Боэций, Анций Манлий Торкват Северин
Боэций, Анций Манлий Торкват Северин
ок. 475-524 гг. н. э., римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в аристократической семье, которая в период Империи достигла невиданного богатства и влияния. После смерти отца Б. был принят в дом состоятельного родственника Меммия Симмаха, на дочери которого впоследствии женился. Б. не стоял в стороне от политической жизни. После завоевания Италии королем остготов Теодорихом Великим (493 г.) Б. вместе с другими патрициями предложил ему свои услуги. Будучи вскоре удостоен доверия короля, он был назначен сенатором, патрицием и консулом (510 г.), несколько позднее получил звание magister officiorum (организатор всех государственных и придворных церемоний), благодаря чему вошел в ближайшее окружение короля. Это высшее отличие римлянина в государстве остготов стало для Б. началом катастрофы. Как римлянин он употребил свое влияние для защиты интересов римских граждан от злоупотреблений остготских чиновников. Обвиненный в измене, после двух лет пребывания в заключении в Павии, где он написал свое наиболее известное произведение Об утешении философией (De consolatione philosophiae), Б. был казнен в 524 г. Б. в равной степени свободно владел латинским и греческим. Он перевел на латинский язык произведения Аристотеля, которые попутно комментировал (сохранился перевод Категорий и О выражении мыслей с комментариями), а также Isagoge Порфирия. Составил комментарий к Цицерону (фр.). Из собственных произведений Б. сохранились два из четырех учебников для школ Об изучении арифметики (De institutione arithmetica) в 2 книгах и Об обучении музыке (De institutione musica) в 5 книгах (погибли два пособия по геометрии и астрономии). Из сочинений Б. о логике до нас дошли Введение в категорические силлогизмы, О гипотетических силлогизмах, О разделении, О различии выводов на основании общеизвестных суждений. Основным произведением Б., которое многократно переводилось на все европейские языки, является Об утешении философией в 5 книгах. Произведение представляет собой диалог (проза с 39 стихотворными вставками) узника с Госпожой Философией, которая утешает его в несчастье. Здесь смешиваются основы стоической философии с философией христианской и неоплатонической. Окончательно подтверждено, что Б. был также автором теологических трактатов Каким образом Троица является единым Богом, а не тремя; О католической вере и др. Б. заслуженно называли последним римлянином и вместе с тем первым схоластиком. Он оказал значительное влияние на развитие средневековой науки и схоластической философии. Латинский Запад благодаря его переводам познакомился с трудами Аристотеля, которые породили среди средневековых ученых спор об универсалиях, сыгравший столь важную роль в схоластике. Б. упорно добивался в своих переводах с греческого точности и однозначности терминов, равно как правильности выражения мыслей.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999