Бизон
Бизон
(Bison) дикий бык семейства полорогих отряда парнокопытных (близок к европ. зубру). Обитал на 1/3 террит. Сев. Америки от Мексики до Канады и от зап. р-нов Н.-Й., Пенс., Вирг., С. К. и Ю. К. до Голубых гор Аризоны на востоке. До 1870-х стада Б. буквально «покрывали» Великие равнины, обеспечивая почти всем необходимым обитавш. здесь индейск. племена. В первые годы эксплуатации ж. д. «Юнион Пэсифик» для пропуска мигриров. Б. приходилось останавливать поезда. Стр-во трансконтинент, ж. д. и шир. колонизация Сев. Америки с 1883 привели к хищнич. истреблению ок. 13 млн Б. Организов. в 1905 «Амер. об-во Бизон» пыталось сохранить поголовье животных. В 1889 в США насчитывался 1901 Б., в 1903 1646, бол-во находилось в Йеллоустоне.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
Бизон
, Джузеппе Бернардино (Bison, Giuseppe Bernardino) 1762, Пальма Нова — 1844, Милан. Итальянский живописец. Родился в селении Пальма Нова около Удине и вскоре переехал в Венецию. Обучался в Венеции у К. Чедини и сценографа А. Маури. Начинал как художник-сценограф, оформляя декорации в театрах Феррары, а также писал перспективные виды с руинами для украшения вилл в Венето (казино Содерини в Тревизо, Дзаннини в Ланчениго). До 1807 работал в Венето, а с 1807 по 1831 — в Дзара и Триесте (палаццо делла Борса, палаццо Карчотти в Триесте). Здесь начал создавать в технике темперы маленькие полотна с изображением пейзажей в духе венецианского каприччо XVIII в. и мифологические сцены. Они охотно приобретались туристами. С 1831 жил и работал в Милане. Увлекался ведутой и писал картины с изображением видов Милана и Венеции. Иногда это были очень достоверные изображения, как, например, полотно Вход в Марчиану (Лондон, частное собрание) или темпера Пьяцца Сан Марко с австрийскими солдатами (частное собрание), на которых, однако, наряду с фигурками горожан в современных костюмах присутствовали и персонажи венецианского карнавала в костюмах "домино" или баутах. Бизон был дружен с Дж. Д. Тьеполо, и ему нравилось воскрешать в таких видах Венеции атмосферу художественной жизни города времен П. Лонги и Дж. Д. Тьеполо. Поздние полотна Пожар (Триест, частное собрание) и Старое кладбище (Триест, частное собрание) исполнены в духе каприччо. Таинственное ночное освещение придает фантастическим видам ощущение загадочности. Дж. Б. Бизон явился одним из продолжателей традиций итальянских каприччи и ведуты в XIX столетии, придав им романтическое звучание.
Лит.: Zava Boccazzi F. Gli affreschi del Bison // Arte Veneta, 1968. Vol. XXII. P. 142—165.
Е. Федотова
Лит.: Zava Boccazzi F. Gli affreschi del Bison // Arte Veneta, 1968. Vol. XXII. P. 142—165.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006