БЕРМАН Евгений (Эжен) Густавович
БЕРМАН Евгений (Эжен) Густавович
4.11.1899 (С.-Петербург) - 14.12.1972 (Рим). Живописец, сценограф. Сын банковского служащего Густава Лазаревича Бермана и Лидии Борисовны Манасевич. Брат художника Леонида. Рано лишился отца и воспитывался в доме отчима - банкира и коллекционера Анатолия Григорьевича Шайкевича (1848-1928). Получил домашнее образование. В 1908-14 жил с семьей в Швейцарии, Франции и Германии. В 1914-18 занимался в частных студиях художника П. С. Наумова и архитектора С. Н. Грузенберга в Петербурге. В 1918 был арестован и два месяца провел в тюрьме. После освобождения эмигрировал с семьей в Финляндию, затем в Англию; в 1919 обосновался в Париже. Занимался в академии П. Рансона у М. Дени, Ф. Валлотона, Э. Вуйара. С 1921 делил с братом и художником Кристианом Бераром одну мастерскую, устроенную в доме родителей на авеню Малакофф. В 1922 они вместе путешествовали по Италии. Писал импрессионистские пейзажи и интерьеры. Увлекался архитектурой Возрождения и барокко. Работал над проектами совместно с итальянским архитектором Э. Терри. Выставлялся в салонах: Осеннем и Независимых (1923-25), Тюильри (1925-27). В 1926 вместе с Леонидом, П. Ф. Челищевым, К. Бераром и другими соучениками по академии Рансона участвовал в выставке в галерее Druet, положившей начало «неогуманистическому» или «неоромантическому» (по определению критика В. Жоржа) направлению в живописи. Вторая выставка группы состоялась в 1927 в галерее Pierre (Loeb). Познакомился с Гертрудой Стайн, Ж. Кокго, Б. Кохно и Дж. де Кирико, который оказал на него сильное влияние. Излюбленной темой картин стали загадочные пейзажи, вымышленные руины, архитектурные фантазии. Провел персональные выставки в парижских галереях: К. Granoff (1927), de l’Etoilc (1928), J. Bonjean (1929, 1932), Quatre Chemins (1931), P. Kohl (1933) и др. Участвовал в выставках: «Современное французское искусство» в Москве (1928), «Человеческое лицо», организованной редакцией журнала «Числа» в галерее L’lipoque (1932), и Выставке русского искусства в галерее La Renaissance (1932). С 1932 в течение 15 лет проводил персональные выставки в нью-йоркской галерее J. Levy. В 1930-е работал в Париже, на юге Франции, неоднократно ездил в Италию. В 1935 впервые побывал в США. Расписал интерьеры домов для Дж. Соуби и Ж. Леви в Нью-Йорке и оформил музыкальный фестиваль в Хартфорде, шт. Коннектикут (1936). Исполнил несколько обложек для журналов «Town and Country», «Vogue» и «Harper’s Bazaar» (1935-43). В 1939 поселился в США, в 1944 получил американское гражданство. Продолжал писать картины, создал серию пейзажей в поездках по Мексике (1947, 1949). В 1941 провел ретроспективную выставку в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Портленде и Канзас-Сити, в 1947 - в Музее современного искусства в Нью-Йорке. С 1948 выставлялся в нью-йоркской галерее Knoedler. В 1937 исполнил первую работу для театра - декорации к «Трехгрошовой опере» Б. Брехта-К. Вейля в парижском театре «de l’litoile». Затем работал в основном над балетными спектаклями, сотрудничал с хореографами С. Лифарсм - «Икар» (1938), Ф. Аштоном - «Праздник дьявола» В. Томмазини (1939), Д. Лишиным - «Итальянская симфония» на муз. Мендельсона (1940), Дж. Баланчиным - «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1941), «Мещанин во дворянстве» на музыку Р. Штрауса (1944), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (1950), А. Долиным - «Жизель» А. Адана (1946). В 1950-е оформлял оперные постановки в Метрополитен-Опера: «Риголетто» Дж. Верди (1951), «Сила судьбы» Дж. Верди (1952), «Севильский цирюльник » Дж. Россини (1954) и др. В начале 1950-х несколько раз приезжал в Италию и в 1955 окончательно переехал в Рим. Жил во дворце принцев Дориа Панфили, где разместил библиотеку и коллекцию этрусского, греческого и доколумбийского искусства Америки. В 1956 выпустил альбом рисунков «Воображаемые прогулки по Италии». В 1957 объявил о завершении своей работы в театре, занимался только живописи Характерные для этого периода картины: «Римские колонны и саркофаг» (1958), «Bf воображаемого амфитеатра» (1959), «Мертвый город» (1962), «Арабское кладбтщ (1964). В 1963 вернулся к театру с постановкой «Отелло» Дж. Верди в Мстрополите] Опера. В 1964 стал членом Американской академии искусств и словесности. После; няя театральная работа - декорации к балету «Пульчинелла» (балетм. Дж. Баланчш для фестиваля И. Ф. Стравинского в Нью-Йорке (1972). Представлен в Музее современного искусства и музее Метрополитен в Нью-Йорк галерее Тейт в Лондоне и Национальном музее современного искусства в Париже.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999