БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич
15/27.08.1836 - 12.08.1921), русский писатель, почетный академик Петербургской АН. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863-65 - редактор-издатель журнала "Библиотека для чтения". В 1870-е сотрудничает в журналах "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Северный вестник" и др. С и. 1890-х жил преимущественно за границей.
Автор свыше 100 романов (в т. ч. "Жертва вечерняя", 1868; "Китай-город", 1882; "Василий Теркин", 1892; "Тяга", 1898), повестей и пьес, в которых изобразил жизнь различных слоев русского общества 2-й пол. XIX в.
Исканиям русской интеллигенции в годы первой русской революции посвящен роман "Великая разруха. Семейная хроника" (1908).
Значительный интерес представляют мемуары Боборыкина "За полвека" (1906-13, изд. М.-Л., 1929) и его работы по истории русской и западноевропейской литературы (в т. ч. "Европейский роман в XIX столетии", 1900; неопубл. "Судьбы русского романа", "Эволюция русского романа", 1902).
В 1914 из-за слепоты находился на лечении в Лугано (Швейцария) и по условиям военного времени не сумел вернуться в Россию. Последние публикации на родине - рассказ "Жить - ждать! (исповедь обреченного)" (1916) и "Воспоминания старейшего" ("Огонек", №32).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Боборыкин Петр Дмитриевич

Боборыкин, Петр Дмитриевич, - известный беллетрист. Родился 15 августа в 1836 г. в Нижнем Новгороде; происходит из очень древнего помещичьего рода. Окончив курс в гимназии, поступил в Казанский университет, на юридический факультет, но скоро начал увлекаться естественными науками, особенно химией, и тогда же перевел на русский язык учебник по химии Лемана. Для более удобного изучения естественных наук он перешел в Дерптский университет и прослушал там на медицинском факультете все предметы, но выпускных экзаменов не держал. Во время студенчества, под влиянием театральных впечатлений в кружке товарищей, где часто ставились любительские спектакли, и где Боборыкин был режиссером, он написал несколько пьес: ""Фразеры"", ""Ребенок"", ""Однодворец"". Последняя была напечатана в 1860 г. в ""Библиотеке для Чтения"", и это решило судьбу Боборыкина: он переехал в Петербург, решивши стать профессиональным литератором, и в 1861 г. сдал экзамен на кандидата прав. Неожиданно он получил довольно большое наследство от деда - имение, стоившее тысяч 60. Еще раньше он стал в довольно близкие отношения к ""Библиотеке для Чтения"", писал в ней постоянные фельетоны (под псевдонимом ""Нескажусь"") и напечатал роман ""В путь-дорогу"". Когда в 1863 г. Писемский отказался от редактирования ""Библиотеки для Чтения"", Боборыкин купил ее и стал во главе издания. Сам Боборыкин это издательское увлечение считает крупнейшей ошибкой своей жизни. Он не был подготовлен к тому, чтобы руководить журналом в бурное время 60-х годов, когда в литературе происходила упорная борьба мнений и направлений. В автобиографии (""Критико-биографический Словарь"" Венгерова , т. IV), Боборыкин говорит по поводу этого периода своей жизни: ""Я не примкнул ни к одной из редакций крайнего направления, меня не волновали страстно чисто общественные вопросы, борьба противоположных лагерей, разные лозунги и клички той эпохи"". Это объясняет его неудачу в роли редактора журнала. Отсутствие уменья разбираться в общественных настроениях скоро создало ему незаслуженную репутацию ретрограда, а пестрый состав сотрудников ""Библиотеки для Чтения"" совершенно лишил ее сочувствия читателей; в 1865 г. подписка на журнал была так незначительна, что его пришлось прекратить. Так кончилось это предприятие Боборыкина, поглотившее его наследство и обременившее его громадным долгом, который он выплачивал в течение двадцати лет. Боборыкин уехал в Париж, где, по словам его автобиографии, ""отдался изучению положительной философии и выяснил себе многие запросы чисто умственного и общественного характера, повлиявшие на дальнейшее его развитие"". Летом 1866 г. он ненадолго приезжал в Россию для устройства дел, а затем снова уехал за границу. ""Новый четырехлетний период заграничной жизни"", говорит Боборыкин, ""разнообразный по перемене мест, тогдашним событиям, встречам, общественным и художественным явлениям жизни, какие я изучал, представлял собою постоянную работу романиста, критика и театрального рецензента, политического корреспондента"". Большая часть жизни Боборыкина протекла за границей. Лишь в промежуток с 1876 по 1891 год он провел довольно много времени в России, отчего он и называет этот период ""русским"". Он жил то в Петербурге, то в Москве и усиленно работал: читал публичные лекции, сотрудничал в разных отделах газет и журналов, занимался беллетристикой преимущественно летом и осенью. Лишь с 1889 г. Боборыкин получил возможность освободиться от мелкой срочной работы и всецело посвятить себя беллетристике. Он продолжает писать и в настоящее время, сотрудничая больше всего в ""Вестнике Европы"" и ""Русских Ведомостях"". В 1902 г. он был избран почетным академиком. Продолжительная жизнь маститого беллетриста поражает своей содержательностью и продуктивностью. Все время Боборыкин учился, с ненасытной жадностью к знанию в самых разнообразных областях.В его автобиографии есть глава под названием: ""Чему и где я учился""; в ней перечислены предметы, которые изучал Боборыкин, начиная с школьного до преклонного возраста. Области, возбуждавшие его внимание, весьма разнообразны и разнородны: тут всевозможные виды словесных и социальных наук, естественные науки, медицина, политическая экономия, государственное право, театральное искусство, языковедение. Он знает семь иностранных языков, из которых пять (французский, немецкий, итальянский, английский и польский) основательно. Он был вольнослушателем в Петербурге, посещал лекции в парижском College de France и Сорбонне, занимался в парижской и венской консерваториях, не пропускал и интересных частных курсов, всегда пользуясь случаем узнать что-нибудь новое. Несмотря на то, что обширное образование Боборыкина имеет энциклопедический характер, его нельзя назвать дилетантом, по крайней мере, в тех областях, которые его наиболее интересовали. По отзывам специалистов, он всегда умел овладеть предметом; очевидно, ему помогала его чуткость к истине, необыкновенная впечатлительность и отзывчивость, являющаяся основной чертой его как беллетриста. Беллетристическая плодовитость Боборыкина не имеет в русской литературе ничего равного. Им написано 18 больших романов (в среднем по 25 листов в каждом), 19 драматических произведений и множество мелких очерков. Кроме того, Боборыкин написал огромное количество статей критических и литературных, по эстетике, философии, теории творчества и другим предметам. Собранное вместе, все написанное Боборыкиным заняло бы около 70 объемистых томов. Боборыкина, как беллетриста, нельзя причислить ни к художникам-классикам, ни к писателям тенденциозным, являющимися выразителями определенной эпохи; у него свое особенное место, своя роль, значительная и интересная. Это бытописатель-хроникер, с тонкой психологией, умом и вкусом. В течение полувека Боборыкин вдумчиво следит за всеми проявлениями русской жизни и детально, с необыкновенной точностью, отражает в своем творчестве все общественные переживания и настроения. Как жизнь идей, так и жизнь салонов находит в его лице великолепного ""отметчика"" (собственный термин Боборыкина). В произведениях Боборыкина нет общественных типов, но им создан целый ряд живых, выразительных фигур, красноречиво говорящих о пережитых общественных полосах. Романы и повести Боборыкина - ценные документы для будущего историка нашей общественности. В этом заключается их главное значение. Сильного непосредственного впечатления на читающую публику они не производили. Каждый новый роман Боборыкина читался с интересом, но без увлечения. Боборыкин никогда не был властителем дум даже небольшой части общества. Это объясняется некоторыми особенностями писательской индивидуальности Боборыкина и его писательской манеры. Он кажется равнодушным к тому, что пишет, изображает жизнь слишком объективно, со стороны, как простой наблюдатель. Схватывая все оттенки интересующего его явления, он не заглядывает вглубь его, не проникается им; он описывает его верно, точно, но, главным образом, с внешней стороны, и описывает довольно бледно и сухо, без всякого воодушевления. Главный недостаток творчества Боборыкина - бедность эмоционального начала. Как в писателе, в Боборыкине преобладает рационалист. Он вдумчиво и умело наблюдает жизнь и богатые результаты его наблюдений воспринимает как умный человек, а не как художник. Даже исключительная впечатлительность ко всем переменам в окружающей жизни, которую справедливо ставят ему в большую заслугу, является скорее умственной зоркостью, чем отзывчивостью художника. По общему складу, Боборыкин очень далек от обычного типа русского писателя. В нем нет лиризма и интимности, нет ни полета, ни противоречий крайностей, свойственных типично-русской психике. Напротив, в нем всегда чувствуется европейское ""чувство меры"", чувствуется хладнокровный выдержанный, искренний, но рассудочный сторонник прогресса. Созданию такого писательского облика у Боборыкина способствовало, вероятно, близкое знакомство с современной европейской литературой, в частности - влияние французской натуралистической школы; он сам отстаивает введение им в описания особой протокольной точности, которой до него в русской литературе не было. Французское влияние оказалось соответствующим собственной природе романиста; вот почему речь здесь может идти лишь о влиянии, а не о подражании. Отсутствие огня и глубины в творческом темпераменте не мешает Боборыкину быть писателем вполне самостоятельным и самобытным. Замысел его всегда отличается серьезностью и оригинальностью; указанные недостатки относятся лишь к выполнению. Установившуюся за Боборыкиным репутацию портретиста-фотографа нельзя признать правильной. По точности воспроизведения жизни его творческий аппарат действительно можно сравнить с фотографией, но в основе ""фотографирования"" у него всегда есть система, определенная цель, а в результате - обобщение. Если на полотно и попадают иногда его знакомые, то это происходит скорее всего потому, что они кажутся ему подходящей, по удачному выражению С.А. Венгерова, натурой. Вот как сам Боборыкин определяет свой процесс творчества: ""Замысел является мне, конечно, неожиданно, непроизвольно и в образах, причем всегда вокруг общей творческой идеи... Я беру какое-нибудь явление, какую-нибудь ""полосу жизни"" и записываю одной фразой; большей частью эта отметка служит мне заглавием предстоящего романа. Таких отметок вы найдете в моих записных книжках не мало. Это то, что французы называют ""idee mere"". Настоящим ""отметчиком целых полос"" общественной жизни Боборыкин делается, только начиная с романа ""Солидные добродетели"", появившегося в 1870 г. (""Отечественные Записки""). Первый его роман ""В путь-дорогу"" отличается скорее автобиографическим характером, хотя и в нем основным фоном является картина нравов, характерная для конца 50-х годов (1862, ""Библиотека для Чтения""). К ому же периоду относится и такое же переходное место в творчестве Боборыкина занимает свежо написанный роман ""Жертва вечерняя"" (1868, ""Всем. Тр.""), в котором изобличаются женская пустота и безделье. В ""Солидных добродетелях"" Боборыкин впервые выступает как общественный хроникер, насмешливо отмечая самовольство людей, ослепленных своими общественными добродетелями и своей прогрессивностью. Еще более смелым отметчиком новых веяний является он в романе ""Дельцы"" (1872, ""Отечественные Записки""), написанном на одну тему с ""Дневником провинциала"" Щедрина и дающим интересную картину первого вторжения в русскую жизнь капитализма. В нескольких романах из московской жизни изображен постепенный расцвет нашей буржуазии. На первом плане между ними стоит ""Китай-город"" (1882, ""Вестник Европы""), впервые отметивший нарождение русской культурной буржуазии, далеко ушедшей от ""Темного царства"" Островского , но втайне поклоняющейся тем же кумирам. Та же просвещенная буржуазия фигурирует в лице фабриканта Кумачева в ""Перевале"" (1894, ""Вестник Европы""). Роман ""Доктор Цибулька"" посвящен обрисовке карьеристов-выходцев из славянских земель (1874, ""Отечественные Записки""). В своем шедевре ""Василий Теркин"" (1892, ""Вестник Европы"") Боборыкин сделал попытку нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам. Как тип, Теркин недостаточно убедителен, но как живая и действительно совершенно новая фигура красноречиво говорит о больших переменах и о накоплении новых сил в нашем обществе. Зоркость и отзывчивость Боборыкина больше всего сказывается в произведениях, посвященных интеллигентским переживаниям. Два из них: ""Из новых"" (1887, ""Вестник Европы"") и ""На ущербе"" (1890, ""Вестник Европы"") рисуют ""бездорожье"" идейной интеллигенции в эпоху реакции и наплыв всяких мнимо новых людей, карьеристов, ренегатов и разных выползней из подполья. Той же теме посвящена повесть ""Поумнел"" (1890, ""Русская Мысль""), имеющая большой и заслуженный успех. Уже в ""Василии Теркине"" мы встречаемся с приливом бодрых настроений. Боборыкин успел их подглядеть раньше, чем он вполне обозначились в жизни. В ""Перевале"" перед нами уже расцвет этих настроений и возврат интеллигентов-индивидуалистов к старым альтруистическим идеалам. Последние романы Боборыкина тоже посвящены интеллигенции: ""Побежденных - не судят"" (1910, ""Вестник Европы"") - впечатлениям революционной эпохи и ""Прорыв в вечность"" (1911, ""Вестник Европы"") - богоискательству и сектантству. Из второстепенных романов можно назвать: ""В чужом поле"" (1866, ""Русский Вестник""); ""На суд"" (1869, ""Всем. Труд""); ""Лихие болести"" (1876, ""Отечественные Записки""); ""Сами по себе"" (1878, ""Слово""); ""За работу"" (1885, ""Новь""), ""Ходок"" (1895), ""По другому"" (1897), ""Тяга"" (1898), ""Куда идти"" (1899), и комедия ""Накипь"". Многочисленные рассказы и очерки Боборыкина носят по преимуществу бытовой характер и свидетельствуют о громадном запасе наблюдений. Живые, интересные статьи Боборыкина по разным вопросам всегда отличаются осведомленностью и умело проводят в нашу жизнь идеи европейской культуры и прогресса. Интересно обширное исследование Боборыкина о ""Европейском романе"" (1900). Имеются 2 собрания сочинений Боборыкина: первое, в 12 томах, издано Вольфом в 1884 - 1886 г., второе издание в виде приложения к ""Ниве"" 1897 г. в 12 томах. - Ср. С.А. Венгеров, ""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"" (т. IV); его же, ""Источники Словаря русских писателей""; Д.Н. Овсянико-Куликовский , ""История литературы XIX века"" (изд. ""Мир"", гл. IV).

Источник: Биографический словарь. 2008

Боборыкин, Петр Дмитриевич

Боборыкин Петр Дмитриевич


— беллетрист; род. 15 августа 1836 года в Нижнем Новгороде, в богатой дворянской семье; воспитывался в местной гимназии и по окончании в ней курса в 1853 году поступил в Казанский университет на камеральный отдел юридического факультета. Здесь он увлекся естественными науками, в особенности — химией, которою занимался под руководством проф. Бутлерова, и перевел учебник химии Лемана. Из Казани Б. перешел в Дерпт, где прослушал полный курс медицинского факультета, но, отказавшись от докторского экзамена, переселился в Петербург, выдержал здесь экзамен на кандидата административных наук и всецело посвятил себя литературе (1861). Еще во время своего студенчества Б. написал три драмы: "Фантазер", "Ребенок" и "Однодворец"; из них последняя была напечатана в "Библиотеке для чтения" (1860). В 1863 г. Б. приобрел этот журнал и издавал его три года; здесь появился его первый роман, "В путь-дорогу", и начало романа "Земские силы". В 1865 г. издание "Библиотеки" прекратилось, и Б. уехал за границу; лет десять провел он в Париже, Вене, Италии и Лондоне, наезжая по временам в Петербург и Москву. К этому времени относится и его сотрудничество в разных газетах и журналах, где им напечатано множество корреспонденций, критических этюдов, театральных рецензий и т. д. Страсть к театру побудила его, не ограничиваясь писанием пьес и рецензий, выступать неоднократно лектором по декламации; в 1872 г. он издал книгу "Театральное искусство", а в 1877 г. некоторое время руководил частной театральной школой в Москве. Кроме того, Б. сотрудничал и в иностранных изданиях, помещая в них статьи по разным литературным и общественным вопросам на французском, итальянском и английском языках. В этих многочисленных статьях виден человек разносторонне образованный, отзывчивый и впечатлительный; каждая из них в свое время была прочитана с большим интересом.


Главными произведениями Б., упрочившими его литературную известность, являются повести и романы. Одаренный способностью работать быстро и легко, Б. написал в продолжение своей литературной деятельности более 30-ти романов и повестей; из них обратили на себя внимание: "В путь-дорогу", "Жертва вечерняя", "Солидные добродетели", "Дельцы", "Доктор Цыбулька", "В усадьбе и на порядке", "Сами по себе", "Китай-город", "Из новых", "На ущербе", "Поумнел" и др., печатавшиеся в "Отечественных записках", "Деле", "Вестнике Европы" "Русск. мысли" и других журналах, а затем большею частью изданные отдельно. Все эти романы и повести отличаются живою наблюдательностью и уменьем рисовать с натуры. Часто, однако, Б. только рисует портреты своих петербургских, московских, нижегородских и заграничных знакомых и притом — портреты, отличающиеся такою "протокольностью" внешних деталей, что их оригиналы без труда узнаются каждым, кому случалось их встречать.


П. М.


{Брокгауз}





Боборыкин, Петр Дмитриевич (дополнение к статье)


— Из написанного им после 1891 г. обратили на себя особое внимание романы "Перевал" (1894), "Василий Теркин" (1895), "Ходок" (1895), "По другому" (1897), "Тяга" (1898), "Куда идти" (1899), комедия "Накипь". В 1900 г. вышел 1-й том его обширного труда об эволюции европейского романа в XIX в. В 1900 г. Б. избран почетным академиком. Первое собрание соч. Б. издано Вольфом в 12 т. (СПб., 1885—87); продолжение тоже в 12 томах было приложено к "Ниве" 1897 г. Наиболее подробная оценка Б. — в Словаре Венгерова (т. IV).


{Брокгауз}





Боборыкин, Петр Дмитриевич


— известный русский беллетрист (род. в 1836). Отношение Б. к евреям выразилось в изображении двух еврейских типов в его романе "Солидные добродетели", посвященном переходной эпохе 60-х годов 19 века. Евреи Б. относятся к типу идеалистов-неудачников. Один из них, француз Рике, — ученый публицист, наивный, как дитя, вечно занятый, всегда без денег, отдающий всякому, кто просит, свои заработки, постоянно сидящий в тюрьме за свои революционные сочинения, направленные против произвола Наполеона III. Ему предлагают кафедру в Италии, но Рике предпочитает оставаться во Франции, печатать свои книги и сидеть в тюрьме, зная, что ему в конце концов даже грозит потеря гражданских прав. Он служит идее свободы, и Франция, конечно, многим обязана таким людям своим современным положением; личная жизнь Рике неудачна. Еще большим неудачником является "русский" Рике, молодой медик, политикой не занимающийся, но потерявший за границей надежды и силы и вернувшийся на родину разочарованным в жизни. Его подточил червь идеализма, недовольства собой и окружающим, червь мировой скорби. Несомненно, одностороннее изображение Б. евреев должно быть отнесено исключительно к характеру описываемой им эпохи 60-х годов 19 в.


Арк. Пр.


{Евр. энц.}





Боборыкин, Петр Дмитриевич


(1836—1921) — беллетрист и журналист, автор романов, повестей, пьес, статей по вопросам искусства и литературы и мемуаров. Род. в Ниж. Новгороде, в богатой дворянской семье; ум. за границей. Образование получил в Казанском ун-те, где проходил юридические и естественные науки, позднее — в Дерптском, где изучал медицину; затем слушал лекции в Collège de France и Сорбонне, посещал курсы Парижской и Венской консерваторий.


Литературная деятельность Боборыкина начинается с 1861; в 1862 выходит его большой автобиографический роман "В путь-дорогу". Далее появляются романы: "Жертва вечерняя", "Солидные добродетели" и "Дельцы". В этих трех романах, особенно в первом, подчеркивается значение свободы чувства и нелепость условной морали, жертвой которой является женщина. Помимо этого, в "Солидных добродетелях" и "Дельцах" затронут ряд общественных вопросов; здесь выведены и народившиеся хищники-капиталисты, которые в это время фигурируют в сатирах Салтыкова-Щедрина. Все главные особенности Б., как писателя, сказываются уже в этих первых романах: поверхностность в изображении сложных явлений жизни; растянутость, благодаря изобилию ненужных подробностей и массе побочных эпизодов, мешающих развитию основной темы. За свою долголетнюю жизнь Б. написал около девяноста томов (если к романам и повестям прибавить еще его статьи и книги по вопросам искусства и литературы). Следуя во многом методу Золя, вводя у нас тенденции экспериментального романа и литературного натурализма, Б. оставил огромное количество художественно-бытовых документов, в некоторой части своей являющихся ценным материалом для изучения рус. общественности за полустолетие (1860—1910). Начиная с 80-х гг. литературная деятельность Б. начинает привлекать большое внимание. Он дает ряд романов, где стремится изобразить самые злободневные явления общественной и экономической жизни своего времени. Особенное значение имеет "Китай-город", появившийся в 1882. В романе рисуется буржуазия новейшей формации, не похожая уже на щедринского "чумазого" юна успела овладеть многими элементами зап. культуры. Правда, и в "Китай-городе" растянутость и обилие ненужных эпизодов мешают читателю сосредоточиться на основном, но первые главы, где дана картина торгово-промышленной Москвы, представляют несомненную художественную ценность. Имел значение для своего времени и роман "На ущербе", написанный в 1890; в нем метко схвачены черты из жизни интеллигенции реакционных 80-х гг., дающие представление об общественном отступничестве. Эту же картину карьеризма и приспособленчества Б. изобразил в одной из лучших своих повестей — "Поумнел" (1890). Но, являясь по всему складу своей жизни и миросозерцанию представителем буржуазии и выразителем мнений весьма умеренного либерализма, Боборыкин и на изображаемую им жизнь смотрит глазами своей социальной группы. Это особенно чувствуется в более поздних романах, где Б. выступает апологетом окончательно окрепшего торгово-промышленного класса. В романе "Василий Теркин" идеализируется европейски просвещенный буржуа, вышедший из кулацкой части крестьянства. В романе "Перевал" в прикрашенном виде представлен фабрикант Кумачев, который устраивает для рабочих школы и больницы, но в момент стачки рабочих остается непреклонным, не соглашаясь ни на какие уступки. В целом же, в романах "Василий Теркин" и "Перевал" есть ряд страниц, имеющих определенную историческую ценность. Этого нельзя сказать о романе "По другому" (1897), где Б. с поразительным легкомыслием подошел к теоретическим разногласиям народников и марксистов эпохи 90-х гг. Известный интерес представляет роман Б. "Тяга" (вышел в 1898), в котором изображена жизнь рабочих-ткачей. Здесь немало спорного, многое затронуто недостаточно глубоко, но все же фигура рабочего-середняка кануна революции 1905 (Ивана Спиридонова), с его промежуточной психологией, намечена Боборыкиным правильно.


Сочинения Б. в 12 томах изданы М. Вольфом (СПб, 1885—86) и А. Марксом (приложение к "Ниве" за 1897). Из критических работ Б. наиболее крупная: "Европейский роман в 19 столетии" (СПб, 1900). Из мемуаров следует отметить: "Вечный город. Итоги пережитого" (М., 1903) и "Столицы мира. Тридцать лет воспоминаний" (СПб, 1912); воспоминания о русской журналистике печатались в журнале "Голос Минувшего" за разные годы.



Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь, т. IV; Михайловский, Н., Собр. соч., т. VII, СПб, 1909; Овсянико-Куликовский, Д., статья о Боборыкине в V т. "Истории литературы XIX века", М., 1923; Андреевич-Соловьев, Е., Очерки по истории литературы XIX в., 3-е изд., СПб, 1907; Кропоткин, П., Идеалы и действительность в русской литературе, СПб, 1906—07; Овсянико-Куликовский, Д., История русской интеллигенции, ч. II, М., 1907 (о ром. "На ущербе"); Засулич, В., Плохая выдумка (о ром. "По другому"), сборник статей, т. II, СПб, 1907; Кубиков, И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3, М., 1925; Ср. Владиславлев, И., Русские писатели XIX—XX столетия, 4 изд., Ленинград, 1924.


И. Кубиков.





Боборыкин, Петр Дмитриевич


[1836—1922] — известный беллетрист. Сын крупного помещика Тамбовской г. Будучи студентом Дерптского университета, Б. увлекается зап.-европейской и русской литературой. Это и предопределяет его как будущего писателя. Началом литературной деятельности Б. следует считать комедию "Однодворец", напечатанную в журнале "Библиотека для чтения" за 1860.


Получивши в конце 1861 наследство от деда, Б. через два года после этого стал во главе "Библиотеки для чтения" — журнал, который до 50-х гг. редактировал Сенковский, а последнее время Писемский. Журнал этот и под редакцией Б. не имел ярко выраженного направления, но все же в нем печатались молодые тогда — Глеб Успенский, Левитов, П. Лавров и начинавший свою литературную деятельность П. Ткачев. "Библиотека для чтения" при издательстве и редакторстве Б. просуществовала недолго. Журнал шел вразрез с настроением умов того времени, и в 1865 его пришлось прекратить. Этому неудачному предприятию Б. обязан своими большими долгами.



По своему всестороннему развитию, интересу к различным областям знания — юридическим наукам, естествознанию, истории, философии, истории искусства, — Б., свободно говоривший на многих языках, был одним из самых широко-образованных беллетристов в русской литературе. Но его удельный вес как романиста нисколько не определялся этими знаниями. От начала до конца своего долгого литературного пути Б. оставался писателем, схватывающим явления жизни поверхностно, почти никогда не поражая глубиной. Вот почему его произведения никогда не перечитывались и часто забывались после прочтения. Стремясь отобразить жизнь различных групп русской интеллигенции и даже целых общественных слоев, Б. временами дает ряд интересных глав и страниц, но они часто тонут в обилии ненужных вводных побочных эпизодов, загромождающих сюжетное развитие основного замысла. Помимо этой особенности, многие произведения Боборыкина характерны тем, что он доводил описание какого-либо предмета до обилия подробностей, утомляющих внимание. Язык Б. как в диалогах, так и в повествовательных отступлениях часто пересыпан своеобразными заковыченными словечками, которые щедро изобретал писатель. Но все же из всей огромной лит-ой продукции Б., написавшего более ста томов, можно извлечь лишь несколько произведений, в которых писатель сравнительно более удачно как беллетрист изобразил то или иное явление общественной жизни нашего прошлого. В своей книге "Европейский роман в XIX столетии" Б. высоко ставит романы Бальзака и Золя, мечтая и сам быть достойным последователем последнего. Временами Б. поднимается на подлинно-художественную высоту в своих описаниях явлений большого социального смысла. К таким его счастливым достижениям нужно отнести вступительные главы к роману "Китай-город", где дана красочная картина торговой Москвы 80-х гг., полная жизни и движения.


Первый период лит-ой деятельности Б. относится к 60—70-м гг., когда определился путь капиталистического развития страны. Первым его большим произведением был роман "В путь-дорогу", где имеются страницы автобиографического характера. Наиболее значительным романом первого периода творчества Б. является роман "Жертва вечерняя", где писатель выступает интересным разоблачителем дворянской аристократии. В романе "Дельцы" [1872], появившемся одновременно с очерками Салтыкова Щедрина "Дневник провинциала в Петербурге", Б. изображает эпоху "грюндерства", когда люди привилегированной касты добывали права на железнодорожные концессии и создание дутых промышленных предприятий.


Являясь бывшим помещиком, пришедшим к свободной профессии литератора, Б. идеологически был представителем умеренного либерализма, свойственного передовой части пореформенного дворянства и европеизированной буржуазии конца 80-х и последующих гг. С начала 80-х гг. Б. пишет ряд романов, в которых стремится изобразить сдвиги в развитии общественных классов страны и смены идеологических вех интеллигенции. Роман "Китай-город" был первым значительным произведением писателя. В этом романе Боборыкин изображает жизнь московской просвещенной буржуазии конца 70-х и начала 80-х гг., отличную от героев "темного царства" первых пьес Островского. Роман Б. начинается с интересного изображения быта торговой Москвы и ряда персонажей новой буржуазии, но к сожалению чем дальше, тем больше этот объемистый роман перегружается ненужными эпизодами и вводными подробностями, ослабляющими внимание читателя.


В дальнейших произведениях 80-х гг. Б. показывает, как вслед за реакцией политической нарастают реакционные настроения в интеллигенции, связанные с упадком интереса к вопросам общественного характера. Этому посвящены романы: "Из новых" [1887] и "На ущербе". В последнем на смену идеалистам-отцам приходит беспринципная молодежь. Написанная в это же время повесть "Поумнел" была в свое время сочувственно встречена лит-ой критикой. Это одно из значительных произведений писателя, где во весь рост дана фигура преуспевающего карьериста-пошляка. Но временами идеология либерала самой откровенной буржуазной формации дает себя чувствовать в творчестве Б. Это особенно сказывается на одном из интересных его романов "Василий Теркин" [1892]. Фабрикант Василий Теркин, вышедший из недр крестьянства, изображен Б. в весьма розовых красках, с налетом идеализации. Зато в последующем романе "Перевал", подчиняясь веянию времени, Б. дал московского фабриканта Кумачева в общем со стороны отрицательной. В 90-е гг., когда споры марксистов с народниками были в самом разгаре, Б. выпускает роман "По-другому", где изображает старого народника и молодого марксиста. Но причина принципиальных разногласий борющихся идеологических групп показана Б. в таком путаном виде, что Вера Засулич в своей статье, посвященной этому роману, назвала его просто "плохой выдумкой". В 1898 Б. написал роман "Тяга", из жизни рабочих-ткачей центральной полосы. Картина фабричной жизни показана Б. чисто внешне и поверхностно, но все же ему удался тип пожилого рабочего Ивана Прокофьевича, по своему психологическому облику напоминающего рабочих-гапоновцев эпохи кануна 9-го января. Отчасти интересно схвачен представитель рабочей аристократии — рисовальщик Меньшов. Но более интересная разновидность этого персонажа — ткач Бобров, скрытый вдохновитель грядущей забастовки, дан в виде бледного эскиза: образ пролетария-борца был уже не в средствах Боборыкина как писателя иной социальной формации.


После революции 1905 Б. продолжает еще выпускать почти ежегодно по одному произведению, но интерес к нему как к писателю уже окончательно падает. Бессилие изобразительных средств особенно дает себя чувствовать в тех произведениях, где Б. вплотную подходит к проблеме революции. К таким его весьма слабым произведениям принадлежит, напр., роман "Великая разлука" [1908]. После Октябрьской революции Б. доживал годы своей глубокой старости за границей, где написал несколько любопытных очерков-мемуаров. В русской литературе Б. остается прежде всего выразителем интересов и настроений просвещенной буржуазии и связанной с ней либерально-народнической интеллигенции различных оттенков.



Библиография: I. Б. П., Собр. сочин., 12 тт., СПб., 1885—1887. Дополнение к этому изд. — Собрание романов, повестей и рассказов, 12 тт., СПб., 1897. Кроме того: По-другому, "Вестн. Европы", кн. 1—4, 1897; Тяга, "Вестн. Европы", кн. 1—5, 1898; Куда идти, "Вестн. Европы", кн. 1—4, 1899; Жестокие, "Русск. мысль", кн. 1—6, 1901; Исповедники, "Вестн. Европы", кн. 1—4, 1902; Высшая школа,"Русск. мысль", кн. 1—3, 1903; Изгои, "Русск. мысль", кн. 1—2, 1903; Разлад, "Русск. мысль", кн. 1—5, 1904; Упразднители, "Русск. мысль", кн. 11, 1904; Обмирщение, "Русск. слово", 1905; Карты на стол, "Вестн. Европы", кн. 1—2, 1906; Больные родиной,"Русск. мысль", кн. 1—2, 1907; Великая разруха, Семейная хроника, 1908 (изд. Саблина); Побежденных не судят, "Вестн. Европы", 1910; Прорыв в вечность, "Вестн. Европы", 1911 и др. После революции 1917: Одна душа, М., 1918; Кто я, Исповедь профессиональной женщины, "Общее дело", Париж, 1920. Кроме того: Европейский роман в XIX столетии, СПб., 1900; Вечный город, Итоги пережитого, М., 1903; Столицы мира, 1912; От Герцена до Толстого, Воспоминания, журн. "Грядущая Россия".


II. Венгеpов С. А., Критико-биограф. словарь, т. IV, СПб., 1889; Протопопов М., Беллетрист-публицист, "Русск. мысль", кн. 11, 1892; Богданович А., О романе "Тяга", "Мир божий", кн. 2 и 6, 1898; Засулич В., Собр. сочин., т. II, ст. Плохая выдумка, СПб., 1907; Кранихфельд М., П. Б., "Совр. мир", кн. 4, 1910; Овсянико-Куликовский Д., П. Б., т. V, М., 1911; Горнфельд А., П. Б., "Летоп. Дома лит.", № 1, 1921; Овсянико-Куликовский Д., История русской интеллигенции, Собр. сочин., тт. VIII, IX, М., 1924; Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. IV, М. — Л., 1928 (гл. XII о ром. Б. "Тяга").


И. Кубиков


{Лит. энц.}






Боборыкин, Петр Дмитриевич


Род. 1836, ум. 1921. Писатель, с 1900 г. почетный академик Петербургской академии наук, автор романов и повестей о жизни русского общества 2-й пол. XIX в. ("Дельцы", 1872—73; "Китай-город", 1882; "Василий Теркин", 1892; "Изменник", 1889, и др.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008