БЕРНШТЕЙНИАНСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО
разновидность оппортунизма. Получила название по имени Эдуарда Бернштейна (1850–1932), одного из лидеров оппортунистического крыла германской социал‑демократии и 2‑го Интернационала.
В.И.Ленин в своих работах «Протест российских социал‑демократов», «Наша программа», «Что делать?» и других выступал против Бернштейна и его русских последователей – экономистов.
Бернштейнианцев критиковал И.В.Сталин в работах «Российская социал‑демократическая партия и ее ближайшие задачи», «Коротко о партийных разногласиях», «Анархизм или социализм?» и других. Он писал: «Но печальнее всего и само по себе непонятно для революционеров то обстоятельство, что эта часть русских социал‑демократов до того расширили учение своих западноевропейских учителей (Бершптейн и Kº), что бесстыдно заявляет: политическая свобода (свобода стачек, союзов, слова и т. д.) совместима с царизмом, и поэтому особая политическая борьба, борьба за свержение самодержавия, является совершенно излишней, ибо для достижения цели достаточно, оказывается, одной экономической борьбы, достаточно, чтобы стачки происходили почаще, вопреки запрещению власти, и тогда власть устанет наказывать стачечников, и свобода стачек и собраний придет сама своим ходом».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО
одна из первых разновидностей ревизионизма, родоначальником к-рой был нем. правый с.-д. Э. Бернштейн, выступивший в 90-х гг. 19 в. с ревизией основ учения К. Маркса. Б. представляло собой оппортунистич. течение, провозгласившее пересмотр краеугольных положений марксизма под фальшивым предлогом их "несоответствия" изменившимся условиям капиталистического развития. Б., возникшее в условиях банкротства открыто враждебных марксизму реформистских доктрин, означало попытку буржуазии противопоставить марксизму оппортунистич. направление, лицемерно маскировавшееся марксистскими фразами, но стремившееся под флагом "очищения" марксизма от "всего устаревшего" выхолостить его революц. содержание. Б. явилось одной из распространенных в эпоху империализма форм проникновения буржуазной идеологии в рабочее движение с целью подрыва и разложения его изнутри. Распространение Б. отражало процесс оппортунистического перерождения руководящей верхушки партий 2-го Интернационала, превращения этих в прошлом революционных социалистич. партий в партии социальных реформ - процесса, связанного с ростом слоя "рабочей аристократии", а также с притоком в рабочее движение мелкобурж. элементов из разорявшихся "средних слоев", бурж. интеллигенции и т. д. Б. сделалось знаменем наиболее оппортунистич. элементов в рабочем движении - герм. правых с.-д., франц. мильеранисюв, голландских правых. В России идеи Б. были подхвачены "экономистами" (см. "Экономизм") С. Н. Прокоповичем, Е. Д. Кусковой и др. Бернштейнианские идеи разделял также П. Б. Струве и др. "легальные марксисты" (см. "Легальный марксизм"). Царские власти поощряли издание книги Бернштейна "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии"; начальник моск. охранки Зубатов включил ее в список книг, усиленно рекомендовавшихся для чтения рабочим. Осн. очагами и опорными пунктами Б. были социалистич. парламентские фракции, высший чиновничий аппарат рабочих организаций, с.-д. журналистские круги. Демагогически прикрываясь борьбой с догматизмом, "за свободу критики", Бернштейн и его последователи (Э. Давид, Г. Фольмар и др.) совершили подмену марксистской теории эклектич. набором обветшалых, заимствованных гл. обр. у либеральных теоретиков (Л. Брентано, катедер-социалисты и др.) догм. Диалектич. материализм они заменили идеализмом, призывая вернуться "назад к Канту"; экономич. учение Маркса, доказывающее неизбежность гибели капитализма,- апологетич. утверждениями (в духе вульгарной политич. экономии) о гармонии клас. интересов при капитализме; они отрицали обнищание пролетариата при капитализме, разорение средних слоев и т. д. Приукрашивая капиталистич. систему, представители Б. доходили до оправдания колониальной политики капиталистич. государств, гонки вооружений и подготовки империалистической войны. Б. резко враждебно марксистскому учению о клас. борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Этому учению оно противопоставило гнилую "теорию" медленного и постепенного врастания капитализма в социализм, ориентируя рабочие партии на отказ от клас. борьбы за уничтожение капиталистич. строя и построение социализма; в качестве гл. задачи Б. выдвинуло осуществление мелких экономич. и политич. реформ, а в качестве гл. средства - исключительно парламентскую деятельность. Для Б. характерны крайняя идеализация бурж. демократии, затушевывание ее клас. природы. Характеризуя взгляды Бернштейна, В. И. Ленин указывал, что Бернштейном "отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о "конечной цели" и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т. д." (Соч., т. 5, с. 326).

Являясь в области теории попыткой идейно разоружить пролетариат, Б. на практике вылилось в лакейство перед буржуазией, в принятие от нее подачек в виде министерских постов, тепленьких местечек и т. д., в соглашательство и приспособление к бурж. политике. Открытым врагам рабочего класса Б. дало повод поднять шум о "кризисе" марксизма. Со стороны руководства герм. с.-д. ревизионистские идеи Бернштейна и его сторонников не встретили должного отпора. К. Каутский, выступивший с половинчатой критикой Б., в своей книге "Бернштейн и социал-демократическая программа (антикритика)", рус. пер., СПБ, 1906 ("Bernstein und das sozialdemokratische Programm. Eine Antikritik", Stuttgart, 1899), допустил ряд теоретич. уступок Бернштейну; Каутский был противником организац. разрыва с Бернштейном и его последователями. Решительно осудил взгляды Бернштейна на Ганноверском (1899) и Дрезденском (1903) съездах герм. социал-демократии А. Бебель, однако и он не поставил вопроса о том, что идеи Бернштейна несовместимы с его пребыванием в рядах пролетарской партии. Б. подвергалось критике также со стороны Ф. Меринга, Р. Люксембург, К. Цеткин, П. Лафарга, А. Лабрио-лы и др. С позиций последовательного диалектич. материализма Б. в ряде работ и памфлетов критиковал Г. В. Плеханов, к-рый потребовал исключить Бернштейна из партии. Но только В. И. Ленин довел критику Б. до конца. Ленин, полностью разоблачивший Б., показал опасность ревизионизма как одного из главных, если не самого главного, проявления бурж. влияния на пролетариат и бурж. развращения пролетариев (см. там же, т. 20, с. 298), вскрыл социальные корни Б., указав на связь между ним и особенностями империалистич. эпохи (развращение и подкуп "рабочей аристократии" империалистич. буржуазией и т. д.), выявил роль оппортунизма Бернштейна и ему подобных, а также примиренчества к этому оппортунизму в развитии предпосылок позорного краха 2-го Интернационала.

Ход истории целиком подтвердил полную несостоятельность Б. Тем не менее совр. ревизионисты в борьбе против марксистско-ленинского учения пытаются возродить Б. и использовать свойственные ему приемы фальсификации теории Маркса. Подобно бернштейнианцам, совр. ревизионисты оперируют фальшивым тезисом о якобы "устарелости" осн. теоретич. и тактич. положений марксизма, повторяя попытку своего предшественника Бернштейна приукрасить совр. капитализм, доказать наступление якобы "бескризисной" стадии его развития. Вслед за Бернштейном и др. ренегатами они отрицают рост противоречий в совр. капиталистич. обществе, обнищание трудящихся, разорение мелкобурж. слоев, затушевывают клас. природу бурж. гос-ва и т. д. Б. является, таким образом, одним из идейных источников совр. ревизионизма. При этом, стараясь скрыть свое родство с Б. - этим обанкротившимся оппортунистич. направлением - и выдать избитые догмы Б. за "последнее слово", совр. ревизионисты, как правило, замалчивают этот свой первоисточник. В то же время среди бурж. антимарксистских авторов намечается тенденция поднять на щит родоначальника Б. - Бернштейна - как "критика" учения Маркса и предшественника совр. идеологов "народного капитализма" и "демократич. социализма". В этом отношении характерна выпущенная в Оксфорде в 1952 и переизданная в 1954 в Нюрнберге книга П. Гея "Дилемма демократич. социализма" (Р. Gay, Dilemma of democratic socialism), а также изданная в Оксфорде в 1955 работа К. Шорске "Германская социал-демократия в 1905-1917 гг." (С. Е. Schorske, German Social democracy, 1905-1917). Апологии Б. посвящена книга П. Анжеля "Эдуард Бернштейн и эволюция германского социализма" (Р. Angel, Eduard Bernstein et l´?volution du socialisme allemand, P., 1961). Автор фальсификаторски приписывает идеологу ревизионизма роль выразителя прогрессивных тенденций и "борца против догматизма". Особую заслугу Бернштейна Анжель видит в том, что он совершил эволюцию от революц. марксизма к либерализму и выступил как антимарксист. С восхвалением Б. выступили также "специалисты" по борьбе с марксизмом из евангелич. академий Зап. Германии Х. Гнейс, Э. Маттиас и др.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17-18 сент. 1879, Избр. письма, M., 1953; Ленин В. И., Наша программа, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 5; его ж е, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же, Переписка Маркса с Энгельсом, там же, т. 19; его же, Что же дальше?, там же, т. 21; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала; там же, Плеханов Г., О мнимом кризисе марксизма, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, M., 1956; его же, Бернштейн и материализм, там же; его же, За что нам его благодарить, там же; его же, Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна, там же; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, M., 1959; Меринг Р., Некоторые замечания о теории и практике марксиама, Иваново-Вознесенск, 1924; Против современного ревизионизма СБ. пер., под ред. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, М., 1958; Истоки современного ревизионизма и его буржуазная сущность, (СБ. ст., под ред. P. Я. Полянского), M., 1961; Чагин Б. А., Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии 1895-1914, M.-Л., 1961; Бергнер Д. и Ян В., Крестовый поход евангелических академий против марксизма, пер. с нем., М., 1961.

Л. И. Гольман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976