Берсенев, Иван Архипович, - гравер резцом (1762 - 89), сын солдата. Родился в Екатеринбурге и 17-летним мальчиком был вытребован в Петербургскую Академию Художеств президентом Бецким . Ученик Гутенберга, а впоследствии Берника, он усовершенствованием в граверном искусстве также немало обязан А. Радигу . Еще будучи в академии, Берсенев великолепно исполнил копию с знаменитой гравюры Эделинка ""Моисей"" (с Шампаня). Получив в 1785 г. большую золотую медаль за ""Магдалину"", Берсенев был отправлен пенсионером в Париж к Бернику, под руководством которого награвировал два эстампа для изданий орлеанской галереи: ""Искушение Христа"" (с Тициана) и ""Иоанн Богослов"" (с Доминикино). Пользуются известностью чрезвычайно редкие портреты княгини Е.Н. Орловой и баронессы Н.М. Строгановой. Начатая Берсеневым доска ""Преображение"" (с Рафаэля) осталась не оконченной, и ее не совсем удачно догравировал в царствование Александра I ученик Берсенева Масловский. - См. Д.А. Ровинский , ""Одиннадцать гравюр работы И.А. Берсенева, с заметкой о его жизни"" (СПб., 1886).
Берсенев Иван Архипович
(Jean Bersenef) — сын заводского солдата, род. в 1762 г. в Екатеринбурге, ум. 5 января 1789 г. в Париже. Президент Академии художеств И. И. Бецкий, услышав об его необыкновенных способностях к гравированию, вытребовал 17-летнего Берсенева в Академию. Здесь он быстро прошел все рисовальные классы и, под руководством весьма посредственного наставника, Ст. Ф. Иванова, принявшись копировать знаменитую гравюру Эделинга "Моисей" (с Шампаня), произвел в своем роде chef d´oeuvre, подражание со всею силою и прелестию оригинала. Будучи учеником 5-го возраста, Берсенев за рисунок и лепку получил первую серебряную медаль (3 сентября 1782 г.), а 17 июня 1785 г. — первую золотую за "Магдалину" (с Ван-дер-Верфа). В Академии Берсенев сработал, кроме "Моисея", еще два эстампа, начав гравирование с гравюры же "Преображение" Рафаэля и "Апостола Андрея" с картины Лосенко. Из ученика Берсенев вскоре стал руководителем товарищей и получил в заведование почти весь гравировальный класс, а последние два года, за увольнением Ст. Иванова, он занимался скорее как наставник. В это время Берсенев выполнил портрет княгини Евг. Ник. Орловой, рожденной Зиновьевой, жены кн. Гр. Гр. Орлова. Назначенный пансионером Императрицы, Берсенев был послан за границу, в Париж, где с 1788 г. учился гравированию у знаменитого Бервика. Он награвировал у него для Орлеанской галереи три листа. Чрезмерная усидчивость в работе расстроила вообще некрепкое здоровье Берсенева, и он умер от чахотки в Париже, на руках у скульптора Козловского, который так извещал Академию об его смерти: "а как в рассуждении продолжительной его болезни не осталось чем и похоронить его, то и принужден я был все расходы заплатить своими деньгами суммою 626 ливров". Доски, гравированные для Орлеанской галереи и оставшиеся после Берсенева, взял Бервик, уверяя, что он ранее заплатил за них. Знаменитый гравер Тардье показывал Иордану висевшую у него под стеклом гравюру Берсенева: "Дьявол искушает Спасителя", — замечая, что это был бы великий гравер. Француз Кошен тоже хвалил эту гравюру, но хвалил за отличный рисунок, резец же, по его мнению, слишком груб. На медали, выбитой по поводу празднования 100-летнего юбилея Академии художеств, находится имя Берсенева, как знаменитого представителя русской гравюры. Из работ Берсенева известны следующие: 1) Портрет кн. Орловой; 2) гр. Н. М. Строганова; 3) Моисей со скрижалями; 4) Дьявол искушает Спасителя (с оригинала Тициана); 5) Св. Иоанн Евангелист; 6) Св. Иероним (все три эти листа гравированы под надзором Бервика); 7) Преображение Господне (докончена Масловским и Уткиным); 8—9) Два поясных изображения Богоматери; 10) Мария Магдалина, и 11) Апостол Андрей (с картины А. Лосенко, находящейся в Имп. Акад. Худ.).
Архив И. А. X., Д. 6 (1789) и Д. 3 (1791). — Ровинский, Словарь рус. граверов (1895). — "Всемирная Иллюстрация", 1889 г. (т. 41), № 1051. — Ровинский, Материалы для рус. иконографии, вып. VII (1886). — Брокгауз, Энц. Словарь. — Петров, Мат. для ист. И. А. Х., І, 142, 143, 144, 281, 282, 286, 292, 297, 298.
Е. Т.
{Половцов}
Берсенев, Иван Архипович
— знаменитый гравер резцом; сын простого солдата, Б. родился в Екатеринбурге в 1762 году и 17-летним мальчиком был вытребован в Петербургскую академию художеств президентом Бецким, до которого дошли слухи о необыкновенных способностях Б. к рисованию. Ученик Гутенберга, а впоследствии Бервика, Б. усовершенствованием в граверном искусстве также немало обязан А. Радигу, прибывшему в Петербург на место удалившегося Шмидта. Еще будучи в академии, Б. великолепно исполнил копию с знаменитой гравюры Эделинка "Моисей" (с Шампаня), по силе не уступавшую оригиналу. Получив в 1785 г. большую золотую медаль за "Магдалину", Б. был отправлен пенсионером в Париж к знаменитому Бервику, под руководством которого выгравировал два эстампа для издания Орлеанской галереи: "Искушаемого Христа" (с Тициана) и "Иоанна Богослова" (с Доменикино). Чрезмерное прилежание сильно расстроило здоровье Берсенева, и он † в Париже от чахотки, в расцвете лет и таланта, в 1789 году. Также пользуются известностью чрезвычайно редкие портреты княгини Е. Н. Орловой и баронессы Н. М. Строгановой. Начатая им доска "Преображение" (с Рафаэля) осталась неоконченной и ее не совсем удачно догравировал в царствование Александра I ученик П. Масловский. Ср. Д. А. Ровинский, "Одиннадцать гравюр работы И. А. Берсенева с заметкой о его жизни" (СПб., 1886).
{Брокгауз}
Берсенев, Иван Архипович
(Jean Bersenef) — род. в Екатеринбурге в 1762 г. Президент Акад. худож. И.И. Бецкой, узнав о его способности к рисованию, потребовал 17-летнего Берсенева в Акад. худож. Здесь он скопировал Моисея, Эделлинга. Будучи учеником 5-го возраста, 3 сентября 1782 г. за рисунок и леп-ку получил 1-ю серебряную медаль; 17 июля 1785 г. — 1-ю золотую медаль за Магдалину, с Ван-дер-Верфа. В 1785 г. ему поручен надзор за классом гравирования (за увольнением Степана Иванова) "вразсуждение отличнаго его искусства и доброго поведения", назначен пенсионером императрицы и послан за границу (I. 281. Мат. А. X.). С 1788 г. учился у Бервика; награвировал у него для Орлеанской галереи три листа и умер в Париже 16-5 января 1789 г., 27 лет, от чахотки. [Развитию которой, по словам Иордана, немало содействовали пале-рояльские красавицы.].
Из дела 1789 г., № 6, видно, что Иван Берсенев получал в Париже по 300 рублей в год. 21 января 1789 г. Михаило Козловский, донося Академии о смерти Берсенева, говорит, что: "Берсенев хотя и был жизни очень скромной, но продолжительная болезнь крайне его разорила, так что после смерти не нашел я у него, чем и похоронить"... Затем он донес, что Бервик объявил ему, что за доски, гравированные для Орлеанской галереи, Берсенев получил с него деньги, почему доски те считает своей собственностью.
Н.И. Уткин рассказывал мне, что Бервик горько плакал у постели больного Берсенева, смерть которого он считал большой потерей для искусства. Славный гравер, старик Тардье, показывал Иордану висевшую у него под стеклом гравюру Берсенева: Дьявол искушает Спасителя, — замечая, что это был бы великий гравер. Француз Кошен тоже хвалил эту гравюру, но хвалил за отличный рисунок; резец, по его мнению, слишком груб.
Работы его:
1. Портрет гр. Орловой, урожденной Зиновьевой; 1-е отпечатки прежде надписи кругом овала; 2-е с этой надписью. Превосходный лист. 10.3 х 7.3½.
2. Гр. Н.М. Строганова; 1-е отпечатки прежде всякой подписи*; 2-е с подписью; оба без имени Берсенева.
3. Моисей с скрыжалями 12 заповедей: "Возлюбиши Господа Бога твоего... Гравир. И. Берсенев".
Это точная копия с эстампа Эделинга (и Нантеля), гравированного с картины Ф. Шампаня. В 1-х отпеч. правый верхний угол поля доски покрыт рядом весьма тонких и слабых параллельных царапин, сделанных иглою, — одна черточка, длинная, от сорвавшегося резца; эти отпечатки чрезвычайно сильны и живописны*. — Во 2-х все мелкие царапины счищены; осталась одна верхняя часть длинной черточки от резца; эти отпечатки еще очень хороши*. В 3-х поля доски совершенно чисты; доска хранится в Акад. худож., и отпечатки с нее, очень плохие, на Варгунинской бумаге, продаются там по 50 коп.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
4. Дьявол искушает Спасителя, с оригинала Тициана. В 1-х отпечатках подпись: "Le Tentateur., — Peint par Titien Vecelli. — Dessine par I.B. Wicar. — Grave par Berseneff. P-re de S.M. l´Imp-ce des Russies. "Внизу герб герцога Орлеанского и буквы: "APDR"*. Во 2-х отпечатках прибавлен текст в 9 строк (вырезан на той же доске). 7.2 х 5.11*.
5. Св. Иоанн Евангелист, с оригинала Доменикино; 1-е отпеч. прежде гравированного текста*; 2-е с текстом в 10 строк; 7.2 x 5.10*.
6. Св. Иероним с картины Доменикино. В двух отпечатках, с теми же заметками, как и №№ 4 и 5**; 7.7 х 59.
Все три листа гравированы под надзором Бервика для галереи герцога Орлеанского. Доски остались у Бервика.
7. Преображение Господне. Берсенев награвировал одну верхнюю часть доски: Спасителя, Моисея, Илью-пророка и трех апостолов; доска после окончена Масловским, причем фигуры двух католических монахов, справа, награвированы Уткиным. Это Преображение скопировано с плохой гравюры Шеро, точь-в-точь и в ту же меру, но в обратную сторону. — Отпечатков одного верха доски, как она осталась после смерти Берсенева, мне неизвестно; история же ее гравирования передана мною со слов Уткина. — Доска находится в Акад. худож., и отпечатки с нее продаются по 1 руб.
8. Богоматерь, поясная: "Призре на смирение рабы своея лук. 1... Гравировал 4-го возраста у: Иван Берсенев". 15.2 х 10.7½. — Доска находится в Акад. худ., и отпечатки с нее продаются по 30 коп. — Это тоже копия с иностранной гравюры.
9. Еще Богоматерь, поясная: "Величить душа моя Господа... П.Г. Лебрион. Гравировал Иван Берсенев". Доска находится в Акад. худож., и отпечатки с нее продаются по 30 к.; они отличаются от старых тем, что в них все интервалы в овале (между линиями, проведенными резцом) покрыты царапинами и пятнами от ржавчины.
10. Мария Магдалина; с картины Ван дер Верфа, находящейся в Эрмитаже; 12 x 9.6. Во 2-х отпечатках, на левой странице книги, которую читает Магдалина, начиная от третьей строки книзу видна царапина от сорвавшегося резца, идущая кверху (линии на три). Этой царапины в 1-х отпеч. нет. Доска находится в Акад. худож.; новые (3-е) отпечатки с нее, еще довольно хорошие, продаются по 1 рублю. — Это капитальная вещь; Берсенев получил за нее 1-ю золотую медаль и право на поездку за границу.
11. "Святый Апостол Андрей. С оригинальной картины, находящейся в Галере С.-Петербургской Имп. Академии Художеств. — Писал А. Лосенко. Гравир. И. Берсенев 1784 года". Превосходно выполненная гравюра резцом; 11.8 х 9½ По свидетельству Иордана, Берсенев получил за нее 2-ю золотую медаль. Старые, 1-е отпечатки чрезвычайно живописны, а вместе с тем и редки; в них нижний левый уголок покрыт царапинами, происшедшими от пробы резца; в числе их можно насчитать семь довольно длинных; в новых, 2-х отпечатках (плохих, отпеч. на варгунинской бумаге), большинство этих царапин стерто, — длинных видно всего три; взамен того в нижнем поле, под словом "Художеств" видны две длинные параллельные царапины иглой (длин, около 9 линий). Такие отпечатки продаются в Ак. худ. по 1 руб. Все эти 11 гравюр Берсенева подробно описаны в моем издании: "Одиннадцать гравюр работы И.А. Берсенева. СПб. 1886", причем приложены отпечатки с подлинных досок: № 3. Моисей; 7. Преображение, 8. Богоматерь; 9. Другая Богоматерь; 10. Магдалина и 11. Апостол Андрей и гелиогравюры: с №№ 1. гр. Орлова; с трех гравюр Орлеанской Галереи: 4. Дьявол искушает Спасителя, 5. Иоанн Богослов и 6. Иероним; — и фототипия с № 2, портрет гр. Строгановой.
{Ровинский}
Берсенев, Иван Архипович
знаменитый гравер; пенсионер И. А. X., ученик Анрикеса и Бервика, р. около 1762, † 16 янв. 1789 г. в Париже.
{Половцов}