БЕСПОПОВЩИНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Беспоповщина
направление в старообрядчестве, возникшее в конце 17 в. Последователи отвергли церховную иерархию, наставники беспоповцев выбирались из мирян. Из всех христианских таинств беспоповцы сохранили только два: крещение и исповедь. Социальные и внутрицерковные противоречия привели к образованию в беспоповстве многочисленных толков и согласий. Так, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на так называемых безбрачников, или федосевцев, и брачников, у которых таинство брака стали совершать наставники. Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи спасовского толка, возникшего в Керженских скитах (См. Спасовский толк). В качестве выхода из царства антихриста они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В 18 в. образовались поморский толк (даниловцы), филипповский толк, а в конце 18 в. сформировался бегунский толк. См. Старообрядчество, Бегунский толк, Любушкино согласие, Поморский толк, Филипповский толк.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БЕСПОПОВЩИНА
одна из двух осн. разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в кон. 17 в. на С. и С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. колонизации, гл. центром Б. являлась старообрядч. община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. отрицала православную, церковь, церк. орг-цию и священство. Часть Б. не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. ч. безбрачия. В период феодализма Б. в нек-рой мере была связана с нар. движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. догматич. соч. Б. - "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделялась на большое число мелких толков и течений; в нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством. Умеренный толк получил назв. поморского; он широко распространялся гл. обр. в кругах гор. буржуазии. На рубеже 17-18 вв. в спорах с выговцами в сев.-зап. крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. в окрестностях Выговской пустыни - толк филипповский. С сер. 18 в. характер. Б. начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. материальную и организац поддержку. Гл. центром Б., получившим общеросс. значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали орг-ции Б. как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. элементы Б. видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. отношений. В массе беспоповцев антифеод. протест все больше сочетался с антибурж. выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства бурж. верхушкой Б. в кон. 18 в. возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х гг. нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. позиции. В СССР существует незначит. количество беспоповщинских общин. Б. является одним из вреднейших религ. пережитков в сознании людей.

Лит.: Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. - Саратов, 1924; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, (т. 1), M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, M., 1959.

П. Г. Рындзюнский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

"В бегстве от антихриста" общая характеристика современной беспоповщины

П. С. Смирнов
Читать PDF
0.00 байт

"В бегстве от антихриста" общая характеристика современной беспоповщины

П. С. Смирнов
Читать PDF
0.00 байт

"В бегстве от антихриста" общая характеристика современной беспоповщины

П. С. Смирнов