БОБКОВ Юрий Иванович
БОБКОВ Юрий Иванович
род. в 1951 г.) — актер (с 1970), режиссер (с 1980), художественный руководитель (с 1992) челябинского театра «Манекен». В творческой судьбе этого человека переплелись и ярко выразились две характерные для театра его времени тенденции. Б. приобрел профессию режиссера в зрелом возрасте, отказавшись от первой, инженерной, специальности и успешно развивавшейся карьеры. Более того, он инициировал, возглавил и успешно провел преобразование любительского, студийного по природе коллектива (где сам вырос и сформировался) в репертуарный профессиональный театр, сохранив при этом ядро труппы и многие принципы творческой деятельности.Б. пришел в театр, будучи первокурсником Челябинского политехнического института. Он играл в лучших постановках создателя и художественного руководителя «Манекена» А.А. Морозова, сначала в массовках, потом исполнял ответственные роли в спектаклях «После сказки» по повести Ч. Айтматова «Белый пароход», «Две стрелы» А. Володина; в конце 70-х стал одним из ведущих актеров театра: Говоруха-Отрок в «Сорок первом» Б. Лавренева, Громов в «Моей жизни» по А. Чехову. К тому времени сцена превратилась для Б. из «второй профессии» (как было принято определять серьезное отношение любителей к сценическим играм) в основную. Инженер и актер, Б. понял, что его истинное призвание — режиссура. В 1980-м он перешел на работу в «Манекен» на должность режиссера и поступил на заочное отделение Московского театрального училища им. Щукина. В 1981 г. Б. поставил в «Манекене» первый самостоятельный спектакль на основе собственной инсценировки, объединив под названием «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» эпизоды одноименной повести Ричарда Баха и радиопьесы Макса Фриша «Рип ван Винкл». Тема — драматическая судьба человека, выламывающегося из среды, преодолевающего ее сопротивление во имя самоосуществления, — выражала одну из главных идеологем молодежной шестидесятнической субкультуры и личную установку автора спектакля. В середине 80-х Б. сделал еще один решительный шаг на пути освоения новой профессии — на пути к самому себе. Спектакль, которым надо было защищать диплом режиссера, он поставил не в «Манекене», что было бы логичнее и проще, а в областном театре кукол. Рискованное предприятие завершилось успешно. Спектакль-фантасмагория «Из жизни насекомых» по прозе К. и Й. Чапеков, в котором режиссер эффектно использовал выразительные возможности открытой игры актера с куклой, удостоился чести начать юбилейный сезон театра и продержался в его репертуаре двенадцать лет. Б. поставил еще несколько спектаклей в «Манекене», возглавляя студию театра. Но главное дело жизни определил так: перевести «Манекен» на иные — профессиональные основы деятельности. Только так, считал Б., можно спасти театр от неизбежного краха, существования-увядания в новых социокультурных условиях. Уход из театра А.А. Морозова (1987), который для старшего актерского поколения «Манекена» был не просто худруком, а и учителем, поставил театр на грань развала. «Свой среди своих», Б. должен был завоевывать театр, созданный другим человеком и пропитанный его духом. Вопреки предписаниям институтского и городского руководства, невзирая на сопротивление коллег, уверенный в том, что действует ради спасения театра, Б. начал исподволь и последовательно переформировывать «Манекен». В новом худруке обнаружился не только режиссерский, но и незаурядный организаторский талант. Б. убеждал своих коллег не словесно, а эффективными и эффектными действиями. Хорошо усвоив истину «Нет пророка в своем отечестве», он завоевывал театр и город окольным путем. В 1990 г. поставленный им с группой сторонников спектакль «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» В. Коркия получил призы за лучшую режиссуру, лучший аудиовизуальный ряд и лучшую актерскую работу на Всемирной театральной олимпиаде в Детройте (США), был приглашен на фестивали в Италию и Германию. Группа Б. успешно гастролировала по России («Черный человек…» и «Пеппи»). В том же 1990 г. при поддержке СТД России Б. организовал второй фестиваль «Театральные опыты», сделав серьезную заявку на регулярныесъезды в Челябинске молодых театров страны. (Первые «Опыты» были проведены в 1988 г. в честь 25-летия «Манекена».) Все это время Б. искал и находил сторонников и меценатов в среде молодых предпринимателей, в новых управленческих структурах. В 1992 г. городской совет и администрация Челябинска приняли решение о присвоении «Манекену» статуса муниципального театра. В репертуаре коллектива к тому времени было пять спектаклей, в которых «любители» и «профессионалы» работали бок о бок. В 1995–2000 гг. преобразившийся «Манекен» наращивал репертуар, закреплял творческие позиции. Фестиваль «Театральные опыты» приобрел всероссийский авторитет, укоренился в культурном пространстве Челябинска. «Дон Жуан» Мольера в постановке Б. (1994) с успехом прошел на фестивале в Турции. С ним театр совершил турне по городам Австрии, Чехии и Словакии. Спектакль «Ромео и Джульетта» Шекспира, поставленный Б. в 1996-м, завоевал Гран-при на Международном фестивале муниципальных театров в США (1998). Постепенно все актеры перешли на положение профессионалов, работая в штате «Манекена» либо заключив договор о «разовых» выступлениях. Новый «Манекен» и его руководителя признала профессиональная среда. Спектакль «Ю» по пьесе Оли Мухиной получил приз за лучшую режиссуру на фестивале театров Челябинской области «Сцена — 99». В следующем году «Манекен» был удостоен Гран-при за спектакль «Долгое счастливое Рождество» по Т. Уайлдеру. В ситуации, когда в искусстве агрессивно навязываются две крайности — элитарность и дикий рынок, — «Манекен» идет на встречу с теми, кто ищет в художнике благожелательного, способного на диалог (а значит на соразмышление и сопереживание) человека. Б.– сторонник открытого выявления игровой лицедейской природы сцены. Он полагает, что каждый спектакль должен являть «нечто из ряда вон выходящее», что и пространство, в которое входит зритель, и игра актеров должны удивлять. Но речь идет не о фокусах, экстравагантностях и эпатаже. «Из ряда» — то есть череды повседневных, бытовых, житейских забот и отношений. Из потока банальностей и стереотипов масскульта. Установка «Манекена» — на создание впечатляющего действа, восприятие которого переживалось бы зрителями как событие личной жизни. Событие и как выдающееся явление, и как со-бытие (по Далю: событие — происшествие, совместно случившееся). Весной 2000 г. Б. завершил еще одну эпопею — руководимый им театр переехал в новое, специально реконструированное, с двумя зрительными залами здание в центре Челябинска. Так физически и символически закончился переход «Манекена» в новое социокультурное пространство. (А. Ш.) Лит.: Афанасьев Н. Зоны зонгов // Театральная жизнь. 1986. № 6; Дмитревская М. Ты // Петербургский театральный журнал. 1999. № 18–19; Шульпин А. «Манекен» от А до Ю // Автограф. Челябинск-арт. 1999. № 3(6). 24–26; Шульпин А.П. Театральные опыты «Манекена». Челябинск, 2001.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010