БЕСПОПОВЩИНА
Беспоповщина
направление в старообрядчестве, возникшее в конце 17 в. Последователи отвергли церховную иерархию, наставники беспоповцев выбирались из мирян. Из всех христианских таинств беспоповцы сохранили только два: крещение и исповедь. Социальные и внутрицерковные противоречия привели к образованию в беспоповстве многочисленных толков и согласий. Так, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на так называемых безбрачников, или федосевцев, и брачников, у которых таинство брака стали совершать наставники. Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи спасовского толка, возникшего в Керженских скитах (См. Спасовский толк). В качестве выхода из царства антихриста они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В 18 в. образовались поморский толк (даниловцы), филипповский толк, а в конце 18 в. сформировался бегунский толк. См. Старообрядчество, Бегунский толк, Любушкино согласие, Поморский толк, Филипповский толк.
БЕСПОПОВЩИНА
одна из двух осн. разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в кон. 17 в. на С. и С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. колонизации, гл. центром Б. являлась старообрядч. община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. отрицала православную, церковь, церк. орг-цию и священство. Часть Б. не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. ч. безбрачия. В период феодализма Б. в нек-рой мере была связана с нар. движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. догматич. соч. Б. - "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделялась на большое число мелких толков и течений; в нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством. Умеренный толк получил назв. поморского; он широко распространялся гл. обр. в кругах гор. буржуазии. На рубеже 17-18 вв. в спорах с выговцами в сев.-зап. крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. в окрестностях Выговской пустыни - толк филипповский. С сер. 18 в. характер. Б. начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. материальную и организац поддержку. Гл. центром Б., получившим общеросс. значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали орг-ции Б. как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. элементы Б. видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. отношений. В массе беспоповцев антифеод. протест все больше сочетался с антибурж. выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства бурж. верхушкой Б. в кон. 18 в. возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х гг. нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. позиции. В СССР существует незначит. количество беспоповщинских общин. Б. является одним из вреднейших религ. пережитков в сознании людей. Лит.: Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. - Саратов, 1924; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, (т. 1), M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, M., 1959. П. Г. Рындзюнский. Москва.