счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженство дается от Бога и принимается верою, оно не равнозначно осознаваемому состоянию счастья (Пс 31.2; 32.12; 64.5; Пр 28.14; Мф 5.3-12; 11.6; Лк 10.23; 11.28; От 1.3; 22.7).
Блаженный
блаженный
БЛАЖЕННЫЙ
1. Эпитет, связанный в Православной Церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви – св. Августина, епископа Иппонийского (сев. Африка, 354-430 гг.) (см. Августин Блаженный) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347-420 гг.). 2. См. Юродивый.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Блаженный
человек, проникнутый благодатью, достигший личностной гармонии в силу освобождения от внутренних противоречий, земных привязанностей и страстей. В русской православной традиции именование «Б.» преимущественно относится к юродивым, радикально освободившим свое сознание от пут здравого смысла и противопоставившим свой образ жизни обыденным, общепринятым нормам.
Источник: Краткий православный словарь.
Блаженный
гр. makarios, лат. beatus), в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский и т.д.). Данный эпитет возникает как калька с лат. beatus. У католиков наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым на первом этапе канонизации (см.) установлено местное почитание (так наз. беатификация): при окончательной канонизации папа провозглашает блаженного святым (канонизационная формула содержит слова "beatum N. sanctus esse"). По этому образцу возникло и русское употребление наименования "блаженный" в применении к святым, почитание которых не распространено в России. В Древней Руси наименование "блаженный" прилагалось к святым юродивым (см.).
Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994