нечистые духи, демоны, противники Бога, враги Церкви и служители сатаны. Согласно христ. вероучению, Б. – падшие ангелы, изменившие Богу и поставившие свои духовные силы на службу злу. Существование и деятельность демонов не пресекается Богом ввиду общего допущения для них, в рамках сотворенного мира, свободы воли и выбора. Имея относительную власть над природными стихиями и независимость от пространственновременных обстоятельств земного мира, Б. способны поражать воображение человека ложными чудесами, принимать облик Божиих ангелов и даже самого Христа, проникать в ход человеческих мыслей и внушать людям ложные побуждения. Активность Б. как искусителей направлена на всех людей. Причем чем более далек человек от Бога в своей духовной жизни, чем глубже он привержен чисто земным интересам и материальным ценностям, тем сильнее влияние Б. на человеческую личность.
Однако Б. не обладают полнотой знания о человеческой душе и не имеют власти над свободной волей человека. Основные их цели, согласно православной традиции, состоят в уменьшении значения греха до его совершения и преувеличении его тяжести в сознании человека после греховного поступка, чтобы внушить уныние. Вся человеческая жизнь, по учению Церкви, стоит под знаком борьбы между благодатью Божией и темными силами, использующими против людей их же собственное несовершенство. Если действия благодати умиротворяют душу, проясняют мысль, укрепляют веру в Бога, то бесовские искушения вызывают либо уныние и смущение, либо гордыню и самолюбование. Результатом внедрения демонических сил в духовный мир человека может стать бесоодержимость, ведущая к разрушению не только нравственного, но психического и физического здоровья личности. Явление бесоодержимости породило практику экзорцизма – изгнания священником злых духов из одержимого посредством особых молитв. Эта практика связана с деятельностью Иисуса Христа, апостолов и святых, а способность изгнания Б. является свидетельством причастности экзорциста Божией благодати. Элемент экзорцизма имеет важное значение в таинстве крещения, отрешающего человека от влияния сатаны и его служителей. Православная церковная мысль настоятельно подчеркивает необходимость духовной брани христианина с Б.искусителями, развития умения отличать чистые духовные силы от нечистых. Именно успехами этой брани измеряется духовное совершенство христианина.
0.00 байт
Массовая истерия в литературе и историографии. «Бесы» Марион Старки, Артура Миллера и Олдоса Хаксли
This interdisciplinary essay explores the complex theme of witch-craze as seen by three American writers, a historian, a playwright and a novelist.