(Бьянки; по мужу Фабиан; наст. отчество Валентиновна) [1839, Вильно, ныне Вильнюс. — 28.2(11.3).1884, г. Кандава, ныне Тукумский р-н в Латвии] — арт. оперы (драм. сопрано) и камерная певица. Род. в семье учителя музыки (в прошлом певца). Пению обучалась в Париж. конс. (кл. Д. Бордоньи и Ревиаля, декламации и сцен. искусству у Дювернуа и Морена де Кланьи). На оперной сцене дебютировала в Париже (в партиях Амины и Адины), затем пела во Франкфурте-на-Майне, Берлине, Шверине (1855—61), Штеттине. В 1862—65 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Леоноры — "Трубадур"), в 1865—67 — моск. Большого т-ра (на этих сценах пела гл. обр. в операх зарубеж. композиторов), в 1867—69 — Киев. оперы. Позднее гастролировала в Харькове, Одессе и др. городах. В 1881 пела в спектаклях петерб. Итал. оперы. Обладала красивым, мощным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, отличной вокальной техникой и ярким актер. дарованием. Однако, по мнению критиков, созданным ею героико-драм. образам были присущи излишняя аффектация и мелодраматизм. Репертуар певицы включал св. 50 партий.
1-я исп. партий: Юдифи ("Юдифь" А. Серова); в Петербурге — Наташи ("Наташа, или Волжские разбойники"); в моск. Большом т-ре — Юдифи ("Юдифь" А. Серова; композитор написал партию специально для певицы), Валентины ("Гугеноты"); в Киеве — Антониды ("Жизнь за царя" М. Глинки); на рус. сцене — Избраны ("Дети степей, или Украинские цыгане"). Лучшие партии: Антонида, Юдифь, Лукреция ("Лукреция Борджа"). А. Серов писал: "Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшею игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу)"*. Театр. критик А. Григорьев отмечал: "Такого соединения в одном лице первоклассной певицы с высокой артисткой, которая сама увлекается и всех увлекает; такой поэзии в создании роли на русской сцене давным-давно не бывало".
Др. партии: Горислава, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Ундина; Валентина, Норма, Лючия ди Ламмермур, Мария ("Дочь полка"), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Эльвира ("Фенелла, или Немая из Портичи"). Партнеpы: П, П. Булахов, И. Кравцов, А. Мишуга, О. Петров, П. Радонежский, И. Сетов. Пела п/у В. Вилинского, К. Вильбоа, К. Лядова, И. Шрамека.
Выступала в концертах РМО. С большим успехом исп. произв. М. Глинки (в 1856 композитор специально для нее сделал переложение романса А. Алябьева "Соловей" для голоса с оркестром). В 1863 в Петербурге исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена.
Талантом певицы восхищались М. Глинка, Ц. Кюи, Р. Вагнер (выступавший с ней в Петербурге).
Автор неск. романсов, в т. ч. "Прости, не помни дней паденья" (сл. Н. Некрасова), "Нет, нет, ты меня не забудешь".
Лит.: Б. П. Г-жа Фабиан-Бианки//Театр. афиши и антракт. — М., 1865. № 220. С. 3; Киев-
ская русская опера в сезон 1869—70 годы. Заметки В-а. — Киев: тип. Давиденко, 1870; Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. 2. — М., 1892; Вып. 3. — М., 1893; Серов А. Н.* Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2151; Чешихин В. Е. История русской оперы (с 1674 по 1903). — М.; Лейпциг, 1905. С. 169; Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. — М., 1956. С. 238; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 16—17, 74, 75, 83; Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Киева. — Київ, 1972, С. 146—148; Архімович Л. З минулого опери/ Музика (Київ). 1980. № 4. С. 19; Гpигоpьева А. В. Л. Бианки//Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1984. — М., 1983. С. 177— 178.