Бетховен
Бетховен
Людвиг ван (1770 — 1827), нем. композитор. В своем балете «Gli uomini di Prometheus» (1800 — 1801) в мифическо-аллегорич. форме показал становление человека как умного, нежного и чувствительного существа, жизнерадостно воплощающего в себе великую силу гармонии. Т. н. «Мелодию человеколюбия» («Humanitatsmelodie»), звучащую в последнем действии, Б. использовал в дальнейшем в других своих сочинениях, например в «Эроике» («Eroiса»). Она, как и весь балет в целом, олицетворяет великую просветительную силу веры в могущество освобожд. разума, символом которого выступает Прометей.
Источник: Словарь античности. 1989
БЕТХОВЕН
Людвиг ван (1770–1827) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижер, творчество которого в основном связано с Веной. Среди его учителей — И. Гайдн, В. А. Моцарт, А. Сальери. Он быст-ро завоевал признание сначала как лучший в Вене пианист, потом как композитор. Страдая с 27-летнего возраста прогрессировавшей глухотой, постепенно от-казался от выступлений и целиком сосредоточился на сочинении музыки. Отличался огромной работоспособностью, написал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 кон-цертов для фортепиано с оркестром, 2 мессы, оперу «Фиделио», 32 фортепианные сонаты, 10 скрипичных, струнные квартеты, различные ансамбли, песни, хоры, каноны и др. Среди его симфоний — 5-я симфония, идея которой — борьба с судьбой, 9-я симфония (в ее финале звучит знаменитая «Ода к радости» на слова Ф.Шиллера), «Патетическая» соната, «Апассионата», «Лунная» соната — для фортепиано, «Крейцерова» со-ната для скрипки.
Новизна содержания музыки Бетховена, отмеченной исключительной эмоциональнодраматической силой, глубиной мысли, привела к обновлению и обо-гащению всех музыкальновыразительных средств. Бетховен в своем творчестве переработал многие тра-диционные музыкальные формы, заставив их звучать по-новому, а также стал создателем новых форм. Ему принадлежит разработка принципа сонатности, основанного на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, он впервые ввел хоровой финал в симфонии, создал скрипичные концерты, представлявшие собой синтез симфонии и концерта, впервые объединил песниромансы в единый цикл. Его творчество во многом стало предтечей романтизма в музыке.
Новизна содержания музыки Бетховена, отмеченной исключительной эмоциональнодраматической силой, глубиной мысли, привела к обновлению и обо-гащению всех музыкальновыразительных средств. Бетховен в своем творчестве переработал многие тра-диционные музыкальные формы, заставив их звучать по-новому, а также стал создателем новых форм. Ему принадлежит разработка принципа сонатности, основанного на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, он впервые ввел хоровой финал в симфонии, создал скрипичные концерты, представлявшие собой синтез симфонии и концерта, впервые объединил песниромансы в единый цикл. Его творчество во многом стало предтечей романтизма в музыке.