, Гаспар (Beserra, Gaspar) 1520, Баэса — 1570, Мадрид. Испанский скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик. Представитель испанского романизма, эклектического художественного направления в странах Европы во 2-й половине XVI в., названного так из-за подражания мастерам римской школы. Бесерра испытал влияние Микеланджело, римских и флорентийских маньеристов, особенно Джорджо Вазари и Даниеле да Вольтерра, работая с ними в Риме. Прекрасный рисовальщик, он еще в Италии прославился как иллюстратор трактата об анатомии врача Ж. Вальверде (опубликован в Риме в 1556, переведен на испанский язык в 1559). Декоративное дарование Бесерры ярче всего проявилось в области скульптуры. Он открыл новую систему испанского ретабло (алтаря) 2-й половины XVI в. Особую известность ему принесло ретабло в соборе Асторги (1558). Живописное нагромождение форм и экзальтированных изображений, свойственное испанской алтарной скульптуре, сменило суховатое, четко организованное в академическом духе сооружение со множеством пластических деталей. Он привез в Испанию не только опыт работы масляной живописью, но и мастерство декоративных росписей. Многие из живописных работ Бесерры не дошли до нашего времени. Но сохранились его фрески во дворце Эль Пардо, посвященные мифологическим сюжетам. Дворец Эль Пардо в 8 километрах к северу от Мадрида, когда-то охотничий замок, перестроенный Карлом V и Филиппом II, представляет собой прямоугольное здание с большим внутренним двором и четырьмя башнями по углам. В юго-западной башне, т. н. Комнате камеристки Бесерра расписал потолок, заключив десять панно в пышное оформление из стукка. В росписях, посвященных Персею и его матери, аргосской царевне Данае, художник обстоятельно повествует об эпизодах жизни и подвигах античного героя под покровительством Афины и Меркурия. Персей изображен в центре плафона, в поднятой руке он держит отрубленную голову Медузы Горгоны, согласно мифу, он летит в крылатых сандалиях, в шапке-невидимке и с подаренным Меркурием кривым острым ножом. Росписи во дворце Эль Пардо впервые в XVI в. были созданы испанским живописцем. До этого в Испании декоративные работы в светских зданиях исполнялись иностранными мастерами.
Лит.: Precisiones sobre Gaspar Beserra // Archivo Espanol de Arte. XLII. 1969. № 165—168.
Т. Каптерева