Бибик, Алексей Павлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бибик Алексей Павлович
(1877–1976) - писатель. Один из основателей пролетарской прозы в романе. Окончил двуклассное церковно-приходское училище. С 14 лет работал в харьк. железнодорожных мастерских учеником токаря, чертежником, конструктором машин. В 1896 вступил в социал-демократическую организацию Х-ва. Был делегатом IV съезда РСДРП. За революционную деятельность подвергался арестам и ссылкам. Начал печататься во время вятской ссылки (рассказ «На пристани» в газете «Пермский край», 1901). В 1905 в Х-ве отдельной книжкой издано произведение «Приятели». В 1912 в журнале «Современный мир» напечатана повесть «К широкой дороге» - одно из первых произведений о рабочем классе на материале жизни рабочих Х-ва. Вторая повесть - «На черной полосе» (1913, опубл. 1921). В 1932–1936 занимался только литературой. С 1955 жил и работал в г. Минеральные Воды. Долгое время не печатался. Лишь в 60-е переиздал рассказы и повести. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Бибик, Алексей Павлович

— писатель-беллетрист, вышедший из рабочего класса. Род. 1878 в Харькове. Окончил 2-классное церковно-приходское училище. Работал в харьковских паровозных мастерских токарем, чертежником, конструктором машин. Всего проработал на разных заводах и в мастерских около 25 лет. В конце 90-х гг. вошел в с.-д. партию. В 1900 арестован и сослан на три года в Вятскую губ. В 1903 снова арестован за пропаганду среди крестьян и сослан в Архангельскую губ. 1905 год освободил Б. В печати впервые выступил в 1902 с рассказом "Дедушка", напечатанным в газете "Пермский Край". В 1912 в "Современном Мире" напечатал роман "К широкой дороге", который затем вышел отдельным изданием. В 1921 выпустил второй роман — продолжение первого — "На черной полосе" (напечатан в журнале "Творчество"). В обоих романах Б. изображает переживания передовых рабочих и их взаимоотношения с рабочей массой.


В романе "К широкой дороге" наибольшее значение имеет первая часть (картина рабочего дня в мастерских). Здесь Б. показывает не безликую рабочую массу, а все многообразие индивидуальностей в пределах класса. Несколько слабее вторая часть (жизнь политических ссыльных на дальнем севере); в последней части особенно удался образ Натальи, матери передового рабочего Игната. "На черной полосе" захватывает период политического затишья и показывает настроение рабочей массы, охваченной чувством разочарования: обывательские стремления преобладают над интересами общерабочего характера. В центре писательского внимания семейная драма Игната и весь клубок его тяжелых личных и общественных переживаний. В художественном отношении этот роман можно признать более удавшимся, нежели первый. Но в нем упадочное состояние массы периода "черной полосы", годов реакции, показано в слишком сгущенных красках. Да и сам герой романа — Игнат — выглядит размагниченным человеком. Свой возможный отход от рабочего движения он пытается обосновать полной невозможностью общественной и революционной работы. И только случайные обстоятельства спасают его от бегства к чисто личному устроению жизни.


Кроме романов, Б. написал ряд рассказов. Они относятся к дореволюционному времени. Среди них можно отметить рассказ "В неурочное время", где хорошо изображено настроение физически-утомленного рабочего, и рассказ "Черствый человек", в котором дана любопытная картина взаимоотношений между рабочим-машинистом и студентом-практикантом. Из рассказов последнего времени, помещенных в различных сборниках и журналах, необходимо отметить "День причастия" — картину подготовки и выполнения первомайской демонстрации в условиях царского режима.


Романы Б. выдержали несколько изданий (ГИЗ, 1923, "Новая Москва", 1924, изд. ВЦСПС, 1925). "Рассказы" выпущены ГИЗом, М., 1925. Рассказы последнего времени: "Даешь Минск — Баку", в сборн. "Недра", "Предатель", в "Рабочем Журнале", "Жестокая учеба", в № 1 альманаха "Красная Новь", М., 1925; "Семка-промышленник", в журн. "Новый Мир", кн. 12, 1925, "В ночную смену", рабочая драма в пяти действиях, 2-е изд., Муром, 1919; "День причастия", изд. "Недра", М., 1925. Автобиография Б. опубликована в книге "Писатели", изданной под ред. Вл. Лидина ("Современные Проблемы", М., 1926).



Лит.: Львов-Рогачевский, В., Вступительная статья к роману "К широкой дороге", изд. 1914; Коган, П., Первая ласточка, журн. "Вольный Университет", кн. 11—12, 1914; Клейнборт, Л., Очерки народной литературы, Л., 1924; Кубиков, И., Рабочий класс в русской литературе, 3 изд., Иваново-Вознесенск, 1924; Зонин, А., Жестокая учеба, журн. "Октябрь", кн. 10, 1925; Витман, А., Покровская, П., Эттингер, М., Восемь лет русской художественной литературы, ГИЗ, М., 1926.


И. Кубиков.





Бибик, Алексей Павлович


[1878—] — современный писатель. Род. в Харькове, окончил двухклассное церковно-приходское училище. Подростком поступил в харьковские паровозные ж.-д. мастерские. Около 25 лет работал на разных предприятиях в качестве токаря, чертежника, конструктора машин. С конца 90-х гг. — член РСДРП и активный участник рабочего движения. В 1900 был сослан на три года в Вятскую губ. В 1903, за пропаганду среди крестьян Вятских Полян и организацию революционного кружка, выслан на пять лет в Архангельскую губ., откуда его освободила революция 1905. Участвовал на Объединительном съезде РСДРП в Стокгольме. До 1910 жил нелегально. Б. был меньшевиком, в годы войны — оборонцем.


Первый рассказ Б. "Дедушка" напечатан в газете "Пермский край" [1902J, в том же году вышел отдельной брошюрой рассказ "Швырек". С 1902 по 1925 Б. написано 60 рассказов. В 1912 в журнале "Современный мир" появился роман "К широкой дороге", вышедший в 1914 отдельным изданием. В 1921 вышел роман "На черной полосе" — продолжение первого. "К широкой дороге" хронологически охватывает первое пятилетие XX в., рисует будничный рабочий быт и пробуждение революционного сознания в юноше-пролетарии, Игнате Пастернаке, политическую ссылку накануне первой революции и революцию 1905. В романе чувствуются рабочее происхождение автора и органическая связь его с жизнью пролетарских масс. Самые описания завода, производственных процессов, машин свидетельствуют о близком знакомстве автора с этим миром и о любви к заводскому труду. Насыщенность словесного материала заводскими и техническими терминами объясняется тем, что для автора эти термины — родные и конкретные понятия. Бибик едва ли не первый ввел в русскую художественную прозу индустриальные сравнения и метафоры.


В изображении рабочих Б. чужд идеализации. Он не скрывает темных сторон рабочего быта той эпохи, рисует рознь между консервативными, обывательски настроенными, стариками-рабочими и революционной рабочей молодежью. Центральный персонаж романа и основная тема творчества Б. — молодой рабочий Игнат. Он — не только главная пружина фабульного развертывания романа; его психика определяет и характер изображения окружающей среды: все внешние события, быт и настроения рабочей массы. Игнат — рабочий, превращающийся в рабочего интеллигента, воспринявшего у мелкобуржуазной интеллигенции рефлексию, индивидуализм, внешне романтическое восприятие революционной борьбы. Разгром революции 1905 породил в Игнате тяжелый внутренний кризис. Отношение автора к этому кризису двойственное. Увлеченный идеологией меньшевика-ликвидатора, Б. пытался дать художественную иллюстрацию тезиса о необходимости отказаться от "изжившего себя" подполья. Но классовый инстинкт пролетария тянул его от ликвидаторских настроений к настоящей революционной борьбе. Не умея однако по-большевистски, сквозь будни "кротовой" работы, различать революционную перспективу, Б. не был в силах преодолеть меньшевистских теорий.


Несмотря на эти существенные недостатки, романы Б. чрезвычайно значительны своими картинами рабочего быта и рабочего движения.


Политическая установка Б. помешала художественной разработке пооктябрьского материала. Из пооктябрьских произведений Б. наиболее удачны рассказы из жизни старого подполья, особенно "День причастия" — яркая картина первомайской демонстрации в эпоху царизма. Б. пытается с разных сторон подойти к советской действительности, но успешность этих попыток различна. Рассказ "Жесткая учеба" выявляет искреннюю симпатию автора к пролетарской революции. Зато рассказ "Новая Бавария" дает совершенно искаженную картину современного предприятия. Последние повести Б. — "Конец Филоновки" и "Климчук" [1928]; фабула первой — захват бандой дезертиров имения после ухода белых и до прихода красных. Она написана ярко, но слишком эпизодична. Вторая повесть рисует тяжелую борьбу большевика с кулаками, с религией, с темнотой деревни, но разработана чисто внешне и значительно уступает произведениям на ту же тему А. Неверова, М. Карпова, Ф. Панферова (см.). Бибик вошел в историю литературы как один из первых даровитых рабочих прозаиков.



Библиография: I. Изд-во "Недра" выпускает собр. сочин. Б. Автобиография Б. напечатана в сборн. "Писатели", под ред. Вл. Лидина, М., 1926; Подробная библиография Б. в книге Никитиной Е. Ф. и Шувалова С. В., Беллетристы-современники, т. I, M., 1928.


II. Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л., 1924; Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1926; Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927; Фриче В. М., Писатель, исправленный рабкором, в книге "Заметки о современной литературе", М., 1928.


Г. Лелевич.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008