Биология
Биология
(от греч. изучение жизни) – комплекс наук и крупное направление естествознания, изучающее живую природу, все проявления жизни: строение и функции живых существ и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, установление закономерности проявления и раскрытие сущности жизни, связь ее с неживой природой. С геологией Б. связывает изучение живого прошлого Земли (палеонтология), воздействие природных или современных геологических процессов на развитие органического мира (геоэкология). В последнее время выявляется чрезвычайно важная роль органического мира в усвоении лучистой энергии Солнца и, в частности, в геологической истории Земли – формировании ее атмосферы и гидросферы, активизации процессов выветривания, образовании мощных слоистых толщ, что резко изменило характер тектонических и физико-географических процессов, формирование органогенных пород (см. Биосфера, Биогеохимия). В исторической Б. нужно отметить следующие основные направления исследований, которые в значительной степени изучаются геологией: 1) эволюционная направленность и этапность развития органического мира; 2) существование в истории органического мира разных по масштабам вымираний и, наоборот, великих обновлений; 3) зависимость развития фауны и флоры прошлого от различного рода историко-геологических и космических событий (палеоэкология).
Биология
В античную эпоху Б. как самостоятельная наука не существовала. Биологич. знания концентрировались прежде всего в религиозных обрядах и медицине. Здесь заметную роль играло учение о 4 соках. В гилозоизме существовали представления о наличии некой единой первичной формы всего многообразия жизн. проявлений. Вершиной античной Б. явились труды Аристотеля. В рамках его универсальной телеологич. картины мира энтелехия как активно формирующая сила определяла направление трансформации пассивной материи. В сочинениях Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие представления об иерархии вещей, были отображены наблюдения автора о постеп. переходах в природе из неживого в живое, что оказало огромное влияние на последующие теории развития. Перипатетич. школа выдвинула в противоположность материалистич. направлению философии Демокрита свое органич. объяснение природы. Рим. Б. основывалась на выводах греч. науки и атомизме натурфилософии. Эпикур и его ученик Лукреций последовательно переносили материалистич. воззрения на представления о жизни. В стоич. картине мира концепции развития нашли свое дальнейшее продолжение. Стоич. философия объединила учение о микро- и макрокосмосе с пантеистич. учением о логосе и создала каузально-механически обусловл. телеологию, в которой «семена семян» («semina seminum) как созидающая сила определяли вечный ритмичный ход развития. Античная Б. и медицина нашли свое завершение в трудах Галена. Его наблюдения, сделанные во время вскрытия домашних животных и обезьян, сохраняли значение на протяжении мн. веков. Ср.-век. Б. опиралась на античную Б.
Источник: Словарь античности. 1989