Благоустройство Харькова
Благоустройство Харькова
Комплекс разнообразных строительных, общественно-бытовых, культурных мероприятий по созданию благоприятных, цивилизованных условий проживания в городе. В числе первых было упорядочение торговли (проведение ежегодных ярмарок и еженедельного «базарного торга»), а также строительство храмов. Среди первых храмовых построек города были Успенская церковь (1658) и Покровский собор (перестроенный в 1689). К концу XVII ст. в городе насчитывалось 9 церквей, и их количество непрерывно росло. Возникновение пригодных слобод и междугородняя торговля обусловили появление дорог, вокруг которых впоследствии формировались первые улицы (Московская, Полтавский Шлях, Змиевская, Клочковская, Журавлевская, Гончаровская и др.). С 1670 по 1730 население города выросло с 5 до 6,4 тыс. чел., (среднегодовой темп естественного прироста 0,5 %). В течение 1732–1781 население города выросло с 7,5 тыс. до 10,7 тыс. чел. (темп прироста 0,8 %). Рост населения требовал изменений в социальной сфере. С 1734 начинается организация почтовой службы, в 1739 появляется первый врач, в 1778 открывается первая аптека. В 1727 в Х-ве открыто первое учебное заведение Левобережной Украины - Харьк. коллегиум, при котором была создана одна из лучших библиотек того времени. В 1768 из Петербурга в Х-в прислан план города, разработанный «Комиссией о каменном строении» под руководством архитектора А. Квасова. План этот был реализован лишь частично. В 70-х годах начинается реконструкция центра города, появляются каменные постройки в стиле раннего классицизма: дом губернатора, Успенский собор, Банковская контора, Почтовый двор, военные Провиантские склады. Планировка города в его центральной части становится близкой к радиальной: улицы сходились в направлении к крепости. К 1787 относится появление в Х-ве театра. В 1799 город становится епархиальным центром (Харьк. и Богодуховская епархии). С 1773 по 1855 численность населения выросла с 10,3 тыс. до 35 тыс. чел. (среднегодовой темп прироста составлял 15,3 %). Среди причин - изменение статуса города: с 1797 он становится центром Слободско-Украинской губернии, с 1835 - Харьк. губернии. В 1805 открыт Харьк. университет. В 20-е гг. в состав города включаются Гончаровка и Москалевка, в 30-е - восточная часть Холодной горы. В 1837 вышло «Положение об устройстве губернского города Х-ва» и введена должность городского архитектора (А.А. Тон). Все строительство ставится под надзор «Комитета об устройстве», которое предлагало «образцовые проекты». С исчезновением крепостной стены начинается формирование Сумской и Пушкинской улиц. В 40-е гг. купечество содействует строительству новых храмов и реконструкции старых (Всехсвятская, Усекновения Святого Духа, Воскресенская, Каплуновская, Дмитриевская церкви). Строится новый театр на Сумской ул. (1843), лавки на Благовещенском базаре. К этому времени в Х-ве было 544 каменных дома, 3762 деревянных, 53 фабрики и завода. во второй пол. XIX и начала XX ст. быстро растет численность населения (с 1856 по 1914 она выросла в 7 раз - с 35 до 245 тыс. человек), чему способствовали отмена крепостного права, строительство железной дороги (1869), активное развитие промышленности. В городе формируется сеть школ и гимназий, появляются училища, новые вузы (ветеринарный, технологический и др.). Со строительством дороги Х-в - Курск открывается движение пассажирских дилижансов на Москву. Возрастает количество каменных построек; проводятся работы по осушению заболоченных мест и затапливаемых улиц, Начинается мощение улиц камнем. В 1871 вводится газовое освещение отдельных центральных улиц, в 1881 вступает в действие первая линия водопровода, в 1882 в городе появляется конка, в 1886 открывается общественная библиотека (ныне им. В.Г. Короленко) и промышленно-художественный музей, в 1897 строится электростанция на ул. Кузнечной, в 1906 пущен первый электрический трамвай, с 1910 начинается движение первых автобусов, начинает действовать городская канализация. Производится озеленение главных улиц; в 1894–1907 создается городской парк (ныне парк им. А.М. Горького). Улучшается медицинское обслуживание, с 1910 начинает работать служба скорой помощи. Во второй четверти XX ст. столичный Х-в превращается в крупный индустриальный, научнокультурный и центр. В течение 1922–1932 проводится большая реконструкция и строительство ряда новых зданий в центральной части города, создается новый центр города в районе пл. Дзержинского (ныне пл. Свободы). В 1924 в Х-ве начала работать первая радиостанция. Продолжено парковое строительство (парк им. Артема в 1934–1937, парк им. В.В. Маяковского, Профсоюзный парк и др.). Начинается строительство рабочих поселков («Красный Октябрь» на Лысой Горе, на Новой Баварии, ул. Плехановской и др.). Расширена сеть трамвайных линий, пущен троллейбус (1939). В 1925 построен аэропорт, связавший город с Москвой, Киевом, Одессой. Создается сеть кинотеатров, открываются детские сады, школы, техникумы, новые вузы и др. учебных заведений. В городе появились новые театры, музеи, библиотеки, дома и дворцы культуры. В 1938 вошла в строй первая очередь водопровода Северский Донец - Харьков. В послевоенные годы главное внимание уделялось восстановлению разрушенной структуры города. Начинается интенсивное жилищное строительство. На 60–70-е гг. припадает активное парковое строительство (Журавлевский, Основянский, Юность, Алексеевский, Молодежный и др.). В 1955 введен в действие первый телецентр, в 1957 открыт планетарий, в 1974 - новое здание цирка, в 1981 - новый телецентр. Создается сеть новых кинотеатров (им. Довженко, «Киев», «Москва», «Парк», «Россия», «Украина» и др.). В 1991 построено новое здание ХАТОБа, в 1993 - Городской детский дворец культуры. В городе появляется большое количество баров, кафе, интернетцентров. В последнее десятилетие большое внимание уделяется улучшению внешнего вида центральной части города, где создается система офисы, банки. Торговые центры создаются во всех микрорайонах города. Совершенствуется транспортная система Х-ва, с 1968 начато строительство метрополитена и в 1975 введена первая его линия. к станциям метрополитена подводятся троллейбусные линии, вводятся линии многочисленных маршрутных такси).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.