Berruguete, Pedro) Ок. 1450 (?), Паредес де Нава, Кастилия — 1504, Кастилия. Испанский живописец. Крупнейший мастер раннего испанского Возрождения. Картины, созданные им в молодые годы под влиянием готизирующей нидерландской традиции для церквей Паредес де Нава и ее окрестностей, малоизвестны. Между 1475 и 1483 работал в Италии при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро, что засвидетельствовано рядом источников; в документах Урбино упомянут как Пьетро Спаньоло. В сотрудничестве с нидерландским живописцем И. ван Гентом создал для библиотеки герцогского дворца несколько картин и серию изображений великих мужей древности, мыслителей Греции и Рима, деятелей христианской церкви, крупные полуфигуры которых исполнены достоинства и внутренней силы (дворец в Урбино; Париж, Лувр; Рим, Нац. галерея). До сих пор в науке не решена проблема авторства той или иной картины. Если предположить, что некоторые из них написаны Берругете в содружестве с И. ван Гентом, а некоторые не принадлежат его кисти, то доля участия молодого кастильца представляется, тем не менее, весьма значительной. Работая в Урбино, одном из самых блестящих центров ренессансной Италии, в активных контактах с такими мастерами, как Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли, Берругете глубоко воспринял существо ренессансной концепции человеческой личности. Он обогатил свое искусство новыми, неизвестными испанской, и особенно кастильской, живописи приемами в решении композиции, объединяющей фигуры общим архитектурным пространством, в построении перспективы, пластической лепке полновесных объемов и крупных цветовых плоскостей, в освещении, ритмическом созвучии линий и красок и многими другими достижениями итальянской изобразительной культуры. Точная дата возвращения Берругете в Испанию неизвестна, но в 1483 он исполнил фрески для собора в Толедо (не сохранились). Художник вновь поселился в Паредес де Нава, обзавелся семьей, в 1486 родился его старший сын Алонсо, в будущем знаменитый скульптор Испании. Берругете активно работал над созданием алтарных образов в храмах Толедо, Авилы, Бургоса, Валенсии, Паредес де Нава; особое место в его жизни заняла Авила, в которой жил Великий инквизитор Торквемада, покровитель художника; по-видимому, Торквемаде принадлежала изобразительная программа, которой он следовал при создании своих работ для авильской церкви Сан Томе (1490—1496). В Авиле произошло тесное сближение Берругете с доминиканцами. С 1499 участвовал в создании главного алтаря в кафедральном соборе города (его кисти принадлежат картины Моление о чаше, Бичевание Христа и в пределле — полуфигуры святых). В произведениях Берругете начала 1480-х еще сохранялись итальянские традиции — в Автопортрете (Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано), возможно, написанном еще в Италии, в картинах Молитва св. Григория (Сеговия, Музей собора), Усекновение главы Иоанна Крестителя (Бургос, церковь Санта Мария дель Кампо) с классическим построением пространства интерьера, формами дворцовой архитектуры Урбино; в изображениях Богоматери с Младенцем на троне художник следовал ренессансному идеалу Божественного материнства (Валенсия, сакристия собора; Мадрид, ратуша; Мадрид, Прадо). На испанской почве в творчестве Берругете возобладала архаическая концепция, что проявилось в подчас неточном соблюдении перспективы, затененности пространства, использовании золотого фона, разномасштабности фигур. Картины, предназначенные для алтарных композиций, стали совсем небольшими, их житийный характер потребовал многофигурных сцен, сюжетной повествовательности, введения деталей. Вместе с тем в творчестве Берругете, как ни у одного испанского живописца того времени, быстро выявились черты национального художественного видения, сочетающего привязанность к натуре, к материальности форм с суровой духовной экзальтацией. Воздействием ренессансной традиции отмечены торжественные, полные живой наблюдательности картины главного алтаря Св. Фомы Аквинского в церкви Св. Фомы (Сан Томе) в Авиле с центральной композицией, изображающей церемонию облачения юноши Фомы в монашеское одеяние, или сцену чудесного появления апостолов Петра и Павла в келье святого. Когда-то находившиеся в этой церкви циклы алтарных картин, посвященных основателю ордена — св. Доминику де Гусману и св. Петру Мученику (после 1495, ныне — Мадрид, Прадо), не все художественно равноценны. В рамках церковной иконографии мастер запечатлел то, что мог наблюдать в реальной жизни: сцену осуждения еретиков на городской площади (Св. Доминик на аутодафе), столь характерный для католической Испании эпизод сожжения еретических книг (Св. Доминик, сжигающий книги), выразительные типы слепца-нищего и его поводыря (Чудо перед ракой Св. Фомы), собрание духовенства в строгом монастырском зале (Явление Девы Марии монахам). В интерьерах с готическими сводами и орнаментацией, звездчатыми мавританскими потолками, изразцами на стенах, в затканных золотом узорчатых занавесях, парчовых одеждах вельмож, контрастирующих с черными монашескими рясами, — зримое ощущение бурной и переломной эпохи в истории Испании, исполненной подъема и драматизма. Одно из главных завоеваний Берругете состояло в гуманистическом утверждении человеческой личности. Действующие лица его религиозных картин наделены значительностью, индивидуальностью облика. Мастера особенно привлекал образ возвеличенной выдающейся личности прошлого. Полуфигуры иудейских царей в драгоценных одеяниях (алтарь церкви Св. Евлалии в Паредес де Нава), святых Августина, Матфея, Иеронима (главный алтарь собора в Авиле) как бы возвратили его к работам в Урбино. Характер изображений, помещенных в пределлах, их масштаб во многом изменились, но сохранилось главное — стремление донести до зрителя физическую и нравственную красоту, мудрость, душевную стойкость, преданность идее, внутреннюю силу этих людей. К изображению св. Матфея в соборе Авилы близка картина Иоанн Евангелист на острове Патмос (Гранада, Королевская капелла, собрание сакристии), сливающая традиции нидерландского и итальянского искусства. В Испании рубежа XV—XVI столетий еще не сложились условия для подлинно творческого продолжения того, что было достигнуто в живописи Берругете, отзвук его исканий обычно стремятся найти уже в XVII в.
Лит.: Lainez E. Berruguete, pintor de Castilla. Madrid, 1935; Angulo D. Pedro Berruguete en Paredes de Nava. Barselona, 1946.
Т. Каптерева