Бетховен

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Бетховен
Людвиг ван (1770 — 1827), нем. композитор. В своем балете «Gli uomini di Prometheus» (1800 — 1801) в мифическо-аллегорич. форме показал становление человека как умного, нежного и чувствительного существа, жизнерадостно воплощающего в себе великую силу гармонии. Т. н. «Мелодию человеколюбия» («Humanitatsmelodie»), звучащую в последнем действии, Б. использовал в дальнейшем в других своих сочинениях, например в «Эроике» («Eroiса»). Она, как и весь балет в целом, олицетворяет великую просветительную силу веры в могущество освобожд. разума, символом которого выступает Прометей.

Источник: Словарь античности. 1989

БЕТХОВЕН
Людвиг ван (1770–1827) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижер, творчество которого в основном связано с Веной. Среди его учителей — И. Гайдн, В. А. Моцарт, А. Сальери. Он быст-ро завоевал признание сначала как лучший в Вене пианист, потом как композитор. Страдая с 27-летнего возраста прогрессировавшей глухотой, постепенно от-казался от выступлений и целиком сосредоточился на сочинении музыки. Отличался огромной работоспособностью, написал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 кон-цертов для фортепиано с оркестром, 2 мессы, оперу «Фиделио», 32 фортепианные сонаты, 10 скрипичных, струнные квартеты, различные ансамбли, песни, хоры, каноны и др. Среди его симфоний — 5-я симфония, идея которой — борьба с судьбой, 9-я симфония (в ее финале звучит знаменитая «Ода к радости» на слова Ф.Шиллера), «Патетическая» соната, «Апассионата», «Лунная» соната — для фортепиано, «Крейцерова» со-ната для скрипки.
Новизна содержания музыки Бетховена, отмеченной исключительной эмоциональнодраматической силой, глубиной мысли, привела к обновлению и обо-гащению всех музыкальновыразительных средств. Бетховен в своем творчестве переработал многие тра-диционные музыкальные формы, заставив их звучать по-новому, а также стал создателем новых форм. Ему принадлежит разработка принципа сонатности, основанного на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, он впервые ввел хоровой финал в симфонии, создал скрипичные концерты, представлявшие собой синтез симфонии и концерта, впервые объединил песниромансы в единый цикл. Его творчество во многом стало предтечей романтизма в музыке.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Бетховен в пространстве «Кармен»: опыт реинтерпретации

Волкова Полина Станиславовна
В статье рассматривается режиссерская работа Ж.-Л. Годара «Имя Кармен» как опыт реинтерпретации классической истории, запечатленной в новелле «Кармен» Мериме и одноименной опере Бизе.
Читать PDF
0.00 байт

Родион Щедрин и Людвиг ван Бетховен в диалоге

Синельникова О.В.
В данной статье анализируется симфонические произведения Родиона Щедрина «Прелюдия к исполнению 9-й симфонии Бетховена в первый день XXI века в Нюрнберге» и «Гейлигенштадское завещание Бетховена», вдохновленные творчеством и выска
Читать PDF
0.00 байт

Бетховен в пространстве кинотекста: «Лекция 21» А. Барикко

Горбатова Олеся Васильевна
В центре статьи художественный фильм Алессандро Барикко «Лекция 21». Обращаясь в киноработе к Симфонии № 9 Л.
Читать PDF
0.00 байт

Бетховен и Фет

Борисова И.В., Жаткин Д.Н.
В статье рассматривается влияние немецкой классической музыки на русскую литературу XIX века на примере творческого наследия одного из самых «музыкальных» поэтов в истории русской литературы А. А. Фета.
Читать PDF
0.00 байт

«Бетховен, сыгранный на балалайке»: опыт критической статьи Е.Г. Полонской о Маяковском (1919)

Федотова Светлана Владимировна
Публикация критической статьи Е. Полонской «Владимир Маяковский», выполненной в рамках работы семинара по критике в литературной студии при издательстве «Всемирная литература», позволяет рассмотреть методику преподавания К.И.
Читать PDF
0.00 байт

О темпе длительностей в звучании сонат Бетховена

Бажанов Николай Сергеевич
На основе хронометрических измерений описано временное интонирование в фортепианном исполнительском искусстве. В измерениях музыкального времени использовались аудиозаписи и компьютерная программа Adobe Audition 2.0.
Читать PDF
0.00 байт

Метод диалектического анализа Л. Мазеля (на примере исследования бетховенского творчества)

Консон Григорий Рафаэльевич
В статье рассматриваются исследования произведений Бетховена, принадлежащие выдающемуся российскому ученому Л. Мазелю (1907-2000). В центре внимания автора настоящей работы находится метод диалектического анализа Л.
Читать PDF
0.00 байт

Обнимутся ли миллионы?. . (о рецепции бетховенской «Темы радости» в опере А. Смелкова «Братья Карама

Войткевич Светлана Геннадьевна
В статье освещается вопрос о творческих и философских параллелях, возникающих в творчестве Л. ван Бетховена и Ф.М.
Читать PDF
0.00 байт

Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена

Волик Анна
Тия ДеНора указывает на недостатки теоретического подхода социологии музыки, трактующего музыку преимущественно как отражение социальной реальности, и утверждает, что роль музыки в обществе этим не ограничивается.
Читать PDF
0.00 байт

Фортепианные сонатные allegro Л. Ван Бетховена как источник формирования композиционно-драматургичес

Семыкин Валерий Григорьевич
На основе функционального анализа первых частей сонат № 5 с-moll (ор. 10, № 1), № 8 (ор. 13), № 17 d-moll (ор. 31, № 2) и № 23 (ор. 57) Л.
Читать PDF
0.00 байт

Музыка Л. Ван Бетховена и В. А. Моцарта в японском аниме

Липаева Дарья Евгеньевна
Автор статьи рассматривает опыт цитирования академической музыки в японском аниме. Композиторы Японии наряду с современной музыкой используют фрагменты из мирового музыкального наследия.
Читать PDF
0.00 байт

«Фиделио» Л. Ван Бетховена и «Летучий Голландец» Р. Вагнера: авторские концепции «Оперы спасения»

Шаповал Оксана Петровна
В статье рассматриваются персонажи опер «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Летучий Голландец» Р. Вагнера с точки зрения типологического родства.
Читать PDF
0.00 байт

ГЛЕНН ГУЛЬД КАК ИНТЕРПРЕТАТОР ПЯТОЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА

Храмов Валерий Борисович, Денисов Николай Григорьевич, Устрижицкая Диана Олеговна
На основе анализа исполнения фортепианной транскрипции Пятой симфонии Бетховена выявлены характерные черты стиля Г.
Читать PDF
0.00 байт

К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ФИНАЛЕ В КВАРТЕТЕ № 13 БЕТХОВЕНА

Светлана Сергеевна Гончаренко
Поздние квартеты Бетховена, в частности Большая фуга ор. 133, неоднократно привлекали внимание музыковедов.
Читать PDF
0.00 байт

ОБ ОДНОМ ПРИНЦИПЕ ДОКЛАССИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ПОЗДНИХ КВАРТЕТАХ БЕТХОВЕНА

Гончаренко Светлана Сергеевна
В статье исследуется принцип метроритмических преобразований стабильного звуковысотного комплекса.

Похожие термины:

  • Музыка Германии. Бетховен

    Одним из величайших национальных гениев немецкого народа был Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его пр
  • ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

    (16 XII 1770, Бонн - 26 III 1827, Вена) Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крест
  • Детская музыкальная школа № 1 им. Бетховена

    Образована 10 октября 1921 в помещении музыкального техникума и располагалась на Екатеринославской улице. Это была первая в Украине специализированная музыкальная школа. В начале 1922/26 учебного года