Блиох Иван Станиславович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛИОХ Иван Станиславович
(1836–1901) – предприниматель, строитель железных дорог, писатель. Родился в семье польского еврея. В конце 1860-х годов занялся железнодорожными концессиями и организовал целый ряд железнодорожных предприятий, а также кредитных и страховых учреждений, принимал участие в деятельности Главного общества российских железных дорог. В дальнейшем более известен как автор крупных экономических исследований по развитию железных дорог в
России. Наиболее известные работы: «Влияние железных дорог на экономическое состояние России», «Финансы России XIX столетия».

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

БЛИОХ Иван Станиславович
[24.7.(6.08).1836, Варшава — 25.12.1901(7.01.1902), там же], военный теоретик, статистик и экономист. Окончил Варшавский государственный университет (1854). Был учредителем и председателем правлений акционерных обществ ряда железных дорог и крупным акционером Главного общества российских железных дорог. Блиох создал фундаментальные труды по экономике России, железнодорожной статистике, финансам. Одним из первых среди военных ученых занялся проблемами взаимоотношения войны и политики, войны и экономики; предпринял попытку раскрыть причины, характер и масштабы вооруженной борьбы в будущей войне европейских стран. Собрал огромный фактический материал о росте массовых армий и броненосных флотов европейских государств во второй половине XIX в., о скорострельном оружии, военной технике, строительстве инженерных сооружений. Это позволило ему исследовать зависимость войны с применением массовых армий от экономики, рассмотреть проблемы мобилизации, сосредоточения и стратегического развертывания армий Австро-Венгрии, Германии, России и Франции, а также определить вероятные способы ведения войны. В 1900 в Цюрихе открыл музей, где собрал ценные коллекции оружия, обмундирования, картины батальной живописи.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Блиох Иван Станиславович

Блиох, Иван Станиславович, - железнодорожный деятель и писатель (1836 - 1901), родился в семье польского еврея. В конце 1860-х годов занялся железнодорожными концессиями и явился организатором ряда железнодорожных предприятий, кредитных и страховых учреждений; принимал близкое участие в делах ""Главного общества российских железных дорог"". В 1875 г. вышел в свет его труд: ""Русские железные дороги"" (на русском и французком языках), первый у нас обширный опыт разработки железнодорожной статистики. К области железнодорожного законодательства принадлежат изданные Блиохом вместе с И. Вышнеградским : ""Труды комиссии по учреждению железнодорожных пенсионных касс"" (СПб., 1875), ""Calculs servant de base pour des Caisses de Retraites"" (Варшава, 1875, тоже на польском языке) и ""Исследование по вопросам, относящимся к производству, торговле и передвижению скота и скотских продуктов в России и за границей"" (1876, с атласом и графиками). В защиту нашей железнодорожной политики, выразившейся в усиленном железнодорожном строительстве, Блиох напечатал в ""Вестнике Европы"" (1877) ряд статей (""Экономическое состояние России в прошлом и настоящем""), которые были им переработаны в обширный труд: ""Влияние железных дорог на экономическое состояние России"" (5 томов, с графическим атласом, СПб., 1878; то же на польском и французском языках). Назначенный членом ученого комитета министерства финансов, Блиох напечатал: ""О взимании русскими железными дорогами провозных плат в металлической валюте"" (1877) и обширный труд: ""Финансы России XIX столетия"" (4 тома, 1882). Этот труд переведен на французский, немецкий и польский языки и пополнен томом, заключающим в себе историю финансов Царства Польского до слияния их с общим государственным бюджетом. В 1890 г. вышла книга Блиоха: ""О сельскохозяйственном мелиорационном кредите в России и иностранных государствах"", в 1898 г. - его исследование: ""Будущая война и ее экономические последствия"" (6 томов и 1 том картограмм; издано также на польском, немецком, французском и английском языках). В 1901 г. напечатан его труд: ""Сравнение материального и нравственного благосостояния губерний западных, великороссийских и привислинских"" (5 томов, с атласом графиков и картограмм, за исключением 25 экземпляров уничтожен пожаром типографии, теперь библиографическая редкость). Поводом для составления этого труда послужила записка: ""О приобретении и арендовании евреями земли"" с сравнительными статистическими таблицами, представленная Блиохом в 1885 г. по поручению председателя высшей комиссии по пересмотру законов о евреях, гр. Палена . Первому тому этого труда предпослан очерк возникновения антисемитизма. В 1900 г. издан в Париже составленный им сборник ""Les ouvrages statistico-economiques 1875 - 1900"". На польском языке изданы книги Блиоха: ""Фабричная промышленность Царства Польского"", ""Земля и ее задолженность в Царстве Польском"" и ""Статистика Царства Польского"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Блиох, Иван Станиславович

Блиох Иван Станиславович


— экономист и железнодорожный деятель; род. в 1836 г. в Варшаве. В конце 60-х и начале 70-х годов Б. выступил как теоретик и как практический деятель по железнодорожному делу. Обративший на себя внимание труд его — "Русские железные дороги" (на русском и французск. яз. с 12 картограммами, СПб., 1875) — является первым у нас обширным опытом разработки железнодорожной статистики и политики. Участвуя в сооружении железн. дорог Главного российск. общества, являясь строителем Ландварово-Роменской, Ивангородо-Домбровской ж. д. и организатором Общества Юго-Западных железных дорог, Б. в качестве председателя правлений многих дорог и впоследствии члена ученого комитета мин. финансов принимал участие в съездах представителей ж. д. и содействовал разработке многих важных вопросов железнодорожного законодательства. К этой области принадлежат изданные вместе с И. Вышнеградским "Труды комиссии С. П. Р. Ж. Д. по учреждению пенсионных касс" (СПб., 1875) и "Calculs servants des bases pour des Caisses des Retraites" (Варшава, 1875, тоже на польском языке) и "Исследование по вопросам, относящимися к производству, торговле и передвижению скота в России и за границей" (1876) — обстоятельная монография с атласом и графиками. В защиту нашей железнодорожной политики, выразившейся в усиленном железнодорожном строительстве (за 11 лет 20 тыс. вер.), Б. напечатал в "Вестнике Европы" (1877) ряд статей ("Экономическое состояние России в прошлом и настоящем"), которое, однако, было только небольшим отрывком громадного труда "Влияние железных дорог на экономическое состояние России" (5 т. in 4, с графическим атласом in f., СПб., 1878, то же на польском и французском языках). Ценным вкладом в историю наших финансов является также капитальный труд Б. "Финансы России XIX ст." (4 тома, из коих два первые обнимают историю финансов с древнейших времен, третий — монографию о доходах и четвертый том — критический разбор наших государственных расходов. Труд этот переведен на польский язык, пополнен отдельным томом, заключающим в себе историю финансов и налогов Царства Польского до слияния их с общим государственным бюджетом, переведен на франц. и немецкий языки, СПб., 1882). Наконец, в 1890 г. Б. издал "О сельскохозяйственном мелиорационном кредите в России и за границею" — собрание материалов об организации этой крайне важной, но слабее других развитой отрасли кредита. Кроме того, Б. поместил много статей по финансам и железнодорожному делу в польск. журн. "Bibliotheka Warszawska" и "Atheneum" и издал на польском языке кн. "Фабричная промышленность Царства Польского" и "Статистику Царства Польского".


{Брокгауз}





Блиох, Иван Станиславович (дополнение к статье)


— финансист и железнодорожный деятель; умер в 1901 г.


{Брокгауз}





Блиох, Иван Станиславович



И. С. Блиох (скульптура Габовича).


— финансист и писатель; род. в 1836 г. в Варшаве, умер там же в 1901 г. Сын небогатого еврея (по другим сведениям — фабриканта), Б. получил образование в реальном училище, а потом в Берлинском университете. Начав свою службу в банкирской конторе в Варшаве, Б. вскоре переехал в Петербург, где, по причинам семейного характера, принял христианство (кальвинизм). Здесь он занялся железнодорожными предприятиями, с течением времени достиг выдающегося общественного положения и составил себе большое состояние. Б. явился главным акционером, деятелем и даже инициатором целого ряда железнодорожных путей (Петербургско-варшавской линии, Ивангородо-домбровской, Лодзинской, Либаво-роменской, Тираспольской, Киево-брестской и др.) и банковских учреждений (Варшавского коммерческого банка, Варшавского общества страхования от огня, Кредитного общества и др.). Участвуя еще с средины шестидесятых годов в предприятиях "Главного общества российских ж. д.", Б. посвятил железнодорожному вопросу ряд научных трудов: в 1864 году он составил записку о правильной ностановке этой новой в России отрасли государственного хозяйства; в 1875 г. вышло его большое исследование "Русские железные дороги относительно доходов и расходов эксплуатации, стоимости провоза и движения грузов" с русским и французским текстами; этот первый опыт разработки товарной железнодорожной статистики был на географической выставке в Париже награжден медалью. На съезде российских жел. дорог Б. предложил учредить комиссию по новому тогда в России вопросу о пенсионных кассах для жел.-дор. служащих, каковая и была назначена под председательством Б., выпустившего в 1875 г., вместе с И. А. Вышнеградским, ее "Труды"; по тому же вопросу Б. издал на французском языке "Calculs servants des bases pour des caisses des retraits" (также на польск. яз.). В 1876 г. Б., по поручению министерства внутренних дел, написал "Исследование по вопросам, относящимся к производству торговли и передвижению скота и скотских продуктов в России и за границей". В 1878 году вышло его большое исследование "Влияние жел. дороги на экономическое состояние России" в 5 т. с подробным графическим атласом; здесь впервые подвергся обработке накопившийся в министерстве путей сообщения материал о движении грузов; сочинение это, вскоре переведенное на французский и польский языки, было награждено на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. большой золотой медалью (отрывки из него печатались в 1877 году в "Вестнике Европы", кн. 9, 10 и 12, под заглавием "Экономическое состояние России в прошлом и настоящем"). Назначенный членом ученого комитета министерства финансов, Б. написал в 1877 г. "Исследование по вопросу о взимании русск. жел. дорогами провозных плат в металлической валюте". В 1882 г. он выпустил большое четырехтомное сочинение "Финансы России XIX века", которое было переведено на французский и немецкий языки, а также на польский, с приложением истории финансов и налогов в Царстве Польском. В 1890 г. вышло его "О сельскохозяйственном мелиорационном кредите в России и иностранных государствах", а в 1898 г. — известное обширное исследование "Будущая война и ее экономические последствия" (I — VI том.), переведенное на английский, французский и немецкий языки, ранее же, в начале 90-х годов, вышедшее на польском языке; в этой книге собран обширный материал о прогрессе военной техники, о ее разрушительной силе и гибельном последствии для экономического развития современных стран; книга настойчиво призывает к мирному разрешению возникающих международных конфликтов; она, как известно, содействовала появлению манифеста, призывавшего к разоружению и зарождению идеи о созыве Гаагской мирной конференции. Кроме указанных сочинений, Б. выпустил на польск. яз. "Фабричная промышленность в Царстве Польском" и "Земля и ее задолженность в Царстве Польском" и поместил ряд статей по железнодорожными финансовым вопросам в "Biblioteka Warszawska" и "Ateneum". В 1900 г. вышел в Париже труд Б. "Les ouvrages statistico-économiques, 1875—1900".



В 80-х гг. Б. обратился к изучению еврейского вопроса: в 1885 году он по поручению председателя Высшей комиссии по пересмотру законов о евреях гр. Палена представил записку "О приобретении и арендовании евреями земли"; кроме этого, он неоднократно составлял для официальных сфер докладные записки по еврейскому вопросу, оставшиеся неопубликованными. Особенной известностью пользуется его большое, вышедшее в 1903 году исследование "Сравнение материального и нравственного благосостояния губерний западных, великороссийских и польских" в 5 томах, над которым он начал работать с середины 80-х годов. Пожар в типографии уничтожил эту книгу, за исключением 25 экз.; исследование не было перепечатано, и оно стало библиографической редкостью; широкой публике содержание его известно по изложению А. П. Субботина ("Еврейский вопрос в его правильном освещении" в "Еврейск. Библиотеке", т. X, а также отдельной книжкой), принимавшего участие в трудах Б. Помимо печатных источников и специальных исследований на разных языках, Б. воспользовался для своего исследования официальными отчетами, протоколами, статистическими обзорами и докладами комиссий и особенно неопубликованными трудами Высшей комиссии. Широкое применение статистического метода при разработке этих данных (имеется до 350 картограмм и графиков и около 140 таблиц) делает книгу ценным вкладом в социально-экономическую литературу по еврейскому вопросу. Несмотря, однако, на свою научность, книга является по своим тенденциям ярко апологетической и служит как бы статистическим ответом на нападки и реакционную политику 80-х годов по отношению к евреям. Первому тому предпослан краткий очерк истории возникновения антисемитизма и обострения еврейского вопроса в Западной Европе и особенно в России после периода погромов; затем часть книги занята сравнительным обзором экономического и морального состояния общего населения в черте и в других 35 губ. Европейск. России; далее следует рассмотрение материального и нравственного положения еврейского населения, причем Б. все время сравнивает в цифрах губернии черты с губерниями чисто русскими; в книге приводятся данные о приросте еврейск. населения, о его бедности, коммерческой деятельности, об его участии в питейной торговле, промышленности, физическом труде, в ремеслах, особенно подробно в земледелии; затем приводится ряд ценных сравнительных данных о нравственном состоянии евреев, о развитии среди них образования и т. п. В результате Б. приходит к выводу, что господствующее в правительственных сферах неблагоприятное мнение о евреях необосновано, что большинство реакционных нападок фактически ложно и несправедливо и что необходимо отменить ограничительные против евреев меры, дабы были уничтожены те недостатки, развитие которых столь естественно при бесправном положении. Б. старался использовать также свои широкие личные связи, чтобы побудить правительственные круги облегчить положение евреев. Он до конца жизни принимал самое близкое участие в судьбе евреев и, будучи щедрым благотворителем, много жертвовал на их нужды. — Ср.: Венгеров, "Критико-биографич. словарь", III; "Хрон. Восхода", 1901, 79; Jew. Chron., 24 янв. 1902 г.


И. Ч.


{Евр. энц.}





Блиох, Иван Станиславович


— экономист и автор соч. "Будущая война". Род. в 1836 г. Кроме своих работ по политич. экон. и жел.-дор. делу, где являлся крупным деятелем, Б. издал сочинение, представляющее большой интерес для воен. мира, под названием: "Будущая война в технич., политич. и экономич. отношениях". Издание вышло в 1898 г. в 6 том. В этом труде приняли участие офицеры всех главн. европ. армий, в том числе и наши офицеры генерального штаба. Задачей этого сочинения является развитие в народных массах сознания необходимости разоружения. В частности, Б., как уроженец Западного края, дает в своей книге много интересных данных и оригинальных замечаний о характере воен. действий в Западном крае в случае столкновения России с Германией. Книга Б. встретила много возражений со стороны воен. авторитетов, а последовавшие затем войны опровергли многие ее выводы. За год до смерти Б. открыл в Цюрихе музей Войны и Мира, где собрал ценные коллекции оружия и обмундирования всех стран и эпох, батальной живописи и портреты воен. деятелей. Одна зала музея посвящена деятелям мира. Умер в 1901 г.


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008