, Эмиль (Bernard, Emile) 1868, Лилль — 1941, Париж. Французский живописец, график, теоретик. Учился в Академии Кормона (1884—1886) в Париже, где познакомился с Тулуз-Лотреком, Ван Гогом, Сезанном, интересовался пуантилизмом, японским искусством. В 1888 в Понт-Авене знакомится с Гогеном, увлекается идеей создания обобщенной формы, разрабатывает теорию "синтетизма". Работает цветовым пятном, замкнутым в четкий контур, наподобие приема, применяемого в перегородчатой эмали. Отсюда "клуазонизм" (от франц. cloison — перегородка). По словам Бернара, он стремился к упрощению, "чтобы раскрыть значение образа": Глиняный кувшин и яблоки (1887, Париж, музей Орсе), Бретонки в поле (1888) и Натюрморт с кофейником (1888), хранящиеся в частных собраниях в Париже; Бретонки под зонтиками (1892, Париж, музей Орсе). Увлекается цинкографией — серия иллюстраций к Кантиленам поэта-символиста Ж. Мореаса (1889—1892). В 1889—1890 переживает духовный кризис, обращается к религиозной тематике, подчас с оттенком мистицизма (Распятие, 1894, Бремен, Кунстхалле). Посетил Италию, Ближний Восток, Египет (1893—1904). Публиковал статьи в Меркюр де Франс, Ла Реновасьон эстетик. Его переписка с Гогеном, Ван Гогом, Сезанном является важным источником в изучении искусства XIX в.
Лит.: Mornard P. Emile Bernard et ses amis. Geneve, 1957.
В. Стародубова
0.00 байт
Бернар Сара
Бернар Сара (Sarah Bernhardt, урожд. Генриетт Розин Бернар; 22.10.1844, Париж – 26.03, 1923, там же) – прославленная французская актриса. С особенным успехом выступала в пьесах А. Дюма-сына (Маргарита Готье в «Даме с камелиями»).