Билль о правах

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

"БИЛЛЬ О ПРАВАХ"
1. (англ. Bill of Rights) - один из конституц. актов Великобритании. Явился как бы юридич. оформлением "славной революции", закрепил победу крупной буржуазии и части земельной аристократии над феод. королевским абсолютизмом. Принят парламентом в октябре 1689. "Б. о п." резко ограничил прерогативы короля и заложил основы конституционной монархии. Король был лишен права приостанавливать исполнение законов и делать изъятия из их действия без согласия парламента. Были ликвидированы особые суды по церк. и иным делам ("Звездная Палата" (Star Chamber) и "Высокая Комиссия" (High Commission), запрещено взимание к.-л. сборов в пользу и распоряжение короля без согласия парламента. "Б. о п." предоставил подданным право обращения к королю с петициями, причем задержание и преследование за такие петиции признавались незаконными. "Б. о п." запретил наложение чрезмерных штрафов и применение жестоких и необычных наказаний. Король лишался права производить набор постоянной армии и содержать ее в мирное время без согласия парламента. Наконец, "Б. о п." установил порядок наследования престола. "Б. о п.", ограничив прерогативы короны и гарантировав права парламента, оформил классовый компромисс буржуазии и дворянства.

Публ.: Конституции буржуазных государств Европы, М., 1957, стр. 174-83.

А. А. Мишин. Москва. 2. (англ. Bill of Rights) - в США первые 10 поправок к конституции 1787, принятые конгрессом в 1789 под давлением широких нар. масс, возглавлявшихся антифедералистами. "Б. о п." вступил в силу в дек. 1791 после его ратификации 3/4 входивших тогда в Союз штатов. 1-я поправка провозглашала бурж.-демократич. свободы слова, печати, религ. исповеданий, собраний и петиций, а также отделение церкви от гос-ва. "Б. о п." утверждал право народа иметь и носить оружие (2-я поправка), запрещал принудит. расквартирование войск в мирное время (3-я поправка). 4-я поправка устанавливала неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг, 5-8-я поправки предусматривали соблюдение прав граждан, привлеченных к судебной ответственности, 9-я - содержала оговорку, что указанные выше нрава не должны отменять или ограничивать права, к-рыми уже пользуется народ. Согласно 10-й поправке, те прерогативы, к-рые по конституции не принадлежали конгрессу, закреплялись за законодат. собраниями штатов. "Б. о п." имел большое прогрессивное значение в развитии демократич. традиций амер. народа. "Б. о п." грубо нарушается правящими кругами США, к-рые жестоко подавляют демократич. движение, преследуют прогрессивных деятелей, проводят политику расовой дискриминации негров. Прогрессивные силы США ведут борьбу за соблюдение "Б. о п.".

Публ.: Sources and documents illustrating the American Revolution 1764-1788 and the formation of the Federal Constitution, selected and ed. by S. E. Morison, 2 ed., Oxf., 1929.

Лит.: Ефимов А. В., Очерки истории США, 2 изд., M., 1958, с 141-42; Гончаров Л. Н., К истории политической борьбы в США за "Билль о правах" в 1789-1791 гг., "Науч. докл. высшей школы. Ист. науки", 1958, No 3; Beard Ch. A., An economic interpretation of the Constitution of the United States, N. Y., 1947; Myers D. Р., The process of constitutional amendment, (Washington, 1941).

G. П. Куропятник. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Билль о правах
(Bill of Rights) первые десять поправок к Конституции США, вступивш. в силу 15.12.1791 (текст см. в Приложении), осн. юрид. документ, гарантирующ. личн. права и свободы граждан США. Амер. правоведы обычно рассматривают Б. о п. как документ, окончательно и полностью преодолевший концепцию божеств. происхождения власти короля и пр-ва, характерную для раннесредневек. Европы и для эпохи абсолютизма. «Родословная» Б. о п. обычно возводится к брит. Великой Хартии вольностей (Magna Charta) 15.06.1215, законодательно ограничивш. власть короля. Однако, поскольку эти ограничения фактически не действовали в 16 в., о прямой преемственности говорить нельзя. Т. Хукер в проповедях в Конн. 1638-39 впервые указал на существование у граждан «прирожденных прав», принадлежащ. им не по соизволению короля, а от рождения, так что ни король, ни иная власть не вправе их нарушать. Важнейш. из прав неприкосновенность личности впервые законодат. закреплено в Habeas Corpus Act брит. парламента 27.05.1679. Др. права постепенно оформились брит. законодательством после революции 1688. С началом Войны за независимость амер. штаты принимали документы, суммировавшие эти нормы: Виргинский Билль о правах 1776, билли о правах в конституциях Пенс. (1776), Масс. (1780) и др. В условиях войны гарантии прав не распространялись на лоялистов. На общеамер. уровне необходимость подобного документа не ощущалась, т. к. центр, власть согласно «Статьям Конфедерации» была чрезвычайно слаба. Однако с разработкой Конституции США антифедералисты требовали, чтобы она была дополнена положениями, гарантирующ. права личности от произвола федерал. властей. Дж. Мэдисон суммировал предложения ратификац. конвентов штатов и внес проект поправок в П. п. 8.06.1789. После того как Вирг., 11-й из тогдашних 14 штатов, ратифицировала 15.12 Б. о п., он вступил в силу. Первонач. Б. о п. рассматривался как документ, защищающ. граждан от произвола только федерал. властей; этот принцип в 1833 был подтвержден Верховным судом США, и I поправка не помешала суду Масс. в 1838 приговорить Э. Нилэнда к тюрем, заключению за богохульство. В 1866 XIV поправка впервые прямо запретила властям штатов предоставлять неграм меньшие права, чем белым, но Верх. суд в 1873 счел недопустимым подобное федерал. вмешательство с целью заставить власти штатов соблюдать нормы Б. о п. Лишь в 1925 решением Верх. суда по делу Гитлов против шт. Н.-Й. («Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США») началась «национализация» Б. о п. I поправка занимает в Б. о п. особое место, ибо на ней базируются полит, права, документы, регламентир. деятельность партий, профсоюзов, конфессий; из нее логически выводится свобода ассоциаций. По словам чл. Верх. суда Б. Кардозо, в I поправке перечислены права, «без которых немыслима концепция свободы». Свобода печати толкуется как отсутствие адм. запретов, но пр-во или часта, лицо может привлечь издателя или сочинителя к ответственности в суд. порядке за клевету, подстрекательство к насилию и т. п. В кон. 1790-х существовало две позиции по отношению к критике пр-ва в печати. А. Гамильтон считал, что в случае привлечения издателя или сочинителя к суду присяжные должны рассмотреть содержание публикации по существу и, если будет установлен лживый и злонамер. характер публикации, вынести обвинит. приговор. Дж. Николас, один из критиков Актов об иностранцах и подстрекательстве к мятежу, высказывался в П. п. в 1798 за полную свободу критики пр-ва, т. к. всякая резкая критика пр-ва всегда будет преподноситься им как лживая. Федерал. суд. власти приняли вторую позицию со времен президентства Т. Джеф-ферсона, власти штатов в 19 в. чаще придерживались первой. Вокруг II поправки идут многолет. дебаты: противники свобод, торговли оружием добиваются ее отмены. III поправка не имеет реального значения: она была принята, когда еще свежа была память о брит. принудит, постое. IV-VIII поправки гарантируют личн. права граждан, регламентируют всю систему правосудия. Существует огромное количество интерпретаций каждой из перечисл. правовых гарантий. Так, существование смерт. казни зависит от того, относит ли суд данного штата казнь к «жестоким или необычным наказаниям», запрещен. VIII поправкой. IX поправка используется сторонниками расширит, интерпретации всех прав, особенно они ссылаются на право, к-рое Л. Д. Брандейс определил как «право быть оставленным в покое, предоставленным самому себе, оставаться самим собой» (1890). Сторонники доктрины суверенитета штатов, нуллификации, сецессии обычно опирались на Х поправку, однако с принятием доктрины подразумеваемых полномочий (1819, о ней см. Конституция США) смысл ее стал размываться: раньше можно было понять, какие полномочия за Конгрессом США в Конституции не числятся, но невозможно стало понять, какие полномочия не могут подразумеваться. С неопределен, «дуалистическим федерализмом» Верх. суд покончил в 1941, постановив, что права штатов признаются в пределах, очерч. федерал. законом. Б. о п. использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948, и аналог документов, действующ, во мн. странах мира.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.