БИЛИНСКИЙ Борис Константинович

Найдено 1 определение
БИЛИНСКИЙ Борис Константинович
21.09.1900 (Бендеры Бессарабской губ.) - 3.02.1948 (Катания, Италия). Художник театра и кино. Из семьи польских аристократов, сын генерала русской армии. В 1918 учился в кадетском корпусе в Одессе. В 1920 эмигрировал через Константинополь и Италию в Берлин. Изучал режиссуру и сценографию, испытал влияние М. Рейнхардта. Работал декоратором в театре-кабаре «Синяя птица» и театре «Радуга». Участвовал в выставке русских эмигрантов, организованной YMCA (кафе Abbazia am Knie, 1921). В 1922 поселился в Париже, подружился с С. М. Лиссимом, Л. Заком и И. Я. Билибиным. Брал уроки у С. Ю. Судейкина к Б. Д. Гоигорьева. Вместе с Ю. П. Анненковым декорировал миниатюрные сценки в артистическом кафе «LArc-en-Ciel». Основной стала работа для кино: создавал декорации, костюмы, афиши. В 1920-30-е участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Пылающий костер» И. Мозжухина (1923), «Лев Моголов» И. Эпштейна (1924), «Казанова» (1926) и «Шехеразада» (1927) А. Волкова, «Граф Монте-Кристо» А. Фескура (1928), «Атлантида» Г. Пабста (1932), «Княжна Тараканова» Ф. Оцепа (1937), «Катя» М. Турнера (1938), «Сердечное согласие» М. Л ’Эрбье (1939), «От Мейерлинга до Сараева» М. Оффюльса (1940). За афишу к фильму «Лев Моголов» получил золотую медаль на парижской Международной выставке декоративных искусств (1925). Оформил оперно-балетный спектакль «Руслан и Людмила» на музыку М. И. Глинки в постановке Н. Н. Евреинова, Б. Ф. Нижинской и Б. Г. Романова для парижской Русской оперы (1930), балеты «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. Б. Ф. Нижинская, Театр Елисейских полей, 1930), «Любовьволшебница» М. де Фальи (балетм. Б. Г. Романов, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1931), «Царевна-Лебедь» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (труппа Хореографического театра Нижинской, 1932), «Эпод» на музыку И. С. Баха (балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet Russe de Monte-Carlo, 1934), оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (парижская Русская опера, 1932) и «Пелеас и Мелисанда» К. Дебюсси (Театр Елисейских полей, 1933). Выставлялся в Осеннем салоне (1930, 1931), участвовал в Выставке русского искусства в Лондоне (Belgrave Square, 1935). Провел выставки в парижских галереях Simonson (1927; совм. с Лиссимом и Г. К. Лукомским) и de France (май 1930, эскизы костюмов и декораций к фильмам). В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Публиковал статьи об искусстве афиши и кинокостюма во французских журналах «Cinemagazine», «Cinema», «L’Art Cinematographique». Расписал парижское артистическое кабаре «Шехеразада» (1934). В 1939 пытался вступить во французскую армию, но получил отказ. С молодой женой-итальянкой, которая ждала ребенка, уехал в Италию и поселился в Риме. В 1940-е работал художником на киностудии «Титанус» и сотрудничал с театром Ла Скала в Милане. Провел персональную выставку в галерее Bragaglia в Риме (1940). В последние годы работал над проблемами воплощения музыкального звука в цвете. Создал серию альбомов «Музыка в красках», где перевел в живопись музыку К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Шопена и И. С. Баха, намеревался снять одноименный рисованный фильм у У. Диснея. Исполнил серию акварелей «Апокалипсис», отразившую трагическое состояние духа художника во время войны. Посмертно работы были представлены на выставке в галерее L. НиПоп в НьюЙорке (1975), на аукционе в Hotel des Ventes во французском городе Байо (1993) и на ретроспективной выставке, посвященной русской школе кинематографа и киностудии «Альбатрос», в Монтре, под Парижем (1995).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999