Блонский, Павел Петрович

Найдено 1 определение
Блонский, Павел Петрович

(р. 1884) — педагог, философ и психолог. С трудами по педагогике, составляющей его основную специальность, он выступил до революции, но широкую известность — не только в СССР, но и за границей — он приобрел после выхода его работы "Трудовая школа" (1919). Этот труд является поворотным моментом в научно-педагогической деятельности Б. Несмотря на свое участие в революционном движении (в партии с.-р. с 1903 до 1917), — в философии и педагогике Б. стоял на вполне определенной религиозно-идеалистической точке зрения (и не случайно его большая работа по философии посвящена идеалисту Плотину), но в 1918—19 в мировоззрении Блонского происходит резкий перелом, и он становится убежденным материалистом. Его "Трудовая школа" во многих случаях грешила чрезмерным индустриализмом и известным утопизмом; однако, эта работа, несмотря на ее оторванность от конкретных условий школьной действительности, сыграла громадную роль в деле разрушения дореволюционных представлений о трудовой школе, — представлений, не шедших далее буржуазного либерализма германского педагога Георга Кершенштейнера. "Трудовая школа" была, в сущности, первой педагогикой послереволюционной эпохи. После 1919 Блонский выпускает ряд книг и статей по вопросам психологии, педологии и педагогики. В них он является материалистом и марксистом. Однако, пытаясь строить педагогику, как экспериментальную антропотехнику, он не дал в своих работах стройно проработанной социологической теории пролетарской педагогики, сбиваясь на биологический эмпиризм. Характерной чертой педагогического мировоззрения Б. является также признание биогенетической теории в применении к педологии и педагогике, — правда, в несколько смягченной, в сравнении с американскими педологами, форме. В педологии и психологии он близок к взглядам т. н. бихевиоризма, изучающего поведение человека объективными методами. Стремясь опереться на биологию, Б. в своих педологических работах допускает крупные ошибки именно в биологии, почему эта сторона его педологии является наиболее слабой. — Б. принимает с 1919 близкое участие в работах по реформе школы. Он состоит членом научно-педагогической секции Госуд. ученого совета и, в качестве такового, проделал большую работу по составлению и проведению в жизнь новых программ единой трудовой школы, Б. состоит также профессором 2-го Московского ун-та и Академии коммунистического воспитания.


Главнейшие труды Б.: Философия Плотина, М., 1918; Курс педагогики, М., 1916 и 1918; Педагогика (несколько изданий), М., 1922—1926; Основы педагогики, М., 1925; Педология, М., 1925; Психология, М., 1919; Психологические очерки, М., 1926.


А. Пинкевич.






Блонский, Павел Петрович


Род. 14 мая 1884, в Киеве, ум. 15 февр. 1941, в Москве. Философ, специалист по античной философии (занимался гл. обр. платонизмом), психолог, создатель теории педологии. Выпускник Киевского университета (историко-филологический факультет), опубликовал ряд историко-философских исследований ("Проблема реальности у Беркли", "Этическая проблема у Эд. Гартмана" и др.). Ряд исследований посвятил возможности развития системы образования в условиях социализма. С 1919 руководил Московской академией народного образования, впоследствии работал в Институте психологии (1930—1941).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008