(04.07.1918—03.06.2000) — спец. в обл. филос. логики и филос. культуры. Окончил ист. ф-т МГУ (1941) и ушел на фронт. По окончании Великой Отеч. войны полностью посвящает свои занятия филос. Занимается в асп. ИФ АН СССР. Канд. дисс. — "Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии" (1951). С 1951 по 1959 — доц. кафедры филос. Таджикского гос. ун-та. В 1959—1963 — доц. кафедры филос. Моск. горного ин-та. В 1963—1968 — ст. н. с. ИИЕиТ АН СССР, в 1968—1982 — ст. н. с. Ин-та всеобщей истории АН СССР, в 1982—1989 — вед. н. с. Ин-та педагогики и общей психол. АПН СССР. С 1989 — науч. рук. творч. коллектива "Диалог культур" в РГГУ. С 1967 по 1991 руководил филос. семинаром по проблемам филос. культуры и диалоги-ки. Результатом работы этого семинара явился эксперимент по развитию новой системы образования "Школа диалога культур", имеющей филиалы в Красноярске, Новосибирске, Харькове, Чайковском. Основы развиваемой Б. концепции можно определить следующим образом. Филос., или точнее филос. логика XX в., в канун XXI в. есть филос. логика культуры. Это исходное утверждение конкретизируется в следующих положениях. 1. В XX в. возникает кризис познающего разума, доминировавшего в Новое время. Однако этот кризис воспринимается обычно как общий кризис разумения и необходимость перехода к разл. толка ирра-ционалистическим системам. По мнению Б., в XX в. формируется новый всеобщий разум — разум диалогический, конкретнее всего определяемый как разум культуры. 2. В диалогическом разуме, проникающем в самые разл. сферы дух. жизни — искусство, науку, самые основы бытия человека,— оживают предшествовавшие формы разумения: разум эйдетический (античность), разум причащающий (средние века) и, наконец, собственно познающий разум. В эту же полифонию разумов включается разум Востока в его ист. развитии. 3. В этом диалоге разумов и логик реализуется диалог разл. культур в их всеобщих онтол. возможностях. В собственном смысле филос. логика XX в. есть логика начала логики, причем это начало предполагает взаимообоснование разл. форм разумения. 4. Эта общефилос. позиция основывается на анализе той реальной ситуации в бытии совр. человека, в к-ром сопряжение разл. культур и ценностных спектров является основой и обыденной, и дух. жизни человека. Эти идеи развиваются в осн. кн. Б., напечатанных за посл. годы. Труды Б. издавались в Польше, Чехословакии, Венгрии, Италии на соответствующих языках.
Соч.
: О системе категорий логики. Душанбе, 1957; Анализ развивающегося понятия. [В соавт.]. М., 1967; Творческое мышление как предмет логики // Научное творчество. М., 1969; Мышление как творчество. М., 1975; История философии как философия (к началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник—1989. М., 1989; Из "заметок впрок" // ВФ. 1991. № 6; От наукоучения к логике культуры. М., 1991; Кант — Галилей — Кант. (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991; М.М.Бахтин или поэтика культуры. М., 1991; Культура, нравственность, современность. М., 1991; Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // ВФ. 1993. № 5; Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // ВФ. 1995. № 1; Быть философом // АРХЭ. Ежегодник культурно-логического семинара. Вып.2. М., 1996; О философском образовании в канун XXI века // Там же; О логической ответственности за понятие "диалог культур" // Там же.
Библер, Владимир Соломонович
Ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) с 1992 г.; родился 4 июля 1918 г. в г. Москве; окончил исторический факультет МГУ в 1941 г., кандидат философских наук, доцент; академик Академии гуманитарных исследований РФ, член Нью-Йоркской академии наук; 1951—1959 — преподавал в Таджикском государственном университете, 1959—1964 — в Московском горном институте; руководитель творческого коллектива "Диалог культур"; ответственный редактор журнала "АРХЭ"; автор более 100 научных работ; награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями; женат; увлечение — поэзия.