Боевая подготовка
Боевая подготовка
система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слажпванию подразделений, частей, соединений ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением. В ВС СССР и армиях других социалистических государств Б. п. взаимосвязана с политической подготовкой. Б. п. проводится в мирное н военное время; ее качество определяет боевую выучку, боеспособность и боевую готовность войск. Б. п. включает одиночную подготовку солдат (матросов), подготовку подразделений, частей (кораблей), соединений и их штабов, подготовку офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин). В ходе Б. п. проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки и др.; на них военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы и способы действий при выполнении боевых задач. Б. п. проводится согласно требо-ваниям уставов, наставлений, инструкций, руководств, приказов и директив командования. Личный состав обучается в условиях, максимально приближенных к боевым. Учить войска тому, что не« обходимо на войне, — важнейший принцип Б. п. ВС СССР. Содержание Б. п., формы и методы обучении определяются учебными планами и программами. В соединениях Б п. планируется иа год, а в частях на период обучения с уточнением задач на каждый месяц. В батальонах составляется месячный план, в ротах —расписание занятий иа неделю. Командиры соединений и частей организуют Б. п. и лично проводят командирские, показные, контрольные занятия с офицерами и учения с частями (подразделениями). Командиры подразделений непосредственно организуют Б. п. в соответствии с планом части, проводят занятия с подчиненными офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), а по наиболее сложным вопросам — и с личным составом подразделений.
Источник: Словарь военных терминов
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания подразделений, частей и соединений и их органов управления для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предназначением. В России разработка передовых методов обучения войск связана с именами таких полководцев, как Петр I, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Они учили войска длительным переходам, быстрому развертыванию в боевой порядок, нанесению внезапных ударов во фланги и в тыл противнику, стремительным атакам пехоты и кавалерии. Эти идеи наиболее полно воплощены в суворовских трудах «Наука побеждать» и «Полковое учреждение», отражавших передовой для своего времени уровень военного искусства, указывали пути достижения необходимой выучки и моральнопсихологической закалки личного состава. Положения, содержавшиеся в них, получили развитие в трудах и практической деятельности Д. А. Милютина, М. И. Драгомирова, М. А. Скобелева, А. А. Брусилова, других военных деятелей. Широко стала применяться такая эффективная форма обучения приемам ведения боя, как учения на местности. На тактико-строевых занятиях пехота, кавалерия и артиллерия отрабатывали совместные действия. В конце XIX — начале XX вв. стали проводиться крупные войсковые учения и маневры, в ходе которых решались вопросы отмобилизования войск, осуществлялось боевое слаживание частей и подразделений различных родов войск, исследовалось соответствие их организационной структуры решаемым задачам. С конца XIX в. начали практиковаться учения с боевой стрельбой. Русские флотоводцы Ф. Ф. Ушаков, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, Д. Н. Сенявин обучали личный состав парусного флота гибкой маневренной тактике, наиболее эффективному использованию корабельной артиллерии в морском бою. В эпоху парового броненосного флота существенный вклад в обучение моряков тактике ведения морского боя внесли адмирал Г. И. Бутаков и вице-адмирал С. О. Макаров.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002