, Джузеппе (Bernardi, Giuseppe), прозв. Бернарди-Торретто 1694, Паньяно — 1773, Венеция. Итальянский скульптор венецианской школы. Племянник известного венецианского мастера Дж. Торретто. Начинал свою деятельность, работая с дядей над украшением парка виллы Валье в Прадацци д’Азоло и для приходских церквей. В 1768 Бернарди переехал в Венецию, где имел свою мастерскую "Санта Марина" на маленькой площади Кампо Санта Марина. В мастерской Бернарди в Венеции в качестве подмастерья работал (garzone) А. Канова. Бернарди обладал значительно меньшим дарованием, чем его дядя, но унаследовал от него технические навыки. Исполненные им скульптурные группы для парка сенатора Валье из мягкого вичентинского камня Аполлон и Дафна, Геракл и Омфала, Диана и Эндимион, Мифологическая группа скорее напоминают кавалеров и дам, прогуливающихся в тени парка, они полны особой "подлинной грации", присущей мастерам Венето, которую отметил в них А. Канова. В одном из известных циклов Бернарди — статуях святых в венецианских церквах Санта Мария делла Фава и Санта Мария делла Консалацьоне (Иоанн Евангелист и др., ок. 1766) — так же проявилось это свойственное манере венецианских скульпторов легкомысленное изящество, пристрастие к кукольным чертам лица, маленьким головкам, тонкий декоративизм, умение передавать фактуры тканей и тела. Мастерством в передаче эффектов света и тени, тонкости контура, спокойного ритма в расположении фигур в алтарях (хотя и ординарных по композиции) отличаются и другие приписываемые Бернарди произведения для церквей и парков вилл: Архангел Рафаил с Товием (Паньяно, приходская церковь); работы в большом алтаре этой же церкви (с Дж. Торретто); Иоанн Креститель; Непорочное зачатие (обе — Азоло, ораторий дель Крочефиссо), фигуры Аполлон, Марс, Ангел, Вакханка с тамбурином, Кавалер и дама (Венето, парк виллы "Серена"); Св. архиепископ (Монселиче, церковь Сан Мартино); Мария Магдалина (Азоло, Музей); Пьета; Ангел и Мадонна (обе — Венеция, церковь Санта Мария деи Серви); алтарь с Вознесением Марии (Кастельфранко, собор). Но в целом манера Бернарди менее классична и более провинциальна, чем у Дж. Торретто, в его работах чувствуется рука в большей степени ремесленника.
Лит.: Semenzato C. Giuseppe Bernardi, detto il Torretto // Arte Veneta. 1958. Anno XII. P. 169—178; Rossi S. Il rapporto con la scultura Veneta del Settecento // Quaderni sul neoclassico. Studi canoviani. Roma, 1973. P. 155—176.
Е. Федотова
0.00 байт