БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович
Березовский известен как автор духовных концертов, среди которых наиболее популярен "Не отвержи мене во время старости". Березовский соединил в своем творчестве западноевропейскую музыкальную культуру с традициями русского хорового пения.
Л.Н. Вдовина
Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.
Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты («Приидите и видите, Вси языцы, Тебе бога хвалим, Господь воцарися, Хвалите господа с небес») показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.
15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу «Демофонт», успех которой был отмечен в ливорнской газете: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием». Опера «Демофонт» подвела итог «итальянскому» периоду жизни Березовского - 19 октября 1773 г. он покинул Италию.
Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.
Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы «Демофонт», поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - «Господь воцарися», являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и «Не отвержи мене во время старости», ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).
Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского - Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт «Не отвержи» знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.
Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития. /А. Лебедева/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
— композитор, род. в 1745 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. в марте 1777 г.; учился он в киевской духовной академии, но курса не кончил. Попав случайно в С.-Петербург, Березовский, обладавший прекрасным голосом, определен был в придворную певческую капеллу и стал изучать теорию музыки у Цопписа. В числе других певчих Березовский неоднократно принимал участие в представлениях итальянской оперы. Отличная игра на скрипке и незаурядная способность к композиции обратили на него общее внимание; в 1765 г. он был отправлен за счет правительства в Италию для усовершенствования и стал изучать музыку у известного теоретика Мартини (в Болоньи). Традиции старой болонской школы оказали самое благотворное влияние на талант Березовского; композиции его отличались таким вдохновенным и в то же время строгим стилем, что он удостоился редких для иностранца отличий со стороны итальянского музыкального мира: он был избран почетным членом многих итальянских музыкальных академий, в болонской академии сверх того имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске, а болонское музыкальное общество удостоило его звания капельмейстера. Несмотря на приобретенную в Италии популярность, Березовский постоянно мечтал о возвращении на родину, по которой он сильно тосковал. Эту мечту Березовскому удалось осуществить лишь в 1774 г. — после девятилетнего пребывания в Италии. Родина оказалась для него злой мачехой; неудачи преследовали композитора одна за другой. По приезде он был причислен к придворной певческой капелле сверх штата; среди иностранцев, захвативших лучшие должности в капелле и державшихся тесно сплоченным кружком, Березовский почувствовал себя совершенно одиноким; положение его было довольно тяжелым и потому, что его сослуживцы, по чувству самосохранения, относились к нему с открытым недоброжелательством и всевозможными способами старались вредить ему. Некоторым просветом в этом довольно безотрадном положении для Березовского явилось предложение Потемкина занять место директора в музыкальной академии, которую он предполагал основать в Кременчуге, но об этом проекте Потемкин вскоре позабыл, равно как и о Березовском. Все эти огорчения, в связи с материальной нуждой довели Березовского до отчаяния; он заболел горячкою и в припадке болезни перерезал себе горло. Многочисленные церковно-музыкальные произведения Березовского почти все остаются в рукописи. Придворною певческою капеллою изданы только две композиции: "Верую" (исполняющееся и доселе) и концерт "Не отвержи мене во старости". Большою известностью пользовались концерты Березовского — "Отрыгну сердце мое", "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Слава в вышних Богу", причастный и др.; затем Березовским написана "Литургия", из которой и взято известное "Верую". Большинство композиций написано Березовским в Италии, откуда он присылал их в С.-Петербург; здесь они исполнялись придворною певческою капеллою, а затем расходились в списках по всей России и получали широкую известность. Будучи поклонником итальянского стиля церковной музыки, Березовский тем не менее делал далеко не бесплодные усилия к согласованию музыкального выражения с характером текста. В этом отношении композиции его представляют значительный шаг вперед по сравнению с произведениями итальянцев, писавших музыку для богослужения православной церкви, где сплошь и рядом встречаются даже неправильные ударения в словах. В произведениях Березовского удачно сочетаются возвышенная простота церковного гимна и изящество. Из светских композиций Березовского сохранилось известие об опере "Демофон", представленной на сцене в Ливорно и имевшей выдающийся успех.
А. Преображенский, Словарь русского церковного пения, 1896. — Саккетти, Очерк всеобщей истории музыки. 2 изд. 1891. — З. Дуров, Очерк истории музыки в России (в книге: Руководство к изучению истории музыки Аррей фон Доммер. Пер. Желябужской. 1884). — Разумовский прот., Церковное пение в России. 1867.
К. Храневич.
{Половцов}
Березовский, Максим Созонтович
— замечательный композитор православной церковной музыки; род. 16 октября 1745 г. в гор. Глухове Черниговской губ. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник Киевской духовной академии, Б. по приезде в Петербург был определен благодаря своему прекрасному голосу в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время при дворе императрицы Елисаветы давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание. В 1764 г., на 20 году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую Болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Б. удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в Россию. Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный знаток церковной музыки о. Разумовский (см. это слово) в своей книге "Церковное пение в России" (Москва, 1867) указывает на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд воспою тебе Господи", "Причастный" и проч. — Все эти произведения Б. отличаются простотой, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из-за границы, были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя Б. сделалось с тех пор известным всей России. Концерты Б. разучивались всеми любителями церковного пения. Но печальнейшее разочарование ждало Б., когда он в 1774 г., после 9-летнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение, и глубоко ошибся в своих расчетах. Петербург кишел в то время массой пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собой клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в Петербург Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один — князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ Б. определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о Б., но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, от чего и скончался 22 того же марта.
Как композитор духовной музыки, Б. вместе с Веделем является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, нимало не заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим-то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи — соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Берез., оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой — это "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Б., кроме двух поименованных, наибольшей известностью пользуются еще семнадцать концертов. Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению истории музыки" Аррея фон-Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); H. А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей истории музыки" (СПб., 1883 г., изд. В. Бесселя и К°); Стаффорда, "История музыки", в переводе Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (Париж, 1860).
{Брокгауз}
Березовский, Максим Созонтович
— род. 1745, ум. в марте 1777; уроженец г. Глухова Черниговской губ., учился в киевской академии; обладал прекрасным голосом, почему еще до окончания курса был определен в Придворную певческую капеллу и отдан для обучения музыке тогдашнему капельмейстеру придворного хора Цоппису. Обучение шло настолько успешно, что в 1765 Б. был отправлен на счет правительства в Болонью, к известному профессору-теоретику Мартини. Блестяще окончив курс болонской академии, Б. стремился в Россию, но по приезде в Петербург не нашел себе ни сочувствия, ни материальной поддержки. Приниженное положение при Дворе, бездеятельность, скоро привели талантливого человека к психическому расстройству, а затем и к самоубийству. Немногочисленные его композиции ("Верую" на 4 гол., концерт "Не отвержи мене во время старости", 4 причастных; всего до 18 №№, из которых несколько неизданных) заметно выделяются из ряда современных ему композиций приезжих итальянцев, нося на себе печать сильного музыкального таланта и заметного стремления автора сообразоваться с содержанием молитвенного текста песнопений. В бытность Б. в Италии, им были написаны опера "Демофонт" (с успехом шедшая в Ливорно), а также другие светские сочинения. Ср. брошюру Н. А. Лебедева: "Б. и Бортнянский как композиторы церковного пения", СПб. 1882.
(П.)
{Риман}
Березовский, Максим Созонтович
композитор церк. муз.; р. 1745, † 24 марта 1777 г.
{Половцов}
Березовский, Максим Созонтович
(1745—1777) — украинский композитор (род. в Глухове). В произведениях Б. заметно сильное итальянское влияние. Музыкальное образование Б. получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа, а затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования. Достигнув звания члена Болонской академии и поставив в Ливорно свою оперу "Демофонт", Б. в 1774 вернулся в Россию; не найдя здесь поддержки, обреченный на бездеятельность и нужду, он покончил самоубийством. Из произведений Б. издано несколько композиций церковной музыки.
Лит.
: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882.
Березовский, Максим Созонтович
(род. 27.X.1745 в Глухове Черниговской губ., ум. 2.IV.1777 в Петербурге) — рус. композитор, певец (бас). Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764 был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д. Мартини в Болонье. В 1771 (в один день с Й. Мысливечком) получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством. Б. — один из основоположников рус. хоровой классики.
Соч.: опера "Демофонт" (1773, в Италии); духовн. музыка, в т. ч. 12 хоровых концертов (наиболее известный "Не отвержи мене во время старости"), хоры и др.