Беринг Витус

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВИТУС БЕРИНГ
Витус Йонссен Беринг (по-русски его звали Иван Иванович) был родом датчанин. Он родился в августе 1681 г. в городе Хорсенсе в семье таможенника. О его детстве сведений почти не сохранилось. Известно, что после школы он поступил в морской кадетский корпус и в 1701–1703 гг участвовал в плавании к берегам Ост-Индии На обратном пути корабль зашел в Амстердам. Здесь Беринг познакомился с адмиралом Корнелием Крюйсом, который по поручению Петра I вербовал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча круто изменила судьбу Беринга Двадцати трех лет от роду он отправился в неведомую для него Россию, которая отныне стала его второй родиной Сначала Беринг был назначен капитаном небольшого судна, доставлявшего лес с берегов Невы к острову Кот лин В последующие годы судьба бросала его то на юг, то на север, то на восток. За время своей долгой службы ему довелось увидеть все океаны, омывающие берега России. В 1706 г. он получил чин лейтенанта, а в 1710 г. в звании капитан-лейтенанта был направлен в Азовскую флотилию. В 1715 г капитаном 4-го ранга он прибыл в Архангельск, откуда совершил поход вокруг Скандинавии в Кронштадт. Через два года Беринга произвели в капитаны 3-го ранга, а в 1720 г. — в капитаны 2-го ранга. В 1724 г. сорокатрехлетний Беринг подал в отставку, но в том же году особым указом Петра был возвращен во флот с производством в капитаны 1-го ранга. С этого времени и вплоть до самой смерти Берингу выпала нелегкая честь руководить одним из самых замечательных предприятий в истории русской географической науки — Камчатской экспедицией. Мысль о ее организации исходила от самого императора, который мечтал установить морской путь из Архангельска в Тихий океан. Незадолго до своей кончины, в конце 1724 г., Петр I вспомнил, как он сам писал, «.то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..» Однако предварительно предстояло узнать, возможен ли в принципе этот путь, то есть «сошлась ли Америка с Азией» или между материками имеется пролив Для выяснения этого вопроса Петр составил приказ об экспедиции, назначив ее начальником Витуса Беринга. По инструкции, написанной самим императором, Беринг должен был «…на Камчатке или в другом… месте сделать один или два бота с палубами»; на этих ботах плыть «возле земли, которая идет на норд (север)… искать, где оная сошлась с Америкой… и самим побывать на берегу… и, поставя на карту, приезжать сюда». Огромная сложность всего предприятия заключалось в том, что базой для экспедиции должна была стать Камчатка — страшно далекий и еще совершенно неосвоенный край, окончательно присоединенный к России всего лишь четверть века назад. Путь к Камчатке, протяженностью несколько тысяч верст, лежал сначала посуху через бескрайнюю. Сибирь до Охотска, а потом — морем. Между тем вес грузов, которые предстояло доставить к берегам океана, превышал 10 тысяч пудов. Переезд потребовал огромных финансовых затрат и нечеловеческого напряжения. Отправившись из Петербурга в январе 1725 г., члены экспедиции добирались до полуострова более двух лет. Особенно тяжелым был отрезок пути от Якутска до Охотска, где на протяжении более чем 1000 км экспедиция передвигалась по порожистым рекам и труднопроходимой, почти безлюдной гористой местности. Последнюю часть пути (более 500 км) от устья Юдомы наиболее громоздкие вещи везли на нартах, запряженных людьми. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали. Только в октябре 1726 г. передовой отряд во главе с Берингом прибыл в Охотск. В этом далеком городке в то время насчитывалось всего с десяток дворов, и для размещения команды пришлось строить избы и сараи, чтобы дотянуть до конца зимы. Еще до прибытия Беринга тут построили шитик «Фортуну». В июне-сентябре 1727 г. экспедиция перебралась на ней на западное побережье Камчатки в Большерецк, откуда значительную часть груза До начала зимы успели переправить в лодках по реке Быстрой в Нижнекамчатск, на восточный берег полуострова Остальное перебросили зимой на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, и многие из них были разоРены и обречены на голод. В Нижнекамчатске в апреле 1728 г. приступили к постройке бота. Лес возили на собаках, смолу курили из лиственницы. Усердно заготовляли провиант: покупали оленей, ловили рыбу, из морской воды вываривали соль. 8 июня бот был спущен на воду и получил название «Святой Гавриил». Сама экспедиция по сравнению со сложной подготовительной частью выглядела просто морской прогулкой. 14 июля бот вышел в море и двинулся на север вдоль берегов Камчатки. Погода все время стояла ветреная и туманная 12 августа Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту офицеров и спросил их мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой. Было решено двигаться дальше на север. 16 августа экспедиция достигла широты 67 градусов, то есть находилась уже в Чукотском море. Таким образом было доказано, что между Америкой и Азией существует пролив. Беринг велел повернуть назад и 1 сентября вернулся в Нижнекамчатск. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку добраться до американского берега, но из-за сильного тумана и встречного ветра приказал повернуть назад. 24 июля «Святой Гавриил» прибыл в Охотск. Беринг отправился в Петербург, куда прибыл через семь месяцев. Далеко не все были удовлетворены результатами его экспедиции, поскольку она так и не добралась до Американского континента. Тем не менее, по возвращении в столицу, Беринг получил чин капитан-командора и награду в 1000 рублей. Весной 1730 г. он представил в Адмиралтейств-коллегию и Сенат две докладные записки с отчетом о своем путешествии и предложил план новой большой экспедиции. Оправдывая незначительные, как многим казалось, успехи своего плавания, он справедливо замечал, что одному отряду не под силу разрешить такую трудную и масштабную задачу, как исследование северного морского пути из Европы в Тихий океан. Выполнить ее можно было лишь с привлечением больших средств и большого количества людей. Предложения Беринга подвергли тщательному и всестороннему рассмотрению в Сенате. Прошло три года, прежде чем необходимое решение было принято, и в 1733 г. правительство поставило его во главе Второй Камчатской экспедиции. В отличии от Первой, Вторая Камчатская экспедиция представляла собой грандиозное как по масштабу, так и по количеству участников предприятие. В ее задачи входило исследование северных берегов России от Архангельска до Чукотки и далее на восток до Японии, а также внутренних областей Сибири и Дальнего Востока. Фактически она состояла из нескольких самостоятельных экспедиций, руководители которых были подчинены Берингу. В походах участвовало более 500 морских офицеров, ученых и матросов. Из Москвы в Сибирь отправлялись многочисленные обозы с провизией и снаряжением. Экспедиция потребовала большого комплекса подготовительных работ. Вперед себя Беринг отправил отряд лейтенанта Шпанберга, поручив ему организовать в Тобольске, Якутске и Охотске строительство кораблей, которые должны были использоваться в исследовании берегов Тихого и Ледовитого океанов. В начале 1734 г. вся экспедиция, к которой была прикомандирована группа ученых из Академии наук, собралась в Тобольске. Отсюда на судне «Тобол» Беринг отправил вниз по Иртышу отряд лейтенанта Овцына, поручив ему исследовать низовья Оби, а потом добраться по морю до устья Енисея. Помня о невероятных трудностях, которые пришлось преодолеть Первой Камчатской экспедиции на пути к Охотску, командор велел двум геодезистам, Скобельцыну и Шетилову, ехать в Нерчинск и искать пути к Охотскому морю через южные районы Сибири. Однако, встретив множество препятствий, те так и не смогли добраться до океана. Пришлось перевозить грузы прежней дорогой. В октябре 1734 г. Беринг перебрался в Якутск. Летом 1735 г. сюда же прибыл капитан Чириков с основным обозом. Ему было приказано следовать в Охотск, где в 1736 г. началась напряженная работа: строилось сразу несколько кораблей для японской экспедиции Шпанберга и для американской Беринга. Для оснастки кораблей требовалось много железных деталей, канаты, паруса, смола. Все это предстояло добыть и получить на месте. После многих хлопот Беринг организовал в Якутске железоделательный завод, продукция которого шла на изготовление якорей и других принадлежностей для кораблей. Одновременно он организовал заготовку смолы и распорядился соорудить канатную мастерскую. Грузы из Якутска с большим трудом по порожистым рекам доставлялись в Охотск. Одновременно Беринг продолжал руководить исследованиями Сибири. В августе 1735 г. он отправил из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск» отряд лейтенанта Прончищева и штурмана Челюскина, поручив им добраться до океана и описать побережье к западу от устья Лены. (Отряд дошел до 78 градуса северной широты, но так и не смог обогнуть Таймыр. Большая часть участников экспедиции и сам Прончищев умерли. Оставшиеся в живых вернулись в 1737 г. под руководством Челюскина в Якутск.) Еще одному отряду под командованием Ласиниуса Беринг приказал исследовать берега к востоку от устья Лены до пролива, ведущего в Тихий океан. Но летом того же года бот «Иркутск», на котором плыл Ласиниус, был остановлен сплошными льдами. Большая часть команды и сам капитан умерли от цинги Беринг послал вместо него лейтенанта Дмитрия Лаптева. В мае 1736 г. тот вышел из Якутска на трех дощаниках. Однако его также поначалу постигла неудача. Изза сплошных льдов продвинуться на восток в этот раз не удалось. Летом 1737 г. Лаптев привел бот «Иркутск» обратно в Якутск (до устья Колымы он смог добраться только в 1741 г.). Сам Беринг тронулся в путь лишь в 1737 г., убедившись, что его люди снабжены всем необходимым. К этому времени Адмиралтейств-коллегия, рассерженная задержкой, лишила командора положенного ему двойного жалования. Беринг, впрочем, не считал себя виноватым и говорил, что нехитрое дело загнать людей в места, где они сами не могут себя прокормить, а вот обеспечить их содержание на месте — это дело, требующее предусмотрительности и разумной распорядительности Летом 1737 г. он перебрался в Охотск. Весь следующий год ушел на подготовку японской экспедиции Шпанберга Летом 1738 г. тот на трех кораблях исследовал и нанес на карту острова Курильской гряды, а в следующем году спустился в нижние широты и достиг берегов Японии. Только после этого, снарядив и разослав во все стороны исследовательские отряды, Беринг смог сосредоточиться на собственной задаче — плавании к берегам Америки. В начале сентября 1740 г. его экспедиция на двух кораблях — «Св. Павел» и «Св. Петр» (каждый водоизмещением 200 т, с командой в 75 человек) — отплыла из Охотска к Камчатке. На восточном побережье полуострова, у Авачинской губы, в прекрасной гавани, которую Беринг назвал Петропавловской, экспедиция перезимовала. Наконец, 4 июня 1741 г., через восемь лет после отъезда из Петербурга, Беринг смог выйти к берегам Америки. Совместное плавание «Св. Павла» и «Св. Петра» продолжалось всего несколько дней. 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. Потратив три дня на поиски «Св. Павла», Беринг продолжил плаванье в одиночку и 17 июля добрался до Америки. Еще издали команда увидела вершину величественной горы, высотой 5,5 тысячи метров, которую Беринг назвал горой Святого Ильи. «Св. Петр» осторожно двинулся на запад вдоль побережья, причем командор старался держаться поодаль от неизвестной земли, к которой его корабли так ни разу и не подошли. Только однажды он отправил к берегу лодку для поиска пресной воды, а 21 июля велел ложиться на обратный курс. К этому времени треть команды на судне уже была больна цингой и страдала от недостатка пресной воды. Сильный встречный ветер очень замедлял движение. Но исследование неизвестного моря продолжалось — за время плавания было открыто и нанесено на карту множество островов Алеутской цепи, а также острова, названные впоследствии в честь Беринга Командорскими. 4 ноября корабль добрался до неизвестного острова (позже названного островом Беринга) с закрытой удобной бухтой. Судно и экипаж были в отчаянном состоянии. Каждый день умирали от цинги один-два человека. Снасти изорвались. Сухарей не было, а воды оставалось очень мало. 1 Продолжать путешествие не представлялось никакой возможности, поэтому решили остановиться здесь на зимовку. На берегу выкопали шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами. Когда закончилась перевозка больных и припасов на берег, только 10 моряков еще держались на ногах. 20 человек умерли; остальные болели цингой. Больной Беринг целый месяц лежал в землянке, полузасыпанный песком, считая, что так теплее. 6 декабря 1741 г. он умер. Команду после него принял лейтенант Свен Ваксель. Под его руководством 45 оставшихся в живых моряков построили из разрушенного корпуса «Св. Петра» новый корабль и на нем в августе 1742 г. добрались до Петропавловска, где их уже ждал «Св. Павел» Чирикова. Так завершилось грандиозное, стоившее многочисленных жертв предприятие, в результате которого впервые определились северные и восточные границы России. Надо сказать, что ни русское правительство, ни современники не оценили по достоинству научный подвиг Беринга При жизни в его адрес постоянно слышались упреки в медлительности, нерешительности и чрезмерной осторожности. Однако с годами огромное значение экспедиции Беринга для русской географической науки стало очевидно, и громкая посмертная слова пришла к нему вполне справедливо. Море, по которому плавал командор в 1728 г., получило название Берингова, пролив между Европой и Азией, по предложению Кука, также со второй половины XVIII стал называться Беринговым.

Источник: 100 великих россиян

Беринг, Витус

(или Иван Иванович, как его звали на Руси) — капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал северные берега Камчатки, восточную часть Азии, остров Св. Лаврентия, остров Св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь островов Алеутских, острова Шумагинские, Туманные, северо-западную часть Америки и бухту Св. Илии.


Б. родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу вступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Б. был лейтенантом, а в 1710 г. — капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командой. 1714—16 гг. Б. провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене, и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Б. нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Б., которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Б. и дать ему чин капитана 1-го ранга. С этого (1724) года Б. неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем : "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и Парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкцию для начальника экспедиции Витуса Беринга: 1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами, 2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка, 3) для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный кусть называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды".


24 января 1725 г. выехал из Петербурга спутник Б. — Чириков со своей командой. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Б. с другими членами экспедиции. Число всех чинов-участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольске и Охотске, простиралось до 20, а всего под командой Б. было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "юрналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. — Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску. Все почти лето 25 года команда провела в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг с отрядом из 39 человек в Усть-Кутский острог на Енисее, для постройки 15 барок, Б. 26 мая 1726 г. на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июня Б. прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 г., на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие. Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижнекамчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на весь путь (в 883 в.) около 2 мес. Нагрузив в Нижнекамчатске провиантом бот — "Св. Гавриил", построенный там же, — Б. со всей своей экспедицией сел на него и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой. Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Б. достиг наконец 67° 18´ с. ш. и, убедившись здесь на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что, стало быть, "нельзя Азии соединяться с Америкой", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. 2 сент. 1728 г. Б. был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на В., но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул м. Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк. Через 20 дней был уже в устье р. Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 г. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования сев. и сев.-вост. берегов Сибири. Адмиралтейств-коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Б., тем не менее ввиду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитан-командора и денежную награду — в размере 1000 рублей. Одобрены были сенатом и адмиралтейств-коллегией и "предложения" Б., а за этим одобрением последовало (28 дек. 1732 г.) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции. Целью ее было поставлено исследовать берега Ледовитого океана от Двины на В. до пролива между материками и морем проплыть в Америку. Для лучшего выполнения этой цели экспедиция разделилась на несколько отрядов. Один из них, под начальством Муравьева и Павлова, занялся исследованием берегов от устья Двины до Оби. В течение 1734—35 гг. им удалось дойти только до Мутной губы. В следующем году Муравьева, отданного под суд вместе с Павловым за "непристойные проступки", сменил лейтенант Малыгин, который в сентябре 1737 г. достиг наконец устья реки Оби.



Другой отряд, которому было назначено проплыть от устья реки Оби до Чукотского Носа, находился под начальством лейтенанта Овцына. Но последнего как-то постоянно заставала зима в момент отплытия, и в течение всех трех годов (1735—1737 г.) ему только в последний год удалось вверх по Оби добраться до 72° 30´ с. ш. Из других участников этого отряда, выступавших для самостоятельных исследований, следует указать на лейтенанта Прончищева, которому удалось добраться до устья Таймыра (1736 г.), Лассениуса, погибшего вместе с значительной частью своего отряда в Харудах, между Яной и Индигиркой (1735 г.), и лейтенанта Лаптева, имеющего едва ли не более всех участников (после Чирикова) Второй камчатской экспедиции прав на память о нем, как о энергичном, деятельном и счастливом путешественнике. После неудачной попытки в 1736 г. пробраться из Якутска в Камчатку, что имел в виду и Лассениус, Лаптев по предписанию сената в 1739 г. 29 июня вышел из Лены и в конце августа достиг у. Индигирки, зимовал здесь и с наступлением лета поплыл вдоль берегов до Колыми, откуда в 1740 г. пришел пешком через Анадырский острог в Якутск. Наконец, выполнение, так сказать, третьей задачи — проплыть морем в Америку — легло на самого Беринга. Он выступил из Петербурга в начале 1733 г., но за дальностью пути, медленностью в перевозке множества припасов и, наконец, вследствие препятствий, встреченных в Охотске при строении четырех мореходных судов, мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 года. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 г. вышел Б. в море на двух судах: "Петр" и "Павел", из которых одним командовал Чириков. На предварительном совете решено было держаться юго-вост. направления до тех пор, пока не встретят земли. Но, не встретив ее и под 50° ш., они поворачивают прямо на В. Вскоре их разлучает буря, и они продолжают плыть отдельно, не увидевшись уже более никогда. В этом восточном направлении Чирикову первому посчастливилось встретить землю — 15 июля под 56°, а Берингу — 18 июля, под 58° 28´ с. ш. После того, как посланные на берег люди не вернулись, а другой высадки за недостатком гребных судов сделать нельзя было, Чириков повернул обратно к Камчатке. Беринг между тем открывает бухту Св. Илии, представляющую совершенно безопасную гавань, соседние с неизвестным ему материком острова, крейсирует недалеко от берегов на неизвестном море в течение сентября и октября, когда свирепствовала сильная буря, и наконец решается идти в обратный путь, в Камчатку. Этот обратный путь стоил жизни многим членам экспедиции и самому командиру. Страшная буря и ветхость судна и снастей сделали его игрушкой ветра, а недостаток в съестных припасах, пресной воде, болезни и холод лишили возможности плавающих не только бороться с ветром, но исполнять самое необходимое на корабле. В таком беспомощном состоянии он был сначала прибит к подводной скале, а затем нахлынувшая волна перебросила судно через риф на тихое место, где на 4½ саженях глубины и в 300 саж. от берега опустили якорь на песчаное дно. Это был остров Авача, который теперь называется Беринговым. Он расположен в 185 км от Камчатки, под 55° 17´ с. ш. и 165°46´ з. д. (от Гринвича), принадлежит к береговой области Сибири, пространством около 1600 кв. км, безлесен и неплодороден, но богат пушными зверями. Он со всех сторон окружен подводными камнями и только в одном месте имеет свободный, но узкий проход. Сюда-то именно и попало судно Б. С трудом высадились на него путешественники, не зная, где они находятся и как отсюда попасть в Камчатку, почти совершенно лишенные съестных принасов и страдающие от разных болезней. Эти причины свели в могилу очень многих из них и вместе с тем самого Беринга, скончавшегося 8 декабря 1741 г.


Оставшиеся в живых спутники Б. почтили своего командора как могли: вынули его тело из ямы, в которой он стоял, по пояс заваленный песком от холода, предали земле и над могилой поставили деревянный крест, замененный в 1822 г. памятником; в 1866 г. был ему поставлен другой памятник, в Петропавловске. Так окончил свою жизнь первый русский мореплаватель. Витус Б., человек довольно образованный по тому времени, набожный, всеми любимый за свою "кротость и смирение", но весьма неэнергичный и несмелый путешественник, который, по словам Штеллера, его спутника, был более способен "с примерной ревностью и усердием исполнять поручения начальства" и "нередко сам признавался, что вторая Камчатская экспедиция свыше сил его". Скажем еще несколько слов о дальнейшей судьбе спутников Б. Питаясь мясом морских животных (бобров, морских котов и др.), они прожили здесь до августа следующего года (1742). Наконец решили из остатков разбитого корабля построить новый и на нем в начале августа выехали в море. 25 числа этого месяца они увидели берег Камчатки, а 27 бросили якорь в Петропавловском порте. В 1743 г. они прибыли на своем судне в Охотск, отсюда направились в Петербург, которого достигли далеко не все выступившие из Охотска. Последними вернулись в Петербург Чириков (1747) и Уессель (1749). Несмотря на многочисленные трудности, по большей части непреодолимые по тогдашним средствам, эта экспедиция значительно расширила географические сведения о берегах Ледовитого океана, низовьях больших сибирских рек, познакомила также с этнографическими особенностями обитателей Сибири и показала возможность плавания по Ледовитому океану вдоль берегов в течение летнего времени.


Ср. "Заслуги Петра Вел. по части распространения географических познаний" (Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. III); В. Н. Берх, "Первое морское путешествие Россиян"; его же, "Жизнеописание Беринга" ("Русский архив", 1823 год, кн. VI); Соколов, "Беринг и Чириков" ("Сев. пчела", 1849 г., № 98—99); "Первая камчатская экспедиция" ("Зап. Гидрограф. департамента", т. VIII и "Отеч. зап.", 1851 г., 3); ст. Стренцеля, "Русские экспедиции" ("Кронштадтский вестник", 1876 г., 78—127); Вахтин, "Первые труженики моря" (СПб., 1890).


{Брокгауз}





Беринг, Витус


(1680—1741) — родом датчанин, в 1704 был принят Петром I в рус. флот. В 1724 Петр поручил ему начальство над экспедицией для разрешения вопроса о том, соединяется ли Азия с Америкой (1-я Камчатская экспедиция). Выехав в 1725 вместе с лейтенантами Шпанбергом и Чириковым из Петербурга сухим путем в Охотск, Б. только через 3,5 года отправился из Нижнекамчатска в морское плавание. Плавание продолжалось всего полтора месяца, причем Б. прошел мимо устьев р. Анадыря, посетил бухты св. Креста и Преображения и, обогнув мыс Чукотский и открыв о-в св. Лаврентия, достиг широты 67°18´. Не видя никакого берега и считая свою задачу выполненной, он решил повернуть назад и на возвратном пути открыл о-ва св. Диомеда. Проходя проливом, впоследствии названным его именем, Б. вследствие туманов не видел противоположного американского берега. Перезимовав на Камчатке, Б. в 1729 сделал вторую попытку плавания, но пройдя 200 верст на Ю.-В. и не встретив земли, поспешил обратно в Охотск и 1 марта 1730 вернулся в Петербург.


В 1733 под начальством Б. была снаряжена 2-я Камчатская экспедиция (или Великая Северная), причем на Б. была собственно возложена задача исследования берегов Америки, лежащих против Камчатки. Экспедиция вышла 4 июня 1741 из Авачинской бухты на двух ботах под командой Б. и Чирикова. В плавании участвовали также натуралист Стеллер и астроном Делиль-дела-Кройер. Поднявшаяся буря разлучила оба судна. 15 июня Чириков первый встретил берег Америки под широтой 55°21´, но, потеряв две спущенные лодки и 15 человек команды, не решился заняться исследованием побережья и 10 окт. вернулся в Авачинскую бухту. Тремя днями позднее Чирикова Б. под широтой 58°28´ также увидел американский берег (бухта св. Ильи), но вследствие недостатка провианта и воды решил плыть обратно. На возвратном пути экспедиция посетила о-ва Кадьяк, Шумагинские и несколько о-вов Алеутского архипелага и понесла большие потери от цинги. 4 ноября бот Б. потерпел крушение около одного из о-вов Командорской группы, названного впоследствии Беринговым, и экипажу пришлось зимовать в самой суровой обстановке. Беринг не вынес зимовки и умер 8 декабря 1741 от цынги. Остатки экипажа, выстроив лодку из обломков бота, на следующее лето вернулись в Охотск.



А. Крубер.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008