Бикбов Габдулахат Шагиахметович

Найдено 1 определение
Бикбов Габдулахат Шагиахметович
1897, д. Ахмади Глазовского уезда Вятской губ. – 1952, Янаул) – политич., религиозный и обществ. деятель. Род. в семье муллы Шагиахмета б. Шамсутдина. Окончил медресе. Учитель (с 1916 г.). В августе 1917 г. впервые выразил сочувствие программе РСДРП(б). Служил в царской армии чуть менее двух лет, из них 9 мес. – в Галиции, с 1917 г. – доброволец в Красной армии. В 1917–18 гг. – учитель, член Школьной комиссии Глазовского уездного нац. мус. Шуро. После его ликвидации в июле 1918 г. и создания Бюро учащих мусульман (пред. Файзульян Таипов) стал секретарем новой организации. В декабре 1918 г. принят в члены РКП(б), служил при уездном военном комиссариате, в Глазовском отделе по делам национальностей (подотдел по делам мусульман), в 1919 г. был агентом-вербовщиком в Красной армии, ездил по уездам Казанской губ., являлся зав. татаро-башкирской секцией отдела по делам национальностей Вятского губисполкома, организовывал коммунистические ячейки и народные дома в Глазовском уезде. В ноябре 1919 г. – участник 1-й губ. конференции коммунистов-мусульман в г. Ижевске. 19.12.1919 г. постановлением Вятского губисполкома назначен зав. отделом по делам национальностей. В декабре 1920 г. – участник Всерос. съезда национальностей. В 1921 г. принимал участие в конференции коммунистов народов Востока, в Общегуб. съезде нацменьшинств в г. Елабуге, уездных съездах нацменьшинств. В нач. 1921 г. находился в командировке в Екатеринбурге, после ликвидации 26.01.1922 г. Вятского отдела по делам национальностей был направлен в Екатеринб. округ на службу в конвойной команде. Лишенный средств к существованию, не получая жалованья в течение 6 месяцев, имея на иждивении 7 детей, был вынужден оставить должность политрука, подать заявление о выходе из партии (11.07.1922) и уехать в поисках работы «в хлебородное место». 11.07.1923 г., работая или учась в Глазове, написал заявление о восстановлении в партии со стажем с 1919 г., однако губ. контрольная комиссия заявление отклонила, предлагая Б. вновь вступить в партию на общих основаниях через местную ячейку. В 1923 г. стал муллой в мечети д.Ахмади вместо умершего 22.05.1922 г. отца. На этом посту был человеком чрезвычайно религиозным, старался держать людей в строгой вере. На съезде имамов был секретарем и переводчиком с татарского на русский яз., однако муллы относились к быв. коммунисту недоверчиво, поэтому не выбрали его мухтасибом. В 1930 г. после раскулачивания покинул родную деревню. В 1933 г. забрал жену и сына в Свердловск. Лит.: ГАКО, ф. 237, оп. 76, д. 1363, л. 55; Госархив социально-политической истории Кировской обл., ф. 3, оп. 1, д. 9, л. 62; д. 49, л. 509–510 об.; ф. 98, оп. 2, д. 232, л. 14–14 об.; Касимова Д.Г. Татары в истории г. Глазова (1678–1920 гг.) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность: История севера Удмуртии в XVI–XX вв. – Глазов, 2008, с. 28–29; личный архив Р.З. Бикбова (Екатеринбург); ЦГА УР, ф. 5, оп. 1, д. 1459; ф. 169, оп. 1, д. 40; ф. Р-452, оп. 1, д. 168, л. 5, 14–16; Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. – Ижевск, 1996, с. 95. Р.Б., Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009