Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле собор (Благовещенский собор)

Найдено 1 определение
Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле собор (Благовещенский собор)
(Соборная площадь).
Благовещенский собор считался домовым храмом московских великих князей, и в документах XV—XVII веков его именовали «у великого государя на Верху» или «на сенех», так как он был соединен переходом с государевыми палатами. Настоятель Благовещенского собора был духовником царя и царской семьи.
Первоначальный храм был возведен на этом месте в 1395 г. В 1416 г. он пострадал от пожара, а в 1475 г. был перестроен. В 1484—1489 гг. новое здание на старом, семиметровом подклете выстроили псковские мастера. Первоначально четырехстолпный Благовещенский собор имел три главы и был окружен со всех сторон открытыми галереями-папертями. Освятил церковь 9 августа 1489 г. митрополит Геронтий. Во время пожара 1547 г., как и другие кремлевские храмы, Благовещенский собор сильно пострадал. В 1552—1564 гг. собор восстановили, галереи перекрыли сводами, над которыми поставили четыре главки, обозначавшие место приделов, над центральной частью возвели еще две главы. В результате этой перестройки собор стал девятиглавым. Четыре угловые придела, соединявшиеся между собой террасами, освятили в честь Собора архангела Гавриила, Входа Господня в Иерусалим, Собора Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия Победоносца. Вероятно, посвящение приделов было связано с известными государственными событиями XVI века — венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, взятием Полоцка… В 1570-е гг. с юго-восточной стороны пристроили белокаменное резное крыльцо. По преданию, один из приделов стал личной молельной царя Ивана IV Грозного, на которого после четвертой женитьбы церковный собор наложил наказание — запретив присутствовать на церковной службе.
В 1812 г. наполеоновские солдаты превратили собор в казарму. Долгие годы после этого исправляли последствия разорения храма. Победа в Отечественной войне 1812 года была отмечена устройством придела благоверного князя Александра Невского. Последний придел — святителя Николая — создали в 1836 г. в южной паперти. В его иконостасе поместили храмовую икону святителя Николая, сопутствовавшую царю Ивану Грозному в его походе на Казань. В 1840-е гг. собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлевского дворца. В 1863 г. начали реставрировать крышу, колонны, окна, восстанавливать стенную живопись XVI века.
В соборе сохранился старинный иконостас. Иконы его пяти ярусов относятся, в основном, к XIV—XVI векам. Огромную духовную и художественную ценность представляют образа деисусного чина, большинство которых приписывалось Феофану Греку («Спас в силах», «Божия Матерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст»), а две иконы — «Архангел Михаил» и «Апостол Петр» — Андрею Рублеву. Семь икон праздничного чина также считали творениями великого русского иконописца. Но исследования последних лет говорят о возможном появлении этих икон в соборе после пожара 1547 г. Также после этого времени написаны псковскими мастерами иконы пророческого чина, а праотеческого чина — частью в XVI—XVII веках, частью в XIX веке. Великие святыни находятся и в нижнем местном ряду иконостаса: иконы Божией Матери Тихвинская и Смоленская, «Спас на Престоле», «Спас Смоленский» и другие. Каждая из этих старинных икон имеет свою историю, связанную с историческими событиями XIV—XVI веков. Две главнейших святыни храма — чудотворные иконы «Всемилостивый Спас» (1337 г.) и «Донская икона Божией Матери» (1392 г.), написанная Феофаном Греком, также происходящие из местного ряда иконостаса, — в настоящее время находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Из существовавших до 1917 г. шести приделов сохранились иконостасы лишь трех: Собора Пресвятой Богородицы, Собора архангела Гавриила и Входа Господня в Иерусалим. Пол в храме выстлан квадратными и прямоугольными плитками из агатовидной яшмы, привезенной по приказанию царя Ивана IV Грозного из собора Ростова Великого.
Роспись стен собора, выполненная сыном прославленного живописца XV в. Дионисия, Феодосием и его помощниками, а затем поновлявшаяся другими мастерами, иллюстрирует идею объединения Руси в единое государство (святые патроны Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова, Чернигова), приемственность власти Москвы от Константинополя (византийские императоры, киевские, владимирские и московские князья), летопись крепнущего московского княжества (московские князья Даниил Александрович, Дмитрий Донской, Василий I Дмитриевич, Иван III, Василий III). Считается, что Феодосий был автором композиций «Изведение Петра из темницы», «Преполоновение», «Чудо архангела Михаила в Хонех» и «Сорок мучеников севастийских», а также изображений Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Кроме того, в соборе сохранились редкие для русской церковной живописи настенные изображения греческих философов, поэтов и писателей: Платона, Аристотеля, Фукидида, Анахарсиса, Гомера, Вергилия и других. Над каждым из мудрецов античности помещено его имя, а в руках они держат свитки с цитатами из Священного Писания или изречениями из их сочинений. Центром росписи обширных галерей является «Древо Иессеево» — генеалогическое древо Христа.
Во время октябрьских боев в Москве в 1917 г. Благовещенский собор подвергся разрушениям. Снарядом была уничтожена крытая галерея XVI века. В начале 1918 г. собор был закрыт, богатейшее собрание соборной ризницы частью вывезли в Гохран на утилизацию, частью распределили между кремлевскими музеями. В 1930-е гг. уничтожили Красное крыльцо, находившиеся между собором и Грановитой палатой и служившее для торжественных выходов государя. В 1990-е гг. оно было восстановлено. В 1955 г. собор вошел в систему кремлевских музеев и был открыт для посетителей. С 1992 г. в соборе возобновлены праздничные богослужения в день Благовещенья Пресвятой Богородицы. В остальное время он открыт, как музей Московского Кремля.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.