, Карл (Blechen, Carl) 1798, Котбус — 1840, Берлин. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. Видный мастер пейзажа первой половины XIX в. С 1822 занимался в Академии художеств Берлина у П. Л. Лютке; с 1823 — в Академии художеств Дрездена у И. К. Даля, испытал влияние произведений К. Д. Фридриха. В 1820—1821 и 1828—1829 работал в Италии; рисовал на натуре пейзажи Кампаньи с И. А. Кохом и Й. К. Рейнхардтом, обратился к акварели. С 1829 жил и работал в Берлине. С 1831 преподавал в Академии художеств. В 1835 посетил Париж. В ранних произведениях К. Блехена — Горное ущелье зимой (1828, Берлин, Гос. музеи), Кладбищенское безмолвие (1820-е, Ганновер, Музей искусств) — сказалось влияние романтического пейзажа К. Д. Фридриха и И. К. Даля, любивших изображать одиноко стоящие деревья, таинственные кладбища, горные ландшафты. Поездка в Италию обогатила его впечатлениями. Акварели, рисунки, живописные полотна, созданные здесь, свидетельствуют об освоении приемов пленэрной живописи. Блехен изображал Сабинские и Альбанские горы, виды Субиако и Тиволи с парком знаменитой виллы д’Эсте и водопадами, окрестности Неаполя (Вид монастыря Санта Схоластика около Субиако, Карлсруэ, Кунстхалле; Парк виллы д’Эсте, Потсдам, дворец Сан-Суси; Акведук в Атрано, Котбус, Гор. художественные собрания; Рыбак из Капри, Берлин, Гос. музеи). Как и Фридриха, его всегда привлекала жизнь архитектурного памятника в пейзаже (Руины, 1824—1827; Руины готической церкви, 1834, оба — Берлин, Гос. музеи). Живописно смотрится сама вилла д’Эсте, расположенная несколько на возвышении, подъем к которой фланкируют стройные кипарисы. Фантазия художника-романтика переносит зрителя в иную эпоху благодаря костюмам жителей, идущих к вилле. Он любил изображать необычные эффекты освещения, моменты наивысшего напряжения в жизни природы (Буря в римской Кампанье, 1831, Берлин, Гос. музеи). В поздних работах — Песчаная дорога (Котбус, Гор. художественное собрание), Бухта Рапалло (ок. 1830, Берлин, Гос. музеи), Виды на крыши и сады, Сад-галерея Фридриха Вильгельма III (1831—1832), Мельница (1830), Железопрокатный завод близ Нейштадт-Эберсвальде (1830-е, все — Берлин, Гос. музеи) — художник также проявил себя мастером пленэрной живописи. Искусство К. Блехена оказало влияние на многих пейзажистов XIX в., в том числе на его соотечественника А. Менцеля.
Лит.: Karl Blechen. Leben, Wurdigungen, Werk / Hrsg. von P. O. Rave. Berlin, 1940; Heider G. Carl Blechen. Leipzig, 1970; Blechen Carl. Italienische Shizzen. Leipzig, 1979; Schutz B., Muller W. Deutsche Romantik. Freiburg, 1989.
Е. Федотова