БЛОК Александр Александрович

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЛОК Александр Александрович
(16.11.1880, Пб. – 7. 8. 1921, Пг.), поэт. Летом 1890 жил в с. Урлейка, ныне Конд. р-на, в имении Ал. Ник. Бекетова, известного в губ. зем. деятеля. Оттуда он отправил письмо деду – Анд. Ник. Бекетову, позже в «Записных книжках» написал о крест. бунтах в Пенз. и Саратовской губ. 28 нояб. 1980 на трассе ПЕНЗ. – Сердобск, около с. Раевка Колышл. р-на, открыт Блоковский мемориал (автор скульптурной композиции Н. А. Матвеев). Лит: Савин (9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Блок, Александр Александрович
1880 - 1920) - виднейший представитель русского символизма и один из талантливейших русских лириков. Наиболее известны его книги: "Стихи о прекрасной даме" (1905 г.), "Нечаянная радость" (1907 г.), "Снежная Маска" (1908 г.), драматические произведения - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка" и "Роза и Крест". В 1918 г. им была написана поэма "Двенадцать", являющаяся первой значительной попыткой художественного отображения и "оправдания" Октябрьской революции.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Блок Александр Александрович
(1880-1921) – великий русский поэт, виднейший представитель символизма. Один из крупнейших поэтов XX века. Наиболее известны его сборники: «Стихи о прекрасной даме», «Нечаянная радость», «Над полем Куликовым», драматические произведения – «Балаганчик», «Король на площади», « Незнакомка», « Роза и Крест». В 1918 г. им была написана поэма «Двенадцать», являющаяся первой значительной попыткой художественного отображения и осмысления Октябрьской революции. Смертью Блока завершается Серебряный век русского искусства.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

БЛОК Александр Александрович
(1880—1921) — российский литературный и общественный деятель, художественный критик, публицист, поэт, испытавший влияние символизма, мистицизма и романтизма. Стихи начал писать еще в детстве. Публиковался с 1903 г. в руководимом им журнале «Новый путь». В 1904 г. вышел сборник «Стихи о Прекрасной Даме», что сразу выдвинуло автора в первый ряд российских поэтов. В 1907— 1916 гг. опубликовал несколько циклов стихов («Нечаянная радость», «Снежная маска», «Фаина», «Земля в снегу», «На поле Куликовом», «Страшный мир», «Возмездие», «Ночные часы», «Родина» и др.), лирические драмы («Балаганчик», «Песня судьбы», «Незнакомка», «Роза и крест»). В 1911—1912 гг. вышло первое издание собрания сочинений поэта. В 1907—1908 гг. вел отдел критики в журнале «Золотое руно», публиковал литературно-критические и публицистические статьи по проблемам современности. Особую известность приобрели его выступления по проблеме взаимоотношений народа и интеллигенции (цикл статей объединен в книге «Россия и интеллигенция», 1918). С воодушевлением встретил Февральскую революцию 1917 г. к участвовал в работе Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений старого режима, что отражено в его книге «Последние дни императорской власти» (издана посмертно, 1921). К осени разочаровался в политике Временного правительства и поэтому приветствовал Октябрьскую революцию 1917 г., совпавшую с творческим подъемом поэта. Поэмы «Двенадцать» и «Скифы» (январь 1918) содержали сатиру на старый мир и апофеоз революционной бури. Активно участвовал в работе Государственной комиссии по изданию сочинений классиков русской литературы, сотрудничал с А. М. Горьким в издательстве «Всемирная литература», в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса. С 1920 г. — пред. Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов. К 1921 г. разочаровался в политике большевиков и назвал Октябрьскую революцию черным днем России.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

БЛОК Александр Александрович
16/28.11.1880 - 17.08.1921), русский поэт. Отец - профессор права Варшавского университета, мать - писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д.И. Менделеева.
Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В.А. Жуковский), чистой лирики (А.А. Фет и Я.П. Полонский), жестокого романса (А.Н. Апухтин).
Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось в его книге "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад".
Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе "Балаганчик" осмеивается декадентская мистика.
Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907).
В статьях и публичных докладах 1907-08 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция").
В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А.А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).
Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909-16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.
Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910-21) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX века.
Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). Стихотворение "Скифы" проникнуто утверждением земной исторической миссии революционной России, обличением пагубности буржуазной цивилизации.
В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству "Всемирная литература". В 1920 - избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Блок Александр Александрович

Блок, Александр Александрович, - поэт и критик. Родился в 1880 г. Окончил курс в Санкт-Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Предок его, врач царя Алексея Михайловича, был выходцем из Мекленбурга. Отцу его, Александру Львовичу , по словам его биографа, ""стоило больших усилий прекратить писание стихов, чтобы не отвлекаться чересчур от науки в сторону муз"". Мать поэта - дочь известного естествоиспытателя А.Н. Бекетова. Стихи Блока появились в альманахе книгоиздательства ""Гриф"", в ""Новом Пути"", в ""Журнале для всех"". В 1905 г. в Москве вышел первый сборник стихов Блока, под заглавием ""Стихи о прекрасной Даме"", и был встречен сочувственными отзывами. В 1907 г. вышел в Москве второй сборник, ""Нечаянная Радость"", и в Санкт-Петербурге цикл стихов ""Снежная Маска"". В 1908 г. в Санкт-Петербурге - ""Лирические Драмы"" (""Балаганчик"", ""Король на площади"", ""Незнакомка""), в Москве - третий сборник стихов ""Земля в снегу"" и перевод трагедии Грильпарцера ""Праматерь"", со вступительной статьей и примечаниями. В 1909 г. в IX альманахе ""Шиповника"" напечатана драма Блока ""Песня Судьбы"". В 1911 г. вышел в Москве четвертый сборник его стихов ""Ночные Часы"", в 1912 г., там же, собрание стихотворений в трех томах. В 1907 - 1908 годах Блок вел критический отдел в журнале ""Золотое Руно""; написал для ""Истории Русской литературы"" (издательство И. Сытина) статью ""Заговоры и заклинания"" и сделал свод мнений критики о Грибоедове . Переводил Байрона (для издательства Брокгауз-Ефрон), Гейне и трувера Рютбефа (""Миракль о Теофиле""). Ближайшим образом примыкая к школе символистов и являясь одним из вожаков ее, а учителем своим в основной своей теме считая Владимира Соловьева (как поэта), Блок среди русских лириков занимает выдающееся место. Главной его темой служит Вечная Женственность. Светлыми отроческими гимнами ей полна первая книга Блока: ""Все виденья, - говорит он, - так мгновенны, - Буду ль верить им? Но Владычицей вселенной Красотой неизреченной, я, случайный, бедный, тленный, может быть, любим"". Соединение двух устремлений в Вечной Женственности - умозрительного тоскования и действенной любви, - которое и выражено в словах Владимира Соловьева ""тоскуя и любя"", является, в одном из главных стихотворений Блока (""Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя"") тем новым третьим, что составляет сущность поэзии Блока. Эти два устремления первоначально изображаются отдельно: наряду с умиленными мистическими созерцаниями мы видим реалистические очерки жизни; затем они сливаются в промежуточные, несовершенные формы и, наконец, дают типичнейшие и прекрасные образцы поэзии Блока, например, стихотворение ""Незнакомка"" из книги ""Нечаянная Радость"". Детская жизнь, жизнь улиц и притонов, наряду с событиями 1905 года и сновидениями, дают одинаково богатый материал поэту. Основной символ Блока, начавший свое движение с образа Прекрасной Дамы, видоизменившийся в Незнакомку, через целый ряд промежуточных образов ""Земли в снегу"", приближается к наиболее широкому раскрытию, которое впервые было не столько показано, сколько названо в драме ""Песня Судьбы"", где был поставлен знак равенства между героиней Фаиной, непосредственно вышедшей из ""Незнакомки"", и Русью. Еще яснее это равенство выражено в книге ""Ночные Часы"" (""О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь). Блок нашел и применил новые методы художественного, лирического воздействия. Сюда относятся свободное отношение к метрике каждого отдельного стиха и взгляд на ритм целого стихотворения, как на эквивалент рождающему его переживанию, настолько полный, что если в каком-нибудь месте требуется выдать волнение, то для этого можно разрушить данный стих (например, пятый стих следующей строфы: ""Опять затепли свечи, Укрась мое жилье, Пусть будут те же речи, Привольное житье, Твои высокие плечи, Безумие мое""). Цикл ""Снежная Маска"" весь построен на таком отношении к ритму, позволяющем спаивать различные метрические единицы в одно целое. Множество удачных ассонансов вновь найдено и приведено Блоком из старых поэтов; сюда относятся как построенные на повышении и понижении гласных, например: ""Очи - звезды умирающие, Уклонившись от пути, о тебе, мой легковеющий, я грустила в высоте"", так и на созвучии согласных, например: гибели - вывели; обители - гибели; забудешь - любишь; смерч - смерть. Сюда же относится то, что можно назвать насильственными рифмами или рифмами по смыслу, когда на рифмующих местах ставятся слова, по существу не рифмующие, но занимающие центральное место в данной системе образов, как, например, ""Верь мне, в этом мире солнца Больше нет. Верь лишь мне, ночное сердце, я поэт!"" Необычайное ритмическое богатство стихотворений Блока составляет одну из сильных сторон его поэзии. Три лирические драмы Блока являются лишь развитием излюбленных стихотворений. Но самое построение драматического произведения по методу лирического стихотворения является новым, и постановка ""Балаганчика"", сначала в Санкт-Петербурге, в театре В. Комиссаржевской, В. Мейерхольдом , а потом и в других городах, оставит, поэтому, заметный след в истории русского театра. Драма ""Песня Судьбы"" удаляется с этого пути, но нового ничего не находит. Тем же лирическим тоном проникнуты и критические статьи Блока, что не мешает их научности или полемическому задору, когда нужно то или другое. Переводы Блока, вместе с большой близостью к подлинникам, отличаются художественностью. Блоку, кроме многочисленных газетных статей, посвящены статьи в книгах Андрея Белого , Модеста Гофмана, А. Измайлова , Д. Философова, З. Гиппиус , Д. Мережковского и др. Сергей Городецкий.

Источник: Биографический словарь. 2008

Александр Александрович Блок
1880–1921) К концу 90-х годов XIX века на первые роли в русской поэзии начал выходить символизм. Русский символизм вобрал в себя самые разнообразные влияния, начиная от французских декадентов — Бодлера, Вердена, Метерлинка, Малармэ, английского эстетизма Оскара Уальда, индивидуалистической проповеди Ибсена и Ницше и кончая мистической философией Владимира Соловьева, романами Достоевского, поэзией Тютчева и Фета, идеями германского романтизма. Можно проследить особую связь символизма с западным декадентством и выделить разные направления в русском символизме, но если говорить непосредственно о Блоке, то ключ к пониманию его поэзии и вообще к пониманию поэзии «второго поколения» русских символистов лежит в философии и лирике Владимира Соловьева. «Второе поколение», или младосимволисты — В. Иванов, А. Белый, Ю. Балтрушайтис, А. Блок, С. Соловьев — решительно отмежевываются от прежнего «декадентства». Идее солипсизма, учению о беспредельной любви к себе, призывам к уходу в уединенный мир мечты и неуловимых настроений, пассивности, внежизненности, преклонению перед образом смерти и болезненно извращенному эротизму западного декадентства они противопоставляют идею соборности, активности, пророческого служения поэта, волевые стремления к проведению в жизнь своей религиозно-философской идеи. «Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами — только отблеск, только тени от незримого очами?..» «Все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви…» Так пишет Владимир Соловьев и так ощущают жизнь и мир все младосимволисты. Владимир Соловьев выявляет образ «Царевны», мистической «Мировой души», «Софии», «Вечной Женственности», получившей свое высшее развитие в «Прекрасной Даме» Блока. «Не событиями захвачено все существо человека, а символами иного», — писал Андрей Белый. И он же говорит: «Искусство должно учить видеть Вечное; сорвана, разбита безукоризненная, окаменелая маска классического искусства». Сущность русского символизма формулировал Вяч. Иванов: «И так, я не символист, если не бужу неуловимым намеком или влиянием в сердце слушателя ощущений непередаваемых, похожих порой на изначальное воспоминание („И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли“), порой на далекое, смутное предчувствие, порой на трепет чьего-то знакомого и желанного приближения»… «Я не символист, если слова мои не вызывают в слушателе чувства связи между тем, что есть его „я“, и тем, что он зовет „Не — я“, — связи вещей, эмпирически разделенных, если мои слова не убеждают его непосредственно в существовании скрытой жизни, там, где разум его не подозревал жизни…» «Я не символист, если слова мои равны себе, если они — не эхо иных звуков». Можно много размышлять о символизме, из которого вышел Александр Блок, но вспоминаются строки великого Гете: Теория, мой друг, суха, А древо жизни вечно зеленеет. Действительно, древо жизни, древо поэзии вечно зеленеет — можно не углубляться в теорию символизма, но получать величайшее наслаждение, нести всегда в своей душе гениальные стихи Блока, от которых жизнь становится словно бы жизненнее и полнее, и возвышеннее. «Под шум и звон однообразный…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях. О подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Прошли года, но ты — все та же…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Она пришла с мороза…», «Благословляю все, что было…», «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…», «Похоронят, зароют глубоко…», «На улице — дождик и слякоть…», «Май жестокий с белыми ночами…», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «На поле Куликовом», «Россия», «Осенний день», «Коршун», поэма «Двенадцать…». Эти и многие другие произведения Александра Блока несут в себе такую поэтическую мощь, красоту, так пронзительны, что, безусловно, признаешь — Блок самый знаменитый поэт XX века. Он возвышается не только над своими друзьями по символизму, но и над всеми русскими поэтами всех течений и направлений. С этим соглашались и Ахматова, и Есенин, и Клюев, и Пастернак… Прекрасная поэзия Блока, может быть, высекалась от того необычайного противоречия, которое жило в поэте. С одной стороны, одним из главных ключевых слов Блока было слово ГИБЕЛЬ. Корней Чуковский заметил: «Самое слово „гибель“ Блок произносил тогда очень подчеркнуто, в его разговорах оно было заметнее всех остальных его слов». Гибель Мессины, комета Галлея, гибель «Титаника» — все, что гибельно, интересовало его, тревожило. Блок писал А. Белому: «Я люблю гибель, любил ее искони и остался при этой любви». Но, с другой стороны, это давало ему возможность острее ощущать жизнь, ее красоту, ее музыку, ее весну: О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И, удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесях темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах… Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над ними — хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя! Вообще в Блоке немало было полярных, влекущих в разные стороны сил. Именно это имел в виду Даниил Андреев, когда говорил о нем, что «появился колоссальный поэт, какого давно не было в России, но поэт с тенями тяжкого духовного недуга на лице». Тема отдельного и глубокого разговора об устремленности поэта к духовной отверженности, к желанию быть проклятым, духовно погибшим, к жажде саморазрушения, к своего рода духовному самоубийству. Особенно ярко это запечатлелось в книге «Снежная маска». Но это действительно тема отдельного разговора. Кто захочет углубиться в эту тему, может обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», к главе «Падение вестника». Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был профессором-юристом, мать, дочь знаменитого ботаника Бекетова, была писательницей. Раннее детство протекало в доме деда, ректора Петербургского университета. Летом Блок жил в дедовском имении — селе Шахматове Клинского уезда Московской губернии. Юного Сашу окружала высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр. После гимназии Блок учился в Петербургском университете, сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультете. Университет окончил в 1908 году. В 1904 году вышла его первая книга — «Стихи о Прекрасной Даме». Блоковская лирика этой поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, потусторонний мир. В следующих книгах на первый план выходит образ родины, реальной русской жизни. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он говорил: «В стихах каждого поэта 9/10, может быть, принадлежит не ему, а среде, эпохе, ветру». Поэт отдался этому ветру, стихии — и ветер истории вынес его к океану Русской Революции. Большинству поэтов берег этого океана виделся в крови, в грязи, но не Блоку. Он революцию принял, и даже радовался, что крестьяне сожгли в Шахматове их богатейшую библиотеку. Поэт считал это справедливым возмездием за столетия крепостного права. С подлинной гениальностью поэт уловил и воплотил в знаменитой поэме «Двенадцать» стихию революции. Прочитайте его статьи «Интеллигенция и Революция», «Искусство и Революция». У всех на памяти призыв Блока: «Слушайте музыку Революции!» Поэт записал в дневнике: «Это ведь только сначала кровь, зверства, а потом — клевер, розовая кашка… Сковывая железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости». Можно, конечно, сказать, что Блок глубоко ошибся. Но можно все произошедшее в России в те годы понять и как неизбежный ураган от всего накопившегося в русской истории. Другое дело — радостно его встречать или плакать, но изменить ничего нельзя. Блок принял стихию как искупление, как вызов застою. Можно сколько угодно спорить о Христе в конце «Двенадцати», но нельзя не принимать во внимание и точку зрения, что «В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос» — это ведь нормальный христианский взгляд на произошедшее, что все от Бога, что ничего здесь не совершается без Его воли или попущения. Блок — лирик мирового масштаба. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической любви, образ Петербурга, «заплаканная краса» деревень, величавые ритмы итальянских стихов — все это богатство влилось в русскую поэзию широкой полноводной рекой. Со смертью Блока связано несколько версий. Одна из них, что он умер от голода, другая, что его отравили большевики, третья, что он «заболел весь», «всем человеком», как Аполлон Григорьев — это слова Ремизова. Говорят, что перед смертью Блок в сердцах разбил бюст Аполлона, мол, он проклял красоту, принесшую ему столько боли… И все же, все же — именно Александр Блок сказал: «Сотри случайные черты, / И ты увидишь, мир прекрасен!» Другое дело — какой ценой стираются случайные черты. Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Блок, Александр Александрович

(1880—1921) — русский поэт. Сын профессора Варшавского ун-та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил петербургскую гимназию и ун-т по филологич. факультету. Женился на дочери Д. И. Менделеева. Вращался в артистической богеме и в среде привилегированной буржуазной интеллигенции. Совершил три поездки по Европе (посетил Францию, Италию и Германию). В 1916 был призван на фронт, где служил в инженерной дружине. К империалистской войне относился отрицательно. В 1917 работал в Комиссии по расследованию преступлений царских министров. Октябрьскую Революцию приветствовал одним из первых. С 1918 работал в учреждениях Наркомпроса; одно время руководил работой Большого драматического театра; один из основателей Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Умер Блок 7 августа 1921.


Литературную деятельность Блока можно разделить на пять периодов. Первый период (1897—1904) окрашен мистическим символизмом. Блок создает стихи о "Прекрасной даме", — технически слабые, — где скрестились переживания влюбленного, культ "вечной женственности", отзвуки феодально-рыцарского романтизма и ожидание какой-то "лучшей", новой эры на земле. В тревожно-выжидательном настроении нашли отражение предреволюционные предчувствия. Сильны усадебные впечатления, город намечен слабо, но в конце книги вырисовывается силуэт фабрики.


Второй период (1904—07) — встреча блоковского романтизма со "страшным миром". Вторая книга стихов ("Нечаянная радость") говорит о властном вторжении города в поэзию Блока. Пораженный контрастом роскошной жизни богатых кварталов и мучительным существованием столичной бедноты, забитой в подвалы, поэт клеймит "сытых" и сочувственно откликается на революцию 1905, в которой подчеркивает именно момент социальный. Поэт болезненно ощущает свой отрыв от масс. Поражение революции вызывает в Б. растерянность, близкую к отчаянию. Мистический символизм терпит полное крушение. О настроениях Б. в эту пору свидетельствуют его лирические драмы ("Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка"). Поэт ищет утешения в личной жизни: лирический цикл "Снежная маска" завершает романтическое десятилетие (1897—1907) его поэзии.


Творческий путь Б. в третий период (1907—16) — "от романтизма к реализму". Здесь намечаются у Б. три основных цикла тем: 1) трагедия отрезвления, разочарования, душевной опустошенности, вплоть до "мировой скорби" (3-я книга стихов и "Седое утро"); 2) неонародничество ("Песня судьбы", "Стихи о России"); Б. чувствует "любовь до боли" к "России народной": прошлой — деревенско-дикарской, настоящей — поруганной реакцией, и будущей — "Америке новой"; 3) гражданское негодование ("Ямбы", "Возмездие") — гневный протест против реакции. К этому же периоду относятся "Итальянские стихи", драма "Роза и крест" и цикл любовных стихов "Кармен".


Четвертый период (1917—18) характеризуется революционным романтизмом Б. На всем написанном Б. — след огромного влияния Октября ("Двенадцать", "Скифы", "Интеллигенция и революция"). Поэма "Двенадцать", — значительнейшее произведение этого периода, — насыщена "музыкой революции". Поэт уловил суровое величие и трагическую красоту Октября. Все сочувствие Б. на стороне 12 красногвардейцев, во главе которых идет Христос с кровавым флагом — олицетворение для Б. высшей правды на земле. В образе "двенадцати" поэт выводит не передовой отряд сознательных революционеров-пролетариев, а солдатско-крестьянскую громаду, ринувшуюся на штурм старого мира со смутным, политическим сознанием, но безошибочным бунтарским чутьем. Поэма переведена на многие европейские языки, а также на японский и древнееврейский. В стихотворении "Скифы", написанном в эпоху брестских переговоров, Б. противопоставляет мещански-цивилизованной милитаристской Европе стихийно-бунтарскую, "скифскую" Россию, которая "всечеловечна" в своем призыве к миру и братству народов. И здесь Б. ориентируется не на рабочий авангард революции, а на "скифов", т. е. на отсталые крестьянские массы, переплескивающиеся в азиатские орды. В статье "Интеллигенция и революция", подводящей итог публицистическим писаниям Б., он мечет громы против рус. интеллигенции, которая "не увидела октябрьского величия за октябрьскими гримасами", и подчеркивает мировой размах русской революции. В произведениях 1918 Б. стоит на платформе революционно-романтической и лево-народнической.


В пятом, последнем периоде (1918—21) литературной деятельности Б., вместе со спадом у него революционного романтизма, наблюдается и общий упадок творчества. Стих становится вялым; блоковский лиризм утрачивает свою власть над читателем. Чувствуется усталость поэта; к ней присоединяется и физическое недомогание. Последняя вышедшая при жизни Блока книга — "Рамзес", сцены из египетской жизни. — В истории русской литературы Блок останется первоклассным мастером лирической поэзии, крупнейшим представителем символизма и гениальным творцом "Двенадцати".


Собр. соч. Б, — в изд. "Мусагет", М., 1916, "Земля", П., 1918, "Алконост" (т. I, П., 1922, т. II. П., 1922, т. III, П., 1921), "Эпоха" (Берлин, 1922—23, тт. I, II, III, VII и IX). "Алконостом" же изданы: "Соловьиный сад", П., 1918, "Катилина", П., 1919, "Ямбы. Современные стихи", П., 1919, "Седое утро", П., 1920, "Рамзес", П., 1921, "Возмездие", П., 1922. "Театр" ("Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка", "Действо о Теофиле", "Роза и крест") издан "Мусагетом", М., 1916. Поэма "Двенадцать" появилась в ряде изданий: "Алконост", "Петроград", "Скифы" (в Берлине) и др. Поэма иллюстрирована Ю. Анненковым (изд. "Алконост", Петроград, 1918). Автобиография Блока помещена в сборнике "Отроческие стихи", изд. "Первина", Москва, 1922.



Лит.: Бекетова, М., А. Блок, П., 1922; Троцкий, Л., Литература и революция, М., 1923; Коган, П., Блок и революция, журн. "Печать и Революция", кн. 2, 1921; его же, Литература этих лет, Иваново-Вознесенск, 1924; Hикитина, Е. Ф. и Шувалов, С. В., Поэтическое искусство Блока, М., 1926; Гольцев, В., Проблема реализма в творчестве А. Блока, журн. "Печать и Революция", кн. 4, 1926. Подробная библиография у Владимирова, И., Русские писатели, Москва — Ленинград, 1924; Витман, А. М., Покровская, Н. Д., Эттингер, М. Е., Восемь лет русской художественной литературы (1917—1925), м., 1926.


А. Цинговатов.





Блок, Александр Александрович


[1880—1921] — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.) По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Прадед по матери был "большим барином и очень богатым помещиком", к старости потерявшим почти все свое состояние. Со стороны обоих родителей Б. унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец, и у самого Б. к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психастения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться. Раннее детство Б. прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Б. проводил в "ректорском доме", в Петербурге, лето — "в старом парке дедов", "в благоуханной глуши маленькой усадьбы" — подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Б. вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. По окончании гимназии, отталкивавшей Б. от себя, по его собственным словам, своим "страшным плебейством", не соответствующим его "мыслям, манерам и чувствам", Б. поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. В гимназии и на первых курсах университета Б. очень увлекался театром, "готовился в актеры". "Сочинять стихи" начал, по его собственным словам, "чуть ли не с пяти лет"; "серьезное писание началось около 18 лет". Стихи Б. еще до появления поэта в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта В л. Соловьева. В этих кружках юношу Б. уже склонны были считать "первым из русских поэтов современности". Впервые стихи Б. были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских "Новый путь" и одновременно в Москве, в альманахе "Северные цветы", изд-ва "Скорпион". В том же 1903 Б. женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Б. с Андреем Белым и возглавляемым последним мистически настроенным кружком "аргонавтов"; несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Б.; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; "в революцию", — по его собственным словам, — "он не пошел", тем не менее события 1904—1905 оставили в Б. свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма "Король на площади". Важно, что с этой как раз поры "равнодушие к окружающей жизни" сменилось в нем, по свидетельству биографа, "живым интересом ко всему происходящему". В конце 1904 в издательстве "Гриф" вышел первый сборник стихов Б. — "Стихи о Прекрасной Даме". Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. "Стихи о Прекрасной Даме" были восторженно встречены в кружках "соловьевцев" и "аргонавтов", однако широкую популярность принес Б. не этот сборник, а вторая книга стихов — "Нечаянная радость" [1907] и, в особенности, лирическая драма "Балаганчик" (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Комиссаревской). К этому времени Б. становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Б. в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников "нового искусства" ("Среды" Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Комиссаржевской и др.). Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Б. предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно "Итальянские стихи" [1909], драма "Роза и крест" [1912] и поэма "Соловьиный сад" [1915]. В 1916 Блок выпустил под своей редакцией и со вступительной статьей собрание стихотворений Аполлона Григорьева. Вскоре после этого был призван на военную службу, однако благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов. На фронте (под Пинском) Б. оставался до марта 1917. Вернувшись в Петербург, работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию Б. встретил с радостными надеждами, Октябрьский переворот — восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Б. достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие яз. поэма "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статья "Интеллигенция и революция", в которой Б. призывал своих собратьев-интеллигентов "всем телом, всем сердцем, всем сознанием" слушать "великую музыку будущего", "величавый рев и звон мирового оркестра" — "слушать Революцию". Все эти произведения Б. были напечатаны в изданиях левых эсеров; не входя в их партию, он им особенно в это время сочувствовал. Одним из первых среди писателей Б. начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии изд-ва "Всемирная литератуpa" (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. В 1919 принимает близкое участие в организации "Вольной философской ассоциации" (Вольфила), в 1920 — в организации Петр. отдела Всеросс. союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 отмечены в Б. резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается физическое состояние Б. В мае 1921 Б. заболевает воспалением сердечных клапанов. 7 авг. 1921 он скончался.


Б. — по преимуществу поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики ("лирические статьи" о "России и интеллигенции"), даже лирических рецензий. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Б. — период "Стихов о Прекрасной Даме" [1898—1904]. В "Стихах о Прекрасной Даме" Б. целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой "злобы дня". Первым "вдохновителем" Б., по его собственным словам, был Жуковский (см.). В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета. Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее любовь на фоне природы — "розовых утр", "алых зорь", "золотистых долин", "цветистых лугов" — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов Б. Однако тема любви в переживаниях поэта — "последнего дворянина", завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии, приобретает особую окраску. Любовь Б., в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего "дух немецкой романтики") усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом. На первых курсах университета "всем существом моим овладела поэзия Вл. Соловьева", рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом "Вечно-женственного", "Мировой души", "Божественной мудрости", Софии, — поэзии Вл. Соловьева Б. начинает свой творческий путь. Как и у Соловьева, мистическая эротика Б. насквозь проникнута "апокалиптикой". Культ "Жены, облеченной в солнце" у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный Б. видит и слышит везде вокруг себя. "Шорохи", "шопоты", "мнимый конский топот", — и во всем этом надвигающаяся Тайна, — "Озаренная жена", "Солнце завета" — таков пафос "Стихов о Прекрасной Даме", вскормленных шахматовским "дворянским гнездом", вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели "любезных сердцу барских усадеб". В сознании "романтика" и "соловьевца" Блока это принимает грандиозные, радостно-пугающие формы конца мира, преображения, "улыбкой ясною Жены" всего сущего. "Мысль о Ней всегда несет в себе зерно мысли о конце", пишет Б. Андрею Белому, разделяющему все настроения и чаяния поэта. В своей статье "Апокалипсис в русской поэзии" (журнал "Весы" 1905) А. Белый доказывает, что Б. является завершителем исконных устремлений русской лирики, окончательно приподымающим покров с "софийного" лица русской музы. Четко замкнутый в себе период "Стихов о Прекрасной Даме" продолжается всего несколько лет. К моменту выхода их в свет отдельным сборником [конец 1904] сам поэт уже далек от настроений, которыми насыщены эти стихи. В предисловии ко второму сборнику своих стихов "Нечаянная радость" [1907] Блок вскрывает сущность происшедшего в нем переворота. "Молчаливая, ушедшая в себя душа" поэта, "для которой мир — балаган, позорище", всегда "осталась бы такою, если бы не тревожили людские обители города. Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни". "Деревенская", усадебная стихия начинает вытесняться в поэте стихией городской. Из "милой сердцу барской усадьбы", замкнутого шахматовского дворянского гнезда муза поэта выходит на просторы улиц и площадей современного буржуазно-капиталистического города. В 1903—1904 годах городские мотивы все громче звучат среди деревенских пейзажей "Стихов о Прекрасной Даме". Издатель первых стихов Б., П. П. Перцов, вспоминает, с каким удивлением он прочел в 1903 году стихотворение о "фабрике" ("В соседнем доме окна желты"), подписанное именем поэта, который до того времени сам утверждал, что только "вечно-женственное" составляет единственную тему его поэзии. Со времени революции 1905 тема города всецело завладевает поэтом. В сборнике "Нечаянная радость" Б. помещает рядом знаменитую "Незнакомку" и стихотворение "Ты в поля отошла без возврата". Появляется "Незнакомка" — "влекущая и пугающая", "страшная и прекрасная" — городская стихия, и навсегда "отходит в поля" первая властительница дум поэта — "Прекрасная Дама" его юношеских шахматовских вдохновений. Смена образов и тем отмечена одновременной сменой литературных влияний. Один из "соловьевцев" и близких друзей Б. с горечью вспоминает, как, приехав к нему в 1904, он нашел на его столе вместо сочинений Вл. Соловьева новые книги Бальмонта. Но с особенной силой Блок испытывает на себе в это время влияние вождя "новой поэзии", одного из наиболее характерных представителей городской буржуазно-капиталистической культуры, поэта-урбаниста — Валерия Брюсова. Некоторое время влияния Владимира Соловьева и Брюсова как бы сосуществуют в Б.: к сборнику "Стихов о Прекрасной Даме" он еще берет эпиграфы равномерно из Брюсова и Соловьева; в рецензии на стихи Брюсова пытается даже установить внутреннюю близость между обоими поэтами. Но скоро влияние Брюсова решительно одолевает. По словам очевидца, близкого человека, впечатление, которое произвел на Б. Брюсов при личном знакомстве, было "потрясающим". Появившаяся как раз около этого времени одна из наиболее значительных книг Брюсова — "Urbi et orbi" — "раздавила" Б. Сам он полушутя признавал в эту пору, что в новых его стихах от него сохранились только две последние буквы его имени, что их следует подписывать "В. Я. Бр...ок". Влиянием Брюсова окончательно определилось вхождение Б. в орбиту той "новой поэзии", из которой, по его собственным словам, в период его ранних стихов, овеянных последней улыбкой умирающей дворянской культуры, он не знал "ни строки". Если влияние Соловьева подсказало образы, определило общую настроенность, тональность его первой книги, — в школе Брюсова он овладел всеми техническими достижениями "новой поэзии", вырос в свою очередь в того высокого мастера нового стиха, одного из вождей русского символизма, каким он заявил себя в последующих произведениях. Впитывание в себя Б. элементов урбанизма, вхождение в русло "городской" поэзии обусловило признание его Брюсовым главой этой поэзии (до появления "Незнакомки" Брюсов считал Б. "поэтом второстепенным" и даже вовсе "не-поэтом"). Город доминирует над стихами Б. периода 1906—1907. Однако город Б. не имеет ничего общего с тем "властительно царящим" над миром, вооруженным всеми чудесами современной техники городом-гигантом, которому слагает восторженные гимны плоть от плоти и кость от кости городской буржуазно-капиталистической культуры — Валерий Брюсов. Город Блока — город деклассированного, глубоко чуждого ему по всей своей природе поэта-дворянина, город "пузатый паук, сосущий окружающую растительность, испускающий гул, чад и зловоние", "пьяный, приплясывающий мертвец-город", город "пустыня", город "черный ад", "чарый и страшный" Петербург кабацкий. Темы бездомности, обреченности, сладкой и влекущей гибели преобладают в городских стихах Б. Образ Прекрасной Дамы в его первоначальной ясности и светлоте отлетел от поэта навсегда. Его муза на городских ночных "асфальтах" "меняет облик", из "Девы, Зари, Купины" оборачиваясь "Незнакомкой", "вольной, дерзкой, наглой цыганкой", из "небесной лазури" переселяясь в "пивную", "кабак", "ресторан". Сам поэт из "инока", одиноко слагавшего в своем "белом скиту" "белые псалмы" той, "кто держит море и сушу неподвижно-тонкой рукой", превращается в "посетителя ночных ресторанов", "пригвожденного к трактирной стойке", "деревенеющего" "над, недопитой пивной кружкой". Одновременно с образностью и тематикой меняется словарь, меняется весь строй стиля Б. "Высокая", отвлеченная лексика, переполненная культовыми, мифологическими, рыцарскими словами, уступает "низкому" "кабацко-мещанскому" словарю, заимствованному из конкретного городского окружения. "Стихи о Прекрасной Даме" написаны в созданном дворянской лирикой "классическом" каноне. Стихи "Нечаянной радости" [1907] и следующей за нею 3-й книги "Земля в снегу" [1908] резко отступают от него. Статистика показывает, что в стихах этого периода наблюдается наибольший отход Б. от устойчивых форм русской поэзии второй половины XVIII и всего XIX вв. (силлабо-тонические размеры, классическая точная рифма, классическая строфика). С этим периодом творчества Б. связана та ритмическая революция в области русского стиха (переход от силлабо-тонического стихосложения, основанного на принципе счета слогов по стопам, к чисто тоническому стиху, основанному только на подсчете ударений), в которой Б. и в особенности его дольникам (см.) принадлежит решающая роль. Такую же решающую роль сыграл Блок в этом периоде своего творчества и в процессе освобождения от точной рифмы. И в том и в другом случае Б. пошел дальше всех поэтов-символистов, явившись предшественником поэтики русского футуризма. Меняя строй, стиль Б. сохраняет и даже усиливает свой романтический колорит: изумительную напевность, "певучесть", рядом с которой знаменитая "музыкальность" бальмонтовского стиха представляется чем-то внешним, невыразительным; иррациональность в построении образов; пронизанность стиха метафорами — излюбленный прием романтического "преображения действительности", выдвигаемый Б., согласно исследованиям Жирмунского, в роль "главенствующего приема, стилистической доминанты". Обыденное, вливающееся широкой струей в стихи Б. этого периода, всегда почти — на грани фантастического, сквозит "мирами иными". О таких типичных произведениях этих годов, как "Незнакомка" (стихотворение и развернутая из него "лирическая драма" того же названия), можно сказать, пользуясь определением, данным ранее самим Б., что они написаны в "реально Достоевском" стиле. Не оставляет Б. и ранняя мистическая настроенность; только взамен серафического "небесного" мистицизма "Стихов о Прекрасной Даме" мистицизм "Нечаянной радости" и "Земли в снегу" является в аспекте "демонизма", трагической влюбленности в собственную гибель, "поруганья заветных святынь".


Романтизм Б. первого периода сродни раннему "воздушному", "грезовому" романтизму йенских романтиков, принесших с собой не только новые литературные формы, но и новое чувство жизни, новое восприятие действительности. Романтизм второго периода сходен с "провокаторским" (определение самого Б.), заимствующим у романтиков их внешние формы, но доводящим их до полного внутреннего опустошения; романтизм Гейне соединяется в Б. со своеобразным "русским романтизмом" беспутного поэта и "страстного цыганиста" Аполлона Григорьева. Влияние стихов последнего на Б. также начинает сказываться в этот период. "Припадки" "страшной" гейневской иронии, которые, по словам самого Б., начали посещать его с пятнадцатилетнего возраста, теперь проявляются с особенной силой. В одном из таких "припадков" была написана Б. его первая "лирическая драма" "Балаганчик" [1906], в основу которой положено несколько более раннее стихотворение того же имени. В "дурацких" образах мистиков, ожидающих конца — "тихой избавительницы", "бледной подруги" — Смерти, Б. жестоко издевается над своими собственными "апокалиптическими" чаяниями, над теми шахматовскими "зорями", отражением которых явилась его первая книга. Вслед за "Балаганчиком" Б. пишет в том же году еще две "лирические драмы" — "Незнакомку" и "Короля на площади"; в последнем слышатся мотивы революции и в особенности последующей реакции. В "рыдающих", по меткому выражению одного из критиков, драмах Блока (формальным образцом для них послужил театр немецких романтиков) звучат те же настроения безысходного отчаяния, мрака, гибели, что и в одновременно написанных стихах и в цикле "лирических статей", объединенных общей темой об "интеллигенции и народе" или, следуя позднему и еще более выразительному названию, данному Блоком всему циклу, — о "России и интеллигенции". В этих, неожиданно проникнутых страстным публицистическим пафосом, статьях Блок сам вскрывает социологическую сущность своего творческого пути, всей своей лит-ой эволюции. Одиночество, жестокая беспомощность оторвавшегося от своего "окончательно вымершего" класса дворянина-интеллигента, неизбежно толкаемого роком из пределов разрушающейся классовой культуры в органически чуждую ему и глубоко ненавистную буржуазно-городскую культуру, культуру "фармацевтов", как он ее презрительно называет, — такова основная тема "рыдающих" статей Б. С еще большей обнаженностью рассказывает Б. свою социальную драму в художественно неудавшейся, но насквозь автобиографичной драматической поэме "Песня судьбы" [1907]. Герой поэмы, с характерно немецким именем Герман, отрывается "от киота, лилий и книг"; из усадебного "тихого, белого дома", с "блаженного острова, отделенного от всего мира", выгоняется социальным "сквозняком", "мировым ветром" истории, "песней судьбы" "в город". Он попадает "на территорию всемирной промышленной выставки" — символ всей буржуазно-капиталистической культуры, резкая и гневная сатирическая картина которой тут же развертывается. Б. с почти назойливой аллегоричностью раскрывает здесь свой жизненный и творческий путь. "Песня судьбы" стоит на переломе между вторым и третьим, последним периодом творчества Б. Демонический образ "цыганки" Фаины, — "женщины в черном платье, облегающем ее, как змеиная чешуя", непосредственно связан с образом таинственной Незнакомки. В то же время, в своей внутренней сущности образ Фаины — искалеченной городом, но до конца не уничтоженной им "части народной души", — равно как речи Германа и символиста "в очках", уже содержит в себе все мотивы стихов Б. о России. В столь же аллегорической форме, как и все в "Песне судьбы", дается в ней и ответ на "проклятый вопрос", который Б. ставит прямо в своих статьях, косвенно в драмах и лирике. Что делать? в чем найти выход из безнадежного социального тупика? куда скрыться от чужой и чуждой, гнусной и погибельной буржуазно-капиталистической городской культуры? Выход, который находит для себя Б., типичен для эпохи дворянского ущерба, создавшего и настроения "кающегося дворянства" и знаменитое "опрощение" Льва Толстого. Возврата в свой малый, разрушающийся "белый дом", усадебно-дворянское гнездо — нет. Есть только один путь — в дом большой, на "родину", "в поля", "на бескрайную, русскую равнину" — в народ, в Россию. Дворянская "аристократическая" "интеллигенция осуждена вырождаться в заколдованном круге". "Если интеллигенция все более пропитывается "волею к смерти", то народ искони носит в себе "волю к жизни"; понятно, в таком случае, почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил: просто — по инстинкту самосохранения", пишет Б. в своих "лирических статьях". В полном соответствии с этим находится завершающая сцена "Песни судьбы", находящая себе в свою очередь полную аналогию в статье "Безвременье" и во всех восьми статьях цикла "Россия и интеллигенция". Окончательно сбившегося, потерявшего под ногами всякую почву, заблудившегося "в мятелях и мраке" Германа выводит на дорогу "победно-грустный напев" некрасовского коробейника. Если первый период творчества Б. был окрашен влиянием "усадебника", чистого лирика Фета и "апокалиптика" Владимира Соловьева, если второй его период стоит под знаком "урбаниста" Брюсова, — влиянием поэта-гражданина, "кающегося дворянина" Некрасова и продолжающимся влиянием "почвенника" Аполлона Григорьева отмечен третий "народнический" период творчества Б. — период "Стихов о России", стихов о "Родине", лирического цикла "На поле Куликовом" [1908], неоконченной поэмы "Возмездие" [1910—1919], гражданских "Ямбов" [1907—1914]. В свете "лирических статей" вскрывается символика цикла "На поле Куликовом". "Над городами, как над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой", "гул и брожение". Над многомиллионным народом, "как над станом Дмитрия Донского", "сон и тишина". Но на завтра "бой", и те, кто безмолвствует сегодня — "Русь", "дивное диво", "свет струящая" "народная душа", — одолеют в нем "поганую орду", "татарву", свергнут татарское иго городской, буржуазно-капиталистической цивилизации. В образе России, светозарном видении "народной души", к Б. как бы снова возвращается, но расширенным, обогащенным, ранний образ его юношеской возлюбленной, его Прекрасной Дамы. На свой второй "городской" период Б. начинает смотреть как на "отступничество", на "грехопадение", как на замену "святыни муз шумящим балаганом" — жизненного дела символизма — модным декадентским литераторством (речь-статья "О современном состоянии русского символизма", 1910). В новых статьях Б. снова начинает мелькать имя "учителя" первых лет — Владимира Соловьева. Преклонение перед Брюсовым начинает сменяться резко враждебным отношением к нему, как и ко всему городскому "модернизму" вообще, стремлением освободиться от тени "декадентства" и в своей личной жизни ив своем творчестве. Это решительно сказывается и в стиле новых стихов Б. Если в стихах второго и третьего сборников Б., как мы видели, является одним из типичнейших представителей "новой", "модернистской" поэтики, одним из наиболее энергичных разрушителей "классического" стилевого канона, — в стихах четвертого сборника — "Ночные часы" [1911] — и последующих стихах он снова, как показывает статистика, возвращается к "классическим" формам: "классическим" размерам, точной рифме, "классической" строфике. В то же время, параллельно с "народничеством", с выходом сперва из "тихого белого дома", затем из городского "кабака" в "мир", в "народ", в "Россию", в Блоке возникает стремление выйти из своей "лирической уединенности", — из "страшного", "затягивающего" "лирического болота" к широкому эпическому изображению реальной жизни, из лирики — в другие более объективные жанры художественно-словесного творчества — драму, историческую поэму, — стремление "от романтизма к реализму". Эпичность и реализм" новых произведений Б. не следует преувеличивать: в самой любви Б. к народу, к России есть много романтической приподнятости опоэтизирования "родных лохмотий" (например знаменитое стихотворение из цикла "Стихов о России" — "Грешить бесстыдно, непробудно"). Но все же указанное стремление должно быть отмечено не только как весьма характерное и вполне закономерное в общей эволюции творчества Б.; оно наложило несомненные следы на последний его период.


Однако до самой Октябрьской революции "народничество" Б. найденный им исход "спасения народом" самого себя, всей старой русской, т. е. для Б., дворянской культуры, неизбежно носило чисто теоретический характер. Призывавший в статьях и стихах русскую интеллигенцию выйти "на бескрайные русские равнины", слиться с народом, Б. сам сознавал, что между народом и интеллигенцией есть некая "недоступная черта", что интеллигенции "страшно и непонятно" то, "что любит и как любит народ". Иногда даже казалось ему, что народ и разговаривать-то с "интеллигенцией" не станет, а попросту не увидит, не заметит ее, равнодушно смахнет с лица земли. Воплощая народ в излюбленном им образе мчащейся гоголевской тройки, Б часто с тревогой спрашивал себя: "Что если тройка, вокруг которой "гремит и становится ветром разорванный воздух", — летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель... Отчего нас посещают все чаще два чувства: самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаянья, безразличия? не оттого ли, что вокруг уже господствует тьма?.. Можно уже представить себе, как бывает в страшных снах и кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта". Этими естественными, знакомыми нам еще со времени декабристов, опасениями поэта-дворянина объясняется то, что "самозабвенный восторг" стихов Б. о России так часто сменяется в его произведениях последнего периода настроениями "тоски, отчаяния, безразличия" В большинстве разделов третьего тома, в котором собраны его стихи этих гг., такие настроения решительно преобладают, сгущаются до степени полной безысходности (раздел "Страшный мир", циклы "Пляски смерти", "Жизнь моего приятеля", стихотворение "Голос из хора", ряд стихов из раздела "Возмездие", из "Ямбов" и др.). В стихах этого именно периода Б. достигает предельных вершин своего поэтического мастерства. Обогащенный всеми достижениями новейшей поэзии стих его, снова возвращенный поэтом на прежние классические пути, достигает такой выразительности и силы, подобных которым немного звучало в русской поэзии со времен Пушкина.


В Октябрьской революции Б. увидел осуществление всех своих "предчувствий и предвестий", воплощение всех своих "народнических" чаяний. В "музыке революции" ему чудился могучий разлет все той же гоголевской "птицы-тройки" — Руси народной, — которую вынесло наконец на авансцену истории. Поэту-народнику, теоретизирующему в своих стихах и статьях на темы о слиянии с народом, о "спасении народом", казалось, было теперь на деле дано приобщиться к источнику "хорошей крови" и "жизненных сил", в революции быть вместе, слиться с народом. Понятно то "самозабвение восторга", с которым сам поэт бросился служить революции, с каким в своей статье "Интеллигенция и революция" призывал "бездомную, бесчинную, бессемейную", как и он, русскую интеллигенцию последовать его примеру, принять Октябрь, работать вместе с Октябрем. Результатом "слепой отдачи" Б. революционной стихии: явилась его замечательная поэма "Двенадцать". В "Двенадцати" еще раз торжествует высокое поэтическое мастерство Б. Из ходовых уличных словечек, из разухабистой частушки он создает произведение необыкновенной художественной выразительности. "Двенадцать", как ни одно из произведений того времени, отразили в себе "музыку революции", единственные в своем роде ритмы конца 1917. Однако по своему содержанию, по своей внутренней сущности, "Двенадцать", как уже неоднократно указывалось критикой, очень далеки от подлинной Октябрьской революции, — от ее действительных целей и задач. Заставляя своих "двенадцать" апостолов-красногвардейцев на словах мечтать о "всемирной революции", о "раздуваньи мирового пожара", поэт в центр поэмы выдвигает бандитскую расправу одного из красногвардейцев с "изменившей" ему проституткой. Возникающий в поэме "декадентский" мотив разрушения, кровавых расправ "со скуки" ("скука скучная, смертная. Уж я времечко проведу, проведу" и т. д. Ср. тот же мотив в этюде Б. о "римском большевике" Катилине) также, возможно, характерен для настроений самого автора, даже известной части интеллигенции, "пошедшей в революцию"; но, конечно, этот мотив, не отражает пафоса рабочих и солдат, бравших в Октябре Зимний дворец и Кремль. Равным образом критика справедливо отметила, что и в "Двенадцати" и в написанном вслед за ними стихотворении "Скифы" Б. "ориентируется не на передовой отряд революции — городской индустриальный пролетариат", а "на представителей солдатско-крестьянской громады", "на отсталые крестьянские массы ("скифов")"· Наконец возглавление "Двенадцати" мужицким "Исусом Христом", "машущим красным флагом", конечно весьма типично для "народнических" настроений Б. (Христос "Двенадцати" явно идет от своеобразного видоизменения Тютчевского Христа, — Христа народников-славянофилов, — "в рабском виде, благословляя", исходившего родную землю); оно лишний раз показывает, насколько поэт в своем романтическом "народничестве" был далек от действительных целей и путей Октябрьской революции. В этом отношении характерно и преимущественное сочувствие Блока левоэсеровской группировке. "Двенадцать" и "Скифы" были последней творческой вспышкой Б. После них Б. не создал уже ничего значительного.


Творчество Б., как бы разноречиво, разнозвучно оно ни казалось нам в своих отдельных частях, на самом деле обладает глубоким внутренним единством, представляет из себя замкнутый цельный организм. Теза творчества Б. — усадебно-дворянская культура, создавшая первый его период, период Стихов о Прекрасной Даме". Антитеза — глубоко враждебный классовой сущности Б., но чарующий, прельстительный буржуазно-капиталистический город с его туманами, Незнакомками, огнями ресторанов. Соблазнившийся городом, покинувший ради него свой "белый дом", Б. вскоре начинает ощущать себя бездомным, затерянным, одиноким. Борьба Б. со вскормленным городом "модернизмом", "декадентством", Брюсовым — борьба с пленившей, но чуждой, больше того, ненавистной буржуазно-городской культурой. Возврат в "белый дом", в лоно "окончательно сгнившей" дворянской культуры для поэта немыслим. Возникает неизбежная тяга к народу-исцелителю. Образ Прекрасной Дамы возвращается к поэту в образе новой возлюбленной — Руси ("Русь моя, жена моя" и т. д.). Причем образ Руси — не простое повторение первоначального образа, а синтетическое его развитие: в России Б. не только светлое, ясное, но и "темное", "дикое", "цыганское". Принятие Б. революции, Октября — закономерное развитие и вместе апогей его народничества. Однако развивавшаяся по своим собственным законам революция естественно не могла ответить тем чаяниям и требованиям, которые предъявлял к ней классово-чуждый ей поэт-романтик. Б. неизбежно "разочаровывается" в революции. Разочарование в революции, значит в народе, было для Б. крушением всего его жизненного пути. Круг оказался пройденным до конца: творчески Б. умер за три года до своей физической смерти. Драма Б. — социальная драма последнего поэта-дворянина, родившегося в эпоху окончательной гибели русского дворянства.


В этом "Возмездие" Александра Блока, в этом "Песня судьбы" его жизни и его творчества.



Библиография: I. Собр. сочин., Берлин, 1923 (неоконченное, но самое полное изд. Б. Из 9 вышло 7 тт., нет 6 и 8 тт.); Избранные стихотворения (посмертное издание, подгот. автором), Л., 1925; Неизданные стихотворения [1897—1919], Л., 1926; Избранные стихотворения (вступительная статья И. Mашбиц-Веpова), М. — Л., 1927; Письма А. Б., Л., 1925; Дневник А. Б. [1911—1916], Л., 1928; Дневник [1917—1921], Л., 1925; — Письма А. Б. к родным, Л., 1927; Автобиография Б. в "Русской литературе XX в.", под ред. проф. Венгеpова, кн. 6, М., 1914.


II. Бекетова М. А., А. Б., СПб., 1922; Белый А., Записки мечтателей, № 6, 1922; Зоргенфрей, Воспоминания, там же; Чуковский, Воспоминания, там же; Полянский В., Из встреч с Б., альм. "Жизнь", № 1, 1922; Городецкий, С., "Печ. и револ.", кн. 1, 1922; Ашукин Н. С., А. А. Б. в воспоминаниях современников и его письмах, М., 1924; Бекетова М. А., А. Б. и его мать, Л., 1925; Материалы для изучения творческого процесса Б. — в кн. Медведева, Драмы и поэмы А. Б.; Формальный анализ: Жирмунский В., Поэзия А. Б., 1922; Никитина Е. Ф. и Шувалов С. В., Поэтическое искусство Б., М., 1926; Общий очерк жизни и творчества Б. — в кн. Цинговатова А. Я., А. Б., М. — Л., 1926.


Из марксистских работ о Б. наиболее значительны: Троцкий Л. Д., Лит-pa и революция, изд. 2-е, М., 1924; Коган П. С. Лит-pa этих лет, изд. 3-е, Ив.-Вознесенск, 1925; Его же, Б. и революция, "Печ. и револ.", кн. 2, 1921; Горбачев Г. Е., Капитализм и русская литература, изд. 2-е, Л., 1928; Гроссман-Рощин И., А. Б., журн. "На литературном посту", № 3, 1928; Библиография в кн. Никитиной и Шувалова; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, М., 1928; Блюм Э. и Гольцев В., Литература о Б. за годы революции (библиография) в сборн. "О Блоке", М., 1929.


Д. Благой.


{Лит. энц.}






Блок, Александр Александрович


Род. 16 (28) ноября 1880, в Санкт-Петербурге, ум. 7 авг. 1921 в Петрограде. Поэт. Юные годы провел в доме деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, друга М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. Тютчева, Боткина, Соловьевых и др. Сочинять стихи начал рано, в 5—7 лет; самый ранний цикл стихов — "Отроческие стихи" (Ante Lucem, опубл. посм., 1922), написанные после 1897 г., когда Б. пережил первое серьезное увлечение. Однако серьезно заниматься поэзией Б. начал в 1901—02 гг. Литературный дебют — цикл "Из посвящений" (1903, "Новый путь" Мережковского). В 1904 г. вышел цикл "Стихи о Прекрасной Даме". В это время постепенно меняется отношение Б. к жизни, равнодушие к ней сменяется напряженным вниманием, революция 1905 г. увлекает его, растет интерес к творчеству Достоевского. В 1907 г. выходит вторая, более зрелая книга стихов, "Нечаянная радость". Другие произведения того же периода: "Балаганчик" (1906), "Король на площади" (1907), "Незнакомка" (1907), трилогия "Лирические драмы" (1908), книга стихов "Земля в снегу" (1908). В это же время Б. увлечен актрисой Н. Н. Волоховой. Рождаются посвященные ей чудесные стихи — цикл "Фаина" (1906—08) и сборник "Снежная маска", драма "Песня Судьбы". Но есть и произведения, свидетельствующие об осмыслении художником своего места в мире (цикл "На поле Куликовом", 1908, и др.). Поездка в Италию весной и летом 1909 г. вызвала к жизни "Итальянские стихи" (1909). В это же время Б. отходит от символизма (доклад "О современном состоянии русского символизма, 1910) и заканчивает активную публицистическую деятельность, хотя до 1909 г. нередко выступал как критик и публицист (читал в СПб. религиозно-философском обществе докл. "Россия и интеллигенция", 1908, "Стихия и культура", 1909, публиковал критические статьи). С 1910 г. Б. много работает: в этот период была начата эпическая поэма "Возмездие" (осталась неоконч.), создается пьеса "Роза и Крест" (1912—13), выходит сборн. "Ночные часы" (1911), затем "Арфы и скрипки" (сборн., 1912), цикл "Кармен" (1914), поэма "Соловьиный сад" (1915), сборники стихов "Ямбы" (1919), "Седое утро" (1920). События Октября вызвал новый духовный взлет у Б. Считая, что интеллигенция "может и обязана" сотрудничать с новой властью, он вновь обращается к публицистике ("Интеллигенция и революция", 1918, вызвала резкую отповедь многих знакомых Б.), создает поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Однако далее до 1921 г. в творчестве поэта наступает некоторое затишье. Б. работает в Вольной философской ассоциации (докл. "Крушение гуманизма" — 1919, "Владимир Соловьев и наши дни" — 1920), в Школе журнализма, пишет фельетоны, работает в театре (с сентября 1917 член Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, с апреля 1919 в БДТ). Однако в это же время поэт постепенно разочаровывается в происходящем. Депрессия нарастает, в 1921 г. переходит в психическое расстройство, осложненное болезнью сердца, и 7 августа 1921 г. Б. умирает.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008