Боброва, Эмилия Федоровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Боброва Эмилия Федоровна
(урожд. Пфейфер) (наст. имя Элеонора Генриетта Ида) (1875–?) - оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Образование получила в Харьк. гимназии. Пению обучалась в Киевском музыкальном училище (1893–1897, класс К. Эверарди). В 1897 дебютировала в Вильно. Позднее пела в Казани (1898, 1900–1903, 1907–1908) и Саратове (антрепренер М. Бородая), Х-ве, Киеве, Петербурге, Москве (1901, театр «Эрмитаж», антреприза М. Бородая), Одессе (1902, 1910), Екатеринбурге (1912–1913, 1914) и Перми. Обладала голосом широкого диапазона, первоклассной вокальной техникой. Исполнению были присущи легкость, блеск, внешняя экспрессивность. Партии: Антонида, Людмила («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» Глинки), Снегурочка («Снегурочка» Римского-Корсакова), Джильда, Виолетта («Риголетто», «Травиата» Верди). С 1895 выступала в концертах. Вела педагогическую деятельность.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Боброва, Эмилия Федоровна

(урожд. Пфейфер; наст. имя Элеонора Генриетта Ида) [1875, Харьков — ?] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано). Образование получила в Харьков. гимназии. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди), по окончании к-рого в 1897 дебютировала в "Гугенотах" в Вильно. Позднее пела в Казани (1898, 1900—03, 1907—08) и Саратове (антр. М. Бородая), Харькове, Киеве, Петербурге, Москве (1901, т-р "Эрмитаж", антр. М. Бородая), Одессе (1902, 1910), Екатеринбурге (1912—13, 1914) и Перми. Обладала голосом широкого диапазона (особенной красотой отличались верхние ноты и средний регистр), первоклассной вокальной техникой (современники называли ее "любительницей вокальных фейерверков"). Исп. были присущи легкость, блеск, внешняя экспрессивность, однако, как отмечали современники, недоставало душевной теплоты. "Ее замечательный голос, совершенно бессознательно для нее, выражал разнообразные душевные эмоции, а внешне актриса была холодна. На сцене Боброва все делала точно и аккуратно, но это было холодным и формальным искусством. Единственная партия, в которой Боброва была безукоризненна — это Офелия в опере "Гамлет" А. Тома. Артистка была как бы рождена для воплощения оперного варианта великого шекспировского образа. Весь стиль исполнения артисткой этой роли — пение, жест, необыкновенная женственность и красота — все это позволяло думать, особенно в сцене сумасшествия, что именно такой могла быть Офелия Шекспира" (Н. Боголюбов)*. Репертуар включал св. 30 партий.


Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон"), Снегурочка, Клеопатра; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Берта ("Иоанн Лейденский"), Инесса ("Африканка"), Маргарита ("Фауст"), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Виолетта, Джильда, Паж Оскар, Лакме, Недда, Маргарита Валуа, Принцесса Евдоксия, Филина, Манон, Микаэла. Венера. Партнеры: А. Арцимович, Е. Ковелькова, А. Секар-Рожанский, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев. Пела п/у М. Голинкина, М. Ипполитова-Иванова, И. Палицына, Б. Плотникова.


С 1895 выступала в концертах. Исп. романсы, в т. ч. П. Чайковского, Э. Грига. Оставив оперную сцену, вела пед. деят-сть.


Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 17—18; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 53; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 62; Кузьмин Н. Украинская школа музыкального мастерства. — Киев. 1968. С. 34; Кантор Г. М. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода (диссертация, машинопись, 1971) — в ГБЛ. Л. 161.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008