Бобров, Семен Сергеевич, - стихотворец (родился, вероятно, в конце 1760-х годов, умер в 1810 г.). Учился в Московском университете; был переводчиком в государственной адмиралтейств-коллегии и состоял в комиссии о составлении законов. Печататься Бобров начал с 1784 г. Судя по эпиграммам его литературных противников, вызывавших его Бибрисом, Бобров был алкоголик. Этими эпиграмматическими отзывами (кн. П.А. Вяземского , Батюшкова и Пушкина , называвшего его ""тяжелым Бибрусом"") имя Боброва спасено от забвения. Это был писатель действительно тяжелый, о чем дают достаточное понятие самые названия его огромных книг, например, ""Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браненосных и мирных гениев России, с исследованием дидактических, эротических и других разного рода в стихах и прозе опытов"". Кроме больших поэм (""Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе"", упомянутый ""Рассвет полночи"", ""Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец""), Бобров писал и переводил оды, морально-дидактические сочинения; английской литературой он заинтересовался один из первых в России. Он был мистик, но мистицизм его был светлый и гуманный; мистическое чувство питалось в нем масонской практикой и литературой, развившими в нем любовь к символизации, в которой он доходил до чудовищных преувеличений и крайностей. Поэтического дарования в нем не было, и недаром задолго до Вяземского, Батюшкова и Пушкина над ним издевались Сумароков , пародировавший его манеру (в ""Оде в громко-нежно-нелепо-новом вкусе""), и Радищев , с насмешкой упоминающий о нем в своей поэме ""Бова"". Но современники не сумели оценить в Боброве литературного теоретика с твердыми и даже прозорливыми взглядами. В те времена, когда литература была еще так молода, Бобров почувствовал, как тяжела борьба между замыслом и словесным воплощением. ""Язык легок, но сколь обманчив! - писал он. - ""Вещь, проходя чрез слух, нередко теряет правоту свою"", и смело создавал неологизмы, объясняя: ""Обыкновенные и ветхие имена, кажется, не придали бы слову той силы и крепости, каковую свежие, смелые и как бы с патриотическим старанием изобретенные имена"". Из множества изобретенных им слов, большей частью неуклюже-сложных и безвкусных, некоторые, однако, вошли в обиходную и литературную речь; особенно охотно пользовался он славянизмами, что привлекло к нему симпатии А.С. Шишкова и сделало его посмешищем карамзинистов. Он утверждал, что ""рифма никогда еще не должна составлять существенной музыки в стихах"", и что она, ""часто служа будто некоторым отводом прекраснейших чувствований и изящнейших мыслей, почти всегда убивает душу сочинения"", если автор делает ей лишние уступки. Задолго до Бенедиктова , Бальмонта и символистов конца XIX в. Бобров ощущал тоску по ""неслыханным звукам"" и ""неведомом языке"" и первый заговорил о красоте белого стиха. Русская поэзия не может отвести ему никакого места, но в истории литературной теории и версификации его заслуги неоспоримы. - Биографические и библиографические сведения о Боброве см. у В.И. Саитова (сочинения К.Н. Батюшкова, изд. Л. Майкова , II, 536 - 538), в ст. М. Мазаева (""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"" С.А. Венгерова , IV, 57 - 65) и у С. Венгерова (""Источники словаря русских писателей"", т. I).
Бобров Семен Сергеевич
— поэт-мистик конца XVIII и начала XIX столетия. Год его рождения точно не известен; вероятно, он родился около 1767—68 гг.; ум. 22 марта 1810 г. Среднее образование Бобров получил в духовной семинарии, а высшее в московском университете, по окончании курса в котором он с 1785 до 1792 г. состоял на службе в Сенате у герольдмейстерских дел, а затем до самой смерти — в Морском ведомстве, причем был переводчиком в Адмиралтейств-коллегии и одновременно состоял в комиссии по составлению законов.
Во время пребывания Боброва в московском университете куратором его был М. М. Херасков. Вступив в число масонов, он пригласил на кафедру нравственно-философских наук известного масона Шварца, сблизился с Н. И. Новиковым и принимал деятельное участие в его "Дружеском ученом обществе", Бобров, попав в их среду, скоро подпал влиянию "старосты российской литературы", как тогда величали Хераскова, еще на студенческой скамье стал пробовать свои литературные дарования и в первом же своем стихотворении: "Размышление о создании мира, почерпнутое из первой главы Бытия" (издано в 1784 г.), ясно обнаружил и подражание мелким лирическим стихотворениям Хераскова, и влияние нравственно-философских лекций Шварца. Усвоив мистико-масонские идеи, заимствованные из журналов, издаваемых Н. И. Новиковым, и из произведений тогдашней английской литературы, он оставался им верен до конца своей жизни и был чужд тем новым течениям мысли, которые проникли к нам в начале царствования Александра I. Как член "Дружеского ученого общества" Бобров усердно составлял разного рода дидактические и религиозные стихотворения и переводы религиозно-нравственных произведений, помещая их в "Собеседнике любителей русского слова", "Детском чтении", "Покоящемся Трудолюбце", "Зеркале Света", "Беседующем Гражданине", "Северном Вестнике", "Лицее" и "Московском Журнале". Впоследствии все эти произведения, по преимуществу "священно-нравственные пьесы", "торжественные" и "эротические", были собраны в один сборник под заглавием: "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных героев России, с последованием дидактических, эротических и других разного рода опытов" (СПб., 1804 г.). Здесь более всего сказался лиризм Боброва, довольно высоко ценимый современниками, которые даже ставили его в русской литературе вслед за Ломоносовым и Державиным. На самом же деле он стоит гораздо ниже своих образцов и более приближается к ним только в своих религиозных стихотворениях и особенно в переложениях псалмов. В самом конце XVIII столетия Боброву, по обязанностям службы, пришлось прожить несколько времени в черноморских портах и в Крыму. Под влиянием красот последнего он создал свое первое большое произведение — поэму под заглавием: "Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе" (Николаев, 1798 г.), переименованную во вторичном издании на "Херсониду, или Картину лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом" (СПб., 1804 г.). В современной печати и по поводу этой поэмы появились лестные отзывы (например, в "Друге Юношества", 1810 г., июнь), но ее длинные описания, сентиментальные и мистические рассуждения и довольно тяжелый язык скоро лишили ее популярности. Некоторый интерес в историко-литературном отношении она может еще представлять как первая попытка в нашей литературе изобразить природу Крыма в стихах. Из других стихотворных произведений Боброва назовем: "Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец". Поэма в стихах, 3 ч. (СПб., 1807—1809); "Россы в буре, или Бурная ночь на Японских водах" (СПб., 1807 г.) и "Парение венценосного гения России с полунощных пределов России к западным" (СПб., 1808 г.); из них наибольшее внимание привлекла к себе первая мистико-аллегорическая поэма. Кроме того, по званию переводчика морского ведомства, Бобров перевел вторую и третью части "Всеобщей истории мореходства" и составил "Древний Российский плаватель, или Опыт краткого дееписания о прежних походах Россиян" (СПб., 1812 г.). — Среди своих сверстников Бобров был образованнее многих и считался знатоком древних и новых языков.
Некрологи: в "Вестнике Европы" (1810, № 10), "Друге Юношества" (1810, № 5) и "Записках Гидрографического Департамента", ч. VIII. — Словари: Плюшара, митроп. Евгения, Греча, Венгерова. — "Сочинения К. Н. Батюшкова", под ред. Л. Н. Майкова, т. ІI, стр. 536—538 (СПб., 1885). — С. Брайловский, "Семен Сергеевич Бобров. Историко-литературный очерк" (в "Известиях Историко-филологического Института кн. Безбородко в Нежине", т. XV, 1895 г.). — Русская морская библиография.
В. Р—в.
{Половцов}
Бобров, Семен Сергеевич
— поэт; род. в конце 1760-х гг.; первоначальное образование получил в духовной семинарии, а окончательное в Московском университете. С 1785 г. служил в Сенате, в 1792 г. переведен переводчиком при адмиралтейском департаменте и некоторое время служил в черноморских портах; затем с 1804 г. состоял при комиссии составления законов, умер в 1810 году в С.-Петербруге. Произведения его, оригинальные и переводные, печатались с 1784 года в различных журналах того времени и изданы под заглавием "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России, с последованием дидакт., эротич. и др. разного рода опытов" (4 ч. СПб., 1804). Кроме того, вышли отдельно изд.: "Ода адмиралу В. Я. Чичагову" (СПб., 1790); "Слава росс. героев" (СПб. 1794); "Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе" (поэма, Николаев, 1798; 2-е издание названо: "Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом", СПб., 1804); "Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец" (СПб., 1807—9); "Россы в буре, или Грозная ночь на японских водах" (СПб., 1807); "Парение венценосного гения России с полунощных пределов России к западным" (СПб., 1807). По поручению Шишкова он занимался историей русского флота и написал "Древний Российский плаватель, или Опыт краткого дееписания о прежних морских походах Россиян" (СПб., 1812). Кроме того, он перевел 2-ю и 3-ю ч. "Всеобщей истории мореходства" (7 ч. СПб., 1801—1826). По направлению своему Б. примыкает к группе русских писателей-мистиков, воспитавшихся под влиянием Новикова, а с другой стороны — к Шишковской школе приверженцев старины.
М. М.
{Брокгауз}
Бобров, Семен Сергеевич
писатель; † 1810 г. (перев. при адмиралт. коллегии).
{Половцов}