(1933-1987) — Рус. сов. писатель и журналист, известный также произв. науч.-поп. и науч.-худож. лит-ры, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-80-х гг. Род. в Москве, окончил геол. ф-т МГУ с дипломом геохимика, работал в науч. журналистике — в ред. газ. "Комсомольская правда", журн. "Вокруг света"; один из руководителей семинаров молодых фантастов при Моск. писательской организации и Всесоюзного семинара в Малеевке. Печататься начал с сер. 1950-х гг. (дебютировал как писатель-популяризатор). Чл. СП. Первая НФ публикация — "Откуда он?" (1958).
Тв-во Б., одного из самых ярких авторов сов. НФ последних десятилетий, в осн. ограничено р-зами и короткими повестями. Уже в ранних р-зах проявилось его умение составить добротный сюжет, найти нетривиальный ход в разработке известной темы или ситуации. Быстро завоевав авторитет одного из ведущих мастеров "твердой" (естественнонаучной) НФ, Б. впоследствии перенес центр тяжести в р-зах на человека, его психологию, умение "держать удар" непредвиденного поворота событий; герои писателя постоянно демонстрируют психол. готовность к "футуршоку". НФ повести и р-зы Б. составили сб. — "Марсианский прибой" (1967), "Ночь контрабандой" (1971), "Проверка на разумность" (1974), "Снега Олимпа" (1980), "Лицо в толпе" (1985), "Сила сильных" (1986).
Большинство произв. Б. посвящено человеку на изломе науч.-тех. революции, тем изменениям в его биологии, психологии, к-рые обусловлены новейшими науч. открытиями, выходом человека в космос, революционными изменениями в информационных технологиях; в р-зах писателя можно проследить переход от "внешних" изменений — дар видеть инфракрасные лучи в "Зримой тьме" (1959), необыкновенная память в "Усилителе памяти" (1959) — к сдвигам внутренним, глубинным. Во мн. р-зах Б. действие происходит в космосе, на ближних и дальних планетах; отдав дань собственно НФ гипотезам — релятивистским эффектам при полетах к звездам в "Грозной звезде" (1963), и др., — писатель в дальнейшем использует эффектный космический антураж как своего рода испытательный полигон для человека. Минимумом изобразительных средств он создал запоминающиеся образы иных миров НФ и их первооткрывателей: песчаные волны Марса — в одной из самых психол. новелл сов. НФ 1960-х, "Марсианском прибое" (1966), марсианские же альпинисты — в "Снегах Олимпа" (1975), ледяная планета — в р-зе "Ничего, кроме льда" (1974), и вулканическая — в "Сокровищах Нерианы" (1975); запоминается образ мальчика из р-за "Создан, чтобы летать" (1982), грезящего космическими полетами на старом, списанном звездолете. Др. "полигоном" служит традиционная в НФ схема контакта с иным разумом, позволяющая по-нов. взглянуть на человека, при этом не испытывая ксенофобии по отношению к непривычным формам внеземной жизни. Взгляд Б., при всех описанных трудностях контакта, в осн. оптимистичен, в большинстве р-зов — "Проверка на разумность" (1972), "Как на пожаре" (1968), "Сломался эскудер" (1971) и др. — дело ограничиваются недоразумениями (вследствие трудностей коммуникации с инопланетянами), не приводя к трагедиям.
Др. клубок вопросов, к к-рому Б. обратился в сов. НФ одним из первых (и разрешение к-рых в его произв. также оптимистично, хотя далеко от идиллии), — это проблемы экологии, взаимоотношения технол. "второй природы" с первой, естеств., по-разному решенные в таких запоминающихся р-зах, как "Художник" (1967), "Догнать орла" (1973), "Здесь водятся проволоки..." (1981), "Чара" (1969), "Давление жизни" (1970). Один из лучших р-зов Б. — "Город и Волк" (1970), действие к-рого происходит в близком будущем, когда человек не только приручил хищников, но снабдил их разумом, позволив свободно разгуливать по улицам городов вместе с нов. друзьями-детьми. Наконец, из р-зов Б. последнего времени остротой и психологизмом выделяются: "Операция на совести" (1979) — попытка создания идеальной антиутопии посредством поголовного "стирания совести" в мозгу. детей, и "Проба личности" (1978) описание нравственного суда над "реконструированной" личностью Ф.Булгарина в школе будущего.
Успех Б. принес цикл о психологе Полынове — необычном (для традиционной НФ) герое-"сверхчеловеке" близкого будущего, чьи подвиги на Земле и планетах Солнечной системы обусловлены не уникальными физ. данными и не оружием и воинским искусством, а интеллектом и знанием психологии. Основу сюжета повести "Десант на Меркурий" (1967) составляет разгадка природной тайны на Меркурии; параллельно развивается мысль о неизбежности отказа от непосредственного восприятия внешнего мира при освоении космоса, как ранее это случилось при вторжении науки в микромир. События повести "Космический бог" (1967) формально можно отнести к "космической опере ": Полынов вступает в схватку с нов. кандидатом во властелины мира: выступая от имени несуществующих пришельцев, тот вместе с группой заговорщиков пытается навязать Земле "консервативный социализм", угрожая уничтожением озонового слоя; вместе с предыдущей повесть объединена в один том — сб. "Приключения Полынова" (1987). Менее интересна, хотя и более политизирована (действие происходит на Земле) заключительная повесть цикла — "Конец закона" (1980), в к-рой предпринимается попытка создать локальную антиутопию в одной из стран с помощью сублиминальной (на уровне подсознания) пропаганды. К циклу также примыкает повесть "Сила сильных" (1985), в к-рой действует потомок Полынова.
Признанный мастер короткой новеллы, Б. ред-ко — и с меньшим успехом — обращался к крупным формам. Его единственный роман "Пустыня жизни" (1984; сокр. 1984 — в ант.), в к-ром люди далекого будущего борются с последствиями глобальной катастрофы — "времетрясением", вызванным неудачным науч. экспериментом и приведшем к образованию "лакун прошлого" (и, соответственно, контакту жителей разл. эпох), — так и не вышел отд. книжным изд.
Значителен вклад Б. в лит. критику и публицистику, пропаганду НФ, он автор мн. статей, обзоров, рец., в к-рых последовательно и убедительно проводил мысль об уникальных соц. прогностических функциях этой лит-ры.
Вл. Б.
Биленкин, Дмитрий Александрович
(1933—1987) — прозаик, журналист, критик НФ, популяризатор науки, один из ведущих авторов советской НФ 1960—1980-х гг. Родился в Москве, окончил геологический фак-т МГУ, работал в научной журналистике (в газ. "Комсомольская правда", журн. "Вокруг света"); один из руководителей семинаров молодых писателей-фантастов при Московской писательской организации и Всесоюзного семинара в Малеевке. В печати дебютировал в середине 1950-х гг. как писатель-популяризатор, в 1958 г. — как писатель-фантаст (рассказ "Откуда он?"). Автор сборников НФ произведений "Марсианский прибой" (1967), "Ночь контрабандой" (1971), "Проверка на разумность" (1974), "Снега Олимпа" (1980), "Лицо в толпе" (1985), "Сила сильных" (1986). Совместно с В. Аграновским, Я. Головановым, В. Губаревым, В. Комаровым и П. Буниным писал под коллективным псевдонимом "Павел Багряк" (романы "Пять президентов", 1968; Синие люди", 1972, 1986; Фирма приключений").
В 1960—1970-х гг. Б. активно выступал и как литературный критик и пропагандист НФ; во многих критических и публицистических статьях Б. исследовал уникальность социально-прогностических функций НФ.
Библиография:
1. Все что можно, сбудется: [Рец. на кн.: Брандис Е. Впередсмотрящий. — М., 1976] // Новый мир. — 1978. — № 2. — С. 279—281.
2. Импульс фантастики // Фантастика 73—74: Альм. — М.: Мол. гвардия, 1975. — С. 279—287.
3. Магия героя // Лит. газ. — 1969. — 29 янв.
4. Мечте обгонять свет: Заметки о фантастике // Комс. правда.— 1961. — 16 мая.
5. На пороге ХХI века // Кн. обозрение. — 1988. — № 7 (12 февр.) — С. 15.
6. Не дергайте ручку приборов // Комс. правда. — 1964. — 5 нояб.
7. Раздумье о фантастике // В мире книг. — 1967. — № 11. — С. 18—19.
8. Реализм фантастики // НФ: Сб. Вып. 32. — М.: Знание, 1988. — С. 184—203.
9. Фантастика и ее дары. [О взаимосвязи фантастики и науки] // Комс. правда. — 1970. — 5 дек.
10. Фантастика и подделка // Фантастика. 1965. Вып. 2. — М.: Мол. гвардия, 1965. — С. 332—346.
Лит.: Борисов В. Биленкин Дмитрий Александрович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. — Минск, 1995. — С. 77—79.