перс, внешний, пригородный
Бируни
Бируни
Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884
БИРУНИ
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973 — ок. 1050) — ср.-азиат. ученый-энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал на араб. и перс. яз., знал санскрит, возможно — греч., сирийский и др.-евр. яз. Труды Б. по математике, географии и астрономии в нек-рых частях не потеряли значения до наст. времени. Б. занимался также физикой, минералогией, этнографией и историей. Из дошедших до нас ист. соч. Б. наиболее значительны: «Памятники минувших поколений» (чаще наз. «Хронология древних» — «Аль-Асар аль-бакийя») и «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых» (обычно наз. «Индия» — «Тахкик ма ли-ль-Хинд мин макала макбула фи-ль-акль ау марзула»).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
БИРУНИ
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-1048, по др. данным - после 1050) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал на араб. и перс. яз., знал санскрит, возможно - греч., сирийский и древнееврейский яз. Труды Б. по математике, географии и астрономии в нек-рых частях не потеряли значения до наст. времени. Б. занимался также физикой, минералогией, этнографией и историей. Исключительная образованность сочеталась у Б. с передовыми для его времени взглядами. Б. иронически относился к религ. суевериям, скептически - к астрологии, к-рой был вынужден заниматься по приказанию султанов; выступал против вражды между народами. Из дошедших до нас ист. соч. Б. наиболее значительны: "Памятники минувших поколений" (чаще наз. "Хронология древних" - "Аль-Асар аль-бакийя") и "Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых" (обычно наз. "Индия" - "Тахкик ма ли-ль-Хинд мин макала макбула фи-ль-акль ау марзула"). В первом из них (написан ок. 1000) Б. дает полное описание всех эр и праздников известных ему народов. Материал для второго трактата (написан ок. 1030) был собран Б. во время индийских походов Махмуда (1000-27). Б. сопоставляет данные индийских авторов с теориями древних греков и иранцев и ср.-век. мусульман, сопровождая изложение собственными наблюдениями и заключениями. Это важнейший источник по истории Индии 11 в. Соч.: Избр. произв., (т. ) 1, Таш., 1957; Alberuni´s India..., ed. in Arabic original by E. Sachau, L., 1887, Aiberuni´s India..., an English ed. by E. C. Sachau, v. 1-2, L., 1910; The chronology of ancient nations, an English version of the Arabic text of the Ath?r-ul-B?kiya of Alb?run? or "Vestiges of the past", collect. and red. to writing by the author in A. H. 390-391. A.D. 1000 Transl. and ed. with notes and index by E. C. Sachau, L., 1879. Лит.: Бируни-великий узбекский ученый средневековья. (Сб. ст.), Таш., 1950 Л. Б. Алаев. Москва.