Blake, William) 1757, Лондон — 1827, Лондон. Английский художник, мыслитель и поэт, один из ранних мастеров романтизма. Родился в семье мелкого торговца. С десяти лет начал обучение в рисовальной школе Г. Парса в Лондоне, которое продолжил в 1771 в мастерской гравера Дж. Безайра, изготовлявшего по заказам Археологического и Антикварного обществ таблицы для изданий древностей, привлекая к работе учеников. Блейк делал зарисовки скульптур английских церквей, много работал в Вестминстерском аббатстве. Это занятие пробудило в нем интерес к готике. Он понял, что нельзя говорить о Средневековье как о "темных веках", ибо в национальном наследии все эпохи равны. Впоследствии этот тезис стал важным аргументом в его спорах с оппонентами, особенно с президентом Королевской академии художеств Рейнолдсом, отношения с которым не сложились с ученических времен, когда в 1779 Блейк поступил в школу Академии. Художественные принципы молодого мастера пришли в противоречие с живописной традицией, господствовавшей там. Опыт гравера и страсть к Средним векам способствовали формированию стилистических особенностей его искусства, основанных на выразительности контура, подчеркнутой линеарности, удлиненности пропорций. Большое влияние на художника оказали Дж. Флаксмен, Фюсли и Дж. Барри, а из старых мастеров — Микеланджело. Блейк не писал с натуры, рано обнаружив склонность к фантазии и визионерству. Свои сюжеты черпал главным образом из Библии, Шекспира, Вергилия, Мильтона, Данте, а также из собственных сочинений. В сфере политики поддерживал радикальные идеи и движения, но после эпохи террора в годы Французской революции потерял к ним интерес. В вопросах религии был близок теософии Э. Сведенборга, критически относясь к официальной церкви. Ок. 1787 мастер начал работать над изданием собственных поэм. Обратившись к опыту средневековых миниатюристов, он выработал метод оформления печатных книг, в котором рукописный текст и иллюстрации гравировались вместе, а затем раскрашивались от руки, представляя собой единое художественное целое. Ранние книги — Песни невинности (1789), Песни опыта (1794) — содержат полные непосредственности лирические образы. Отдельные листы выполнены со множеством полужанровых деталей. Однако уже здесь отсутствует реально трактованное пространство, все фигуры и сцены подчинены логике декорации листа. С 1789 Блейк приступил к серии нерифмованных поэм, объединенных названием Пророческие книги. Среди них — такие известные, как Бракосочетание Неба и Ада (ок. 1790—1793), Книга Уризена (1794), Книга Лоса (1795). Грандиозность идей, способность мыслить в масштабах Универсума привели Блейка к созданию собственной мифологии. Элементы его мифотворчества восходят как к христианской, так и языческой традиции. Его персонажи — это символы Счастья, Знания, Любви и новые боги: Лос — Воображение, Лувах — Страсть, Теотормон — Слабость и Сомнение, наконец, Уризен, близкий по смыслу к Иегове, олицетворяет одновременно и всемогущего Бога, и порабощенного Человека. В этой диалектике Блейк прозревает единство одухотворенной природы, высшим воплощением которой является обожествленный Человек. Удивительным образом мастер сочетает в своих произведениях порой наивное простодушие деталей и отдельных персонажей, которые сродни чистым образам народного искусства, и оригинальное философское содержание, фантастичность и напряженный спиритуализм. В 1793 художник переехал в Ламбет, где начался период, отмеченный пессимизмом и разочарованием. В том же году он выпустил поэму Америка. Ок. 1795 вышли две подцвеченные гравюры: Элохим, создающий Адама (Макбет, I, 7) и Дом смерти (Потерянный рай, XI, 477—493), в которых он переосмысливает тексты Шекспира и Мильтона в соответствии со своими идеями. С 1799 по 1805 Блейк написал 37 темперных композиций и около 100 акварелей на библейские темы для Т. Батта, единственного в то время своего покровителя. После возвращения из Фелфама (Сассекс), где он провел три года (1800—1803), приступил к поэме Мильтон, попутно работая над акварелями на темы произведений поэта. С 1804 по 1820 пишет и иллюстрирует самую большую свою поэму Иерусалим. Ок. 1818—1820 создал серию акварелей к Книге Иова (гравированы в 1823— 1825), в которой все сильнее начинает звучать тема прощения. В 1821 сделал прелестные иллюстрации к Пасторалям Вергилия. Наконец, ок. 1824 приступил к работе над Божественной комедией Данте, которую так и не успел закончить. В 1809 в Лондоне состоялась персональная выставка мастера. Сопровождавший ее Описательный каталог, наряду с замечаниями Блейка к Речам Рейнолдса, является главным источником, где изложены эстетические взгляды художника. Наследие мастера при всей близости романтизму не укладывается полностью в строгие рамки определенного направления или стиля. Его композициям присуща непостижимая диалектика мощи и безволия формы. Текучая материя словно возникает и растворяется на глазах у зрителя. В телесных образах нагих и задрапированных фигур, с крупно, по-микеланджеловски моделированной мускулатурой, но как бы лишенных костяка, увлекаемых в некий вселенский водоворот, воплощена идея рождения и смерти как постижение высших сокровенных тайн мироздания. Трепетная, порой напоминающая язык пламени линия контура; нежный, прозрачный, лишенный темных теней колорит, еще более смягченный отказом от черного цвета рисунка в пользу синего, коричневого и пурпурного; замена реального пространства некой универсальной средой, которая не подчиняется законам линейной перспективы, — все эти особенности стиля художника воплощают изобразительными средствами образную и философскую сущность его загадочной поэзии. Блейк многое предвосхитил в истории не только английского искусства. Однако для современников он был слишком своеобычен. Известность его гений начал приобретать лишь с конца 1840-х. Его "открыли" прерафаэлиты, затем ему отдали дань символисты, наконец, широкое признание пришло в XX в. Последние годы жизни одиночество мастера скрашивала группа молодых художников, которые называли себя "Древние", среди которых были Палмер и Дж. Линнелл. Основные собрания произведений Блейка сосредоточены в Лондоне: в галерее Тейт и Британском музее. Есть крупные коллекции в США: Нью-Йорк, библиотека П. Моргана; Кембридж, Музей Фогга; Филадельфия, собрание Лессинга Дж. Розенвалда.
Лит.: Елистратова А. А. Вильям Блейк. М., 1957; Некрасова Е. А. Вильям Блейк. 1757—1827. М., 1960; Некрасова Е. А. Творчество Вильяма Блейка. М., 1962; Вильям Блейк в переводах С. Я. Маршака. Избранное. М., 1965; Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Bentley G. E., Nurmi Jr. and M. K. A Blake Bibliography. Minneapolis, 1964; Blake’s Visionary Forms Dramatic. London, 1970; Bindman D. William Blake. Exhibition Catalogue. Hamburg, 1975.
Т. Воронина