Б. познакомился с немецкими философами Г.Кейзерлингом, М.Шеллером, О.Шпенглером.
Летом 1924 Б. по ряду материальных соображений переехал во Францию.
Вместе с семьей: женой, ее сестрой, Е.Рапп, и их матерью, И.Трушевой, он снимал квартиру в Кламаре под Парижем, ав 1938 переехал в собственный дом, полученный в наследство от друга семьи - англичанки Ф.Вест. По отзыву Б.Вышеславцева, у Б, был «милый помещичий дом, «Ясная поляна», где живет русский барин, боящийся сквозняков, любящий заниматься философией и решивший стать «пророком» и достигший успехов на этом поприще». С 1928 регулярно по воскресеньям у Б.
устраивались собеседования с чаепитием, как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей были И.фондаминский, Е.Извольская, М.Каллаш, о.ДКлепинин, К.Мочульский, Г.Федотов, Л.Шестов и др.
В ноябре 1924 под председательством Б. в Париже открылась РФА. Он читал курсы лекций («О проблемах христианства», «О современных духовных течениях», «Об основных темах русской мысли XIX в.», «Судьба культуры (философия кризиса культуры)», «Человек, мир и Бог (Проблемы религиозного сознания)» и др.); вел семинары («Идолы и идеалы», «Основные течения современной европейской культуры» и др.). С 1925 принимал участие в собраниях Братства Св.Софии, читал лекции на собраниях Русского национального комитета («Русская духовная культура» и др.), в конце 1920-х - начале 30-х на собраниях газеты «Дни»; участвовал в работе литературного объединения «Кочевье». Был одним из основателей Лиги православной культуры (1930-35) наряду с О.Булгаковым, Зеньковским, Федотовым, Фондаминским. Сочувственно относился к благотворительной организации «Православное Дело», основанной в 1936 матерью Марией (Скобцовой).
С 1924 и до своей кончины был редактором издательства YMCA-Press. С сентября 1925 по март 1940 редактировал при участии Вышеславцева журнал «Путь. Орган русской религиозной мысли». По словам Б., журнал давал место для творческих проявлений мысли на почве православия. В журнале было напечатано 87 статей, очерков, рецензий, заметок Б. по проблемам христианской философии, истории, с оценкой современных событий, с отзывами на новейшие книги и т.д.
Нередко статьи носили резко полемический характер и вызывали крайне негативные оценки русской эмиграции. Страстный защитник свободы творчества, Б. в 1935 выступил в защиту Булгакова, обвиненного за свои богословские взгляды указом митрополита Сергия в ереси (Дух великого инквизитора // Путь, 1935, окт./дек., № 49); в конце 1939- начале 1940 встал на сторону Федотова, получившего, по предложению митрополита Евлогия, ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием статей на политические темы для изданий «левой» ориентации (Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Там же, 1939, окт./дек., № 59) и др.
Сотрудничал в русскоязычных изданиях: газетах «Дни» (1923-28), «Последние новости» (1927-39), «Русские новости» (1945-47); журналах «Современные записки» (1925-39), «Вестник РСХД» (1931-35), «Новый град» (1931-39), «Русские записки» (1937-38), «Новая Россия» (1936-40); в немецких журналах «Europaische Revue» (192630), «Orient und Occident» (1929-36), во французском - «Esprit» (1932-48) и др.
изданиях.
Б. имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. В 1925 организовал «Кружок интерконфессиональных исследований» (интерконфессиональные собрания) для сближения церквей, на которых присутствовали католики (о.Л.Жиле, о.Л.Лабертоньер, Ж.Маритен), протестанты (пастор Бергнер, В.Моно), православные (о. Булгаков, Федотов, Г.Флоровскай) и др. С 1928, когда католикам не разрешили присутствовать на собраниях вместе с протестантами, Б. устроил частные собрания у себя дома.
Участвовал в традиционных декадах в имении П.Дежардена Понтиньи и субботних собраниях в его парижском доме - «Союз для правды» («LUnion pour la v6rit6»«), в философских собраниях у Г.Марселя и М.Море, в собраниях французской молодежи в кружках журнала «Esprit», на которых общался с Ж.П.Блоком, Ш.Дю Босом, Э.Дермингемом, Л.Массиньоном, Низаном, С.Фюме и др.
С 1924 Б. выезжал из Франции в Англию, Австрию, Бельгию, Италию, Латвию, Польшу, Чехословакию, Швейцарию, Эстонию для участия в международных встречах, для публичных выступлений. Принимал участие в работе конгрессов: 1-м и 2-м психосоциологических, международных философских, 2-м Польском философском, 6-м международном истории религии, Всемирном спиритуалистическом, конгрессах Пен-клуба, в ежегодных интернациональных встречах в Женеве и др. (1926-47).
В 1927-28 была опубликована в Париже «философия свободного духа», получившая премию Французской Академии моральных наук и ставшая в творчестве Б. началом пересмотра основных проблем христианства. В книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931) Б. рассматривал этику как познание духа, отмечая при этом, что «человеку принадлежит примат над бытием, ибо бытие раскрывается только в человеке, через человека. И только тогда раскрывается дух». Сразу по выходу книги Н.Лосский поставил под сомнение один из основополагающих тезисов философской системы Б.
изложенный в ней, что «свобода не может быть сотворена и что если допустить тварность свободы человеком, то сам Бог окажется виновником мирового зла, так что теодицея будет невозможна». Книга «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (Париж, 1934) посвящена проблеме человека. Б. писал, что «философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования». В книге «Судьба человека в современном мире» (Париж, 1934) Б. формулировал свою философию истории современности. В книге «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1935) писал о своем понимании Духа и о соотношении его с бытием, рассматривая такие проблемы Духа как зло, страдание и др. и подчеркивая, что устранение голода и нищеты не решает духовной проблемы, человек остается лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, творчества.
Трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, временем и вечностью даже при более рационально устроенной общественной жизни будет возрастать по своей напряженности.
Социальнополитическим вопросам посвящена работа «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937). В 1939-40 была в основном написана книга «Самопознание», в которой объектом исследования стала собственная жизнь философа, история его духа и его самосознания, делалась попытка самоосмысления и объяснения себя миру. В книге «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (Париж, 1939) Б., вновь рассматривая проблему личности, выделял такие виды рабства человека как рабство у бытия, у Бога, у природы, у цивилизации, у самого себя, у истории, По мнению Б., освобождение человека возможно только в области Духа.
После немецкой оккупации Франции, в июле 1940, Бердяевы вместе с Мочульским уехали в Пила под Аркашоном, но после появления немцев и там вернулись в Кламар. С началом войны Германии против России Б.
занял т.н. «просоветскую» позицию, или, говоря словами самого Б.
«естественно присущий ему патриотизм достиг предельного напряжения».
Во время немецкой оккупации Б. почти нигде не выступал с публичными докладами и лекциями, посвятив это время «сосредоточенному философскому творчеству». Стал членом «Союза патриотов», сочувствовал движению Сопротивления, печатался в газете «Русский патриот». Участвовал в работе Центра философских и духовных исследований М.Дави («Centre des recherches philosophiques et spirituelles») и в коллоквиуме в Ла Фортеле, организованном Центром и посвященном выходу на французском языке его книги «Дух и реальность».
Б. не был удовлетворен состоявшимся там обсуждением и говорил после коллоквиума жене: «Критикуют и обсуждают не по существу, а по мелочам. И, кроме того, чувствую, что меня плохо понимают. Не понимают того, что вся моя философия основана на христианстве».
Под влиянием трагических событий 2-й мировой войны книгой «Опыт эсхатологической метафизики» (1941) Б. начал переосмысление традиционной христианской метафизики. «Я стал более революционером, я по натуре не человек закона. Кроме того, теперь в центре у меня стоит эсхатология, чего раньше не было. И я стал более пессимистом, чем раньше», - говорил Б. во время войны жене о происшедших в нем переменах. В этот же период философ обратился к истории русской мысли и на основе курса лекций в РФА написал работу «Русская идея» (1943), в которой особо подчеркивал эсхатологическую склонность русского ума и выделил существование целого эсхатологического течения русской мысли, к которому, наряду с Ф.Достоевским, К.Леонтьевым, Н.Федоровым, Вл.Соловьевым, князем Е.Трубецким, причислил и себя. В книге «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1943-45) Б., основываясь «на собственной пережитой внутренней борьбе последних лет, испытанных муках и страданиях и их преодолении, пережитых надеждах», старался выразить «драматическую философию судьбы, существования в времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение», философ пользовался при этом экзистенциальноантропоцентрическим и духовно-религиозным методом.
Малоизвестное произведение Б. «Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения» (1945-47) продолжало пересмотр основных проблем христианства - доказательства существования Бога, проблемы греха и искупления, рая и ада, добра и зла, возможности воскресения, божественного элемента в человеке, свободы человека. Проблема соотношения истины и откровения при ее философском рассмотрении «может быть только философией, внутренне основанной на религиозном, духовном опыте, не рационалистической философией, а экзистенциальной философией, признающей первичности духовного опыта». По мнению философа, «Бог есть то, что не может быть выражено.
Это и есть откровение Духа». Именно это и является Истиной, поскольку «в том, что не может быть выражено, не может быть никаких сомнений». В 1945 Б. входил в редакционную коллегию журнала «Cahiers de la nouvelle epoque». В 1946 был приглашен на прием в посольство СССР во Франции. Весной 1947 Б. была присуждена степень доктора теологии honoris causa Кембриджского университета.
Годы, прожитые Б. во Франции, стали для него «эпохой усиленного философского творчества». Там были написаны 15 крупных его исследований, не считая участия в сборниках, сотен статей, докладов, лекций и т.п. Он поражал своей работоспособностью даже своих близких, одновременно обдумывая по нескольку книг и статей. Последнее, незавершенное произведение Б. - книга «Царство Духа и царство Кесаря» (1946-48), Излагая гносеологические основы своей философской системы, он вновь обращается к проблеме познания Истины: «В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная Истина, есть Бог», что «истина... есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта». Именно по отношению к Истине Б. проводил разделение «божьего» и «кесарева», Духа и мира. Окончательную победу Царства Духа Б, видел в изменении структуры человеческого сознания, т.е. в преодолении мира объективации: она мыслилась им лишь эсхатологически.
Философом была задумана книга о мистике, понимаемой им как «духовный опыт, выходящий за пределы противопоставления субъекта и объекта, т.е. не подпадающий власти объективации». На эту же тему в мае 1948 Б. должен был сделать доклад в Центре философских и духовных исследований.
Б. умер за письменным столом. Был похоронен на кладбище в Кламаре.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции