БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Девятиглавый собор Московского Кремля. Был сооружен в XIII или XIV в., точная дата не установлена. Это очень красивый памятник русского зодчества: все девять куполов храма позолочены, даже крыша покрыта золоченой медью, за что он и получил название «Златоверхий». Москву за позолоченные купола многочисленных церквей называли «златоглавой».
Источник: Основы православной культуры. 2011
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской семьи.
Построен в 1484-89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н. XV в. и на подклете старого собора XIV в.
Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.
Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563-66 по велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками.
Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами XVI в., в порталах медные двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV-XVII вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт еврейскими большевиками в 1918.
Построен в 1484-89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н. XV в. и на подклете старого собора XIV в.
Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.
Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563-66 по велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками.
Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами XVI в., в порталах медные двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV-XVII вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт еврейскими большевиками в 1918.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
домовая церковь великого князя императорской фамилии и его семьи на территории Московского Кремля, построен псковскими зодчими в 1484–1489 годах.
Собор, сменивший старую постройку конца XIV в., был первоначально трехглавым и сохранял хоры, связанные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и новых каменных палат, составленных на подклетах и соединенных открытыми пере-ходами и террасами. Высокий белокаменный подклет давал возможность попасть непосредственно из вто рого этажа дворца в собор. Сам по себе собор был небольших размеров, но, тем не менее, в нем была достаточно ясно подчеркнута принадлежность к великок-няжескому двору. Изысканность общей композиции, наличие мотивов владимиросуздальского зодчества, хоры внутри храма, где помещалась семья великого князя, — неоспоримо свидетельствуют об этом.
С внешней стороны собор интересен сочетанием псковских архитектурно-композиционных и декоративных приемов с московскими и владимиросуздальскими. Так, убранство верхов барабанов глав с характерным «рубчиком» и восьмигранное основание под центральной главой, украшенные декоративными полукружиями кокошников, напоминают детали псков-ской архитектуры. Но верх здания в виде двухъярусной пирамиды имеет много общего и с раннемосковскими памятниками. О старых московских традициях говорит также южный портал со сноповидными капителями и бусинами на стволах колонок, в то время как колончатый пояс посередине высоты стены свидетельствует о желании подчеркнуть преемственность от владимиросуздальского зодчества. На протяжении XVI в. собор дважды достраивался и приобрел современные очертания. Все переделки были предприняты с целью при-дать большую пышность облику Благовещенского со-бора, превратившегося в итоге из домовой церкви московских великих князей в дворцовый собор русских царей.
Собор, сменивший старую постройку конца XIV в., был первоначально трехглавым и сохранял хоры, связанные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и новых каменных палат, составленных на подклетах и соединенных открытыми пере-ходами и террасами. Высокий белокаменный подклет давал возможность попасть непосредственно из вто рого этажа дворца в собор. Сам по себе собор был небольших размеров, но, тем не менее, в нем была достаточно ясно подчеркнута принадлежность к великок-няжескому двору. Изысканность общей композиции, наличие мотивов владимиросуздальского зодчества, хоры внутри храма, где помещалась семья великого князя, — неоспоримо свидетельствуют об этом.
С внешней стороны собор интересен сочетанием псковских архитектурно-композиционных и декоративных приемов с московскими и владимиросуздальскими. Так, убранство верхов барабанов глав с характерным «рубчиком» и восьмигранное основание под центральной главой, украшенные декоративными полукружиями кокошников, напоминают детали псков-ской архитектуры. Но верх здания в виде двухъярусной пирамиды имеет много общего и с раннемосковскими памятниками. О старых московских традициях говорит также южный портал со сноповидными капителями и бусинами на стволах колонок, в то время как колончатый пояс посередине высоты стены свидетельствует о желании подчеркнуть преемственность от владимиросуздальского зодчества. На протяжении XVI в. собор дважды достраивался и приобрел современные очертания. Все переделки были предприняты с целью при-дать большую пышность облику Благовещенского со-бора, превратившегося в итоге из домовой церкви московских великих князей в дворцовый собор русских царей.