БОГ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бог
         см. Деус.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

БОГ
одно из основных понятий любой религии, сверхъестественное существо или нечто, обладающее высшим разумом, управляющее миром и создавшее его. В представлениях монотеизма каждый из богов имеет власть над частью мирового целого. В теизме единому Б. принадлежит абсолютная власть над миром, всемогущество. Вера в Б. — основа всякой религии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Бог
в религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В деизме Бог представляется первопричиной, создателем мира, но этот мир развивается далее по своим естественным законам.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

БОГ
Создатель, Творец. Руководитель (Повелитель) земли и Вселенной. Представление о Боге существовало всегда и во всех религиях, но понимали и понимают его поразному. В Ветхом и Новом Заветах Бог называется разными именами, представляющими Его качества и свойства. Таких имен около 100, напр.: Сущий, Всевидящий, Вечный, Живой, Единый, Дух, Бог неба и Бог земли и др. В православии Бог – это прежде всего любовь. Это существо, которое нельзя увидеть или потрогать, но можно почувствовать. Если такое чувство, ощущение Бога, возникает, это называется Встречей с Богом. Божественный, прил – исходящий от Бога, напр.: божественный свет] а также прекрасный, недостижимый, ни с чем не сравнимый: божественный напиток. Божеский, божий, прил – относящийся к Богу, свойственный Богу: божеское милосердие, Божья воля. Побожески, нар – правильно, справедливо, напр.: поступить побожески. Божиться, гл – клясться Богом.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Бог
иллюзорный образ, наделенный сверхестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях богу приписываются качества всесовершеннейшей личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собственной волей. В иудаизме – Яхве, христианстве – троица (бог-отец, бог-сын, бог-святой дух), в исламе - Аллах, в индуизме – Брахма, Вишну, Шива, в зороастризме – Ахурамазда и т.п. (См. Аллах, Ахурамазда, Брахма, Вишну, Иисус Христос, Шива). Представление о боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма (См. Теизм). В противоположность этому в пантеизме бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей (См. Пантеизм). В политеизме фигурируют сотни богов, один из которых выступает как главный (См. Политеизм). В монотеизме вера в единого и всемогущего бога – главный религиозный догмат. С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникло религиозно-философское учение о боге – теология. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Бог
Творец неба, земли и всего сущего на ней. В Священном Писании Бога называют разными именами: Иегова, Всемогущий, Господь, Всевышний и пр. Ему вменяются такие качества, как высшее духовное совершенство, самобытность, независимость, всеведение, вездесущность, правосудие, благость, любвеобильность, премудрость, всемогущество, слава и беспредельное величие. Если иногда Писание приписывает Господу обладание телесными членами, то только потому, что ум человеческий лучше воспринимает такую аллегорию. Например, руки Божьи означают всемогущество, уши и глаза – всеведение, ноги – вездесущность и т. д. Бог по существу един, но троичен в Своих Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть представляет собой Святую Троицу, единую и нераздельную. В Священном Писании всем 3 Лицам Святой Троицы приписываются одинаковые возможности. Однако между ними существуют некоторые различия. Например, Бог Отец не может родиться, так как Он вечен, Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца, а Бог Святой Дух исходит от Отца и наполняет всю вселенную. Таким образом Бог промышляет, Бог будет судить, Бог царствует, Бога нужно любить и восхвалять, уповать на Него и повиноваться Ему. Главной обязанностью каждого человека является обязанность жить для Бога, так как он живет благодаря Ему. Однако утверждение, что все есть Бог, равнозначно отрицанию Бытия Божьего.

Источник: Православная энциклопедия.

Бог
в христианстве Верховное, Несотворенное (нетварное), Всесовершенное, Бестелесное, Вездесущее и Всемогущее Существо, имеющее личную духовноразумную природу. В православном богословии Б. мыслится как всецело запредельный миру и непостижимый по Его Сущности Творец, Промыслитель, Спаситель мира, обладающий единством природы (усии) и существующий в трех Лицах или Ипостасях (см. Троица). Говоря о всецелой запредельности Б. тварному бытию, православие вместе с тем учит о духовной сопричастности Б. сотворенному миру и человеку посредством нетварных энергий Божиих, с которыми человеческий дух способен сочетаться. Восточнохристианская традиция, глубоко проникнутая духом апофатического богословия, избегает всякого рода теоретических доказательств бытия Б., столь характерных для католицизма. Опираясь на мистический опыт богообщения, богословы христ. Востока свидетельствуют о Б. как о живом Лице, образ Которого создается светом непостижимым и неизреченным. В такого рода свидетельствах свет неразрывно связывается с Божественной природой, но выступает не как стихия растворения личности, а как источник ее обретения и утверждения. По слову преп. Максима Исповедника, Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Если западное религиозное сознание обращало главное внимание на прозрачную ясность божественного света, откуда проистекали стремления схоластической теологии прояснить веру разумом и разработать систему сравнительно рационального боговедения, то на православном Востоке изначально подчеркивалась таинственная непроницаемость и рациональная неизъяснимость Божественного света. Антиномически указывая, что Б. есть Мрак, скрывающийся при любом свете, и неприступный Свет, затмевающий любое познание, что Б. не есть сущность, возможность или действие, но, сверхсущественная Творческая Причина сущности, силы и действия, православная мысль защищает идею Б. как Духа, Личности и Тайны, крайне осторожно относится к понятиям о Божественном Существе и выдвигает на первый план принцип несоответствия всего, адресуемого Б., Его непостижимой Природе. Эта духовнобогословская установка была глубоко усвоена подвижниками и мыслителями Русской Церкви, которые предпочитают говорить о Б. языком мистических символов как о духовном огне, воспламеняющем сердца и утробы (преп. Серафим Саровский), как неизъяснимом «первом великом истинном свете» (преп. Иосиф Волоцкий).

Источник: Краткий православный словарь.

БОГ
Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: Иегова (Я есмь Сущий; Исх 3:14) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (От 1:8). см. Иегова. Евр Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх 12:12, Исх 32:1, 4, 2Пар 13:9), и о царях земных (Пс 8:1), но преимущественно употребляются о Едином истинном Боге (Быт 1:1, 5:22, 6:9 и др.). Всемогущий (Быт 17:1, 28:3, Исх 6:3). Господь (Евр Адонаи; Суд 13:8). Всевышний (Быт 14:18, Пс 7:18). В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так например руки означают всемогущество, очи и уши всеведение, ноги вездесущие и т.д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый — Троица единосущная и нераздельная (Мф 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить. Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности значит вовсе отвергать Бытие Божие. Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как например ангелов (Пс 96:7), начальств (Исх 22:28) и т.п.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Бог
этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт 1.27; 2.7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Иов 11.7). Но нам дано видеть Его дела (Вт 4.35; Деян 17.28; Рим 1.20). И людям Бог на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя Бог, которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает Бога всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх 3.14) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, например, из рассмотрения следующих мест: «...как повелел ему Бог (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним...» (Быт 7.16); или «...ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою...и узнает вся земля, что есть Бог (Элоим) в Израиле» (1Ц 17.46); или «...Господь (Иегова) помог ему, и Бог (Элоим) отвел их от него...» (2Пар 18.31); или, наконец, из сравнения 1Кор 5.13 и Евр 10.30; 1Пар 21.13 и Евр 10.31. Другими словами, Бог есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный Бог.
В 3 в. до РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка-от слова «дан», судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов.
Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: «...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)...», Быт 14.22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: «...явился... с именем Шаддаи», Исх 6.3). Пс 90.1 в оригинале выглядит так: «Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): «...Бог (Элоим) мой»...»
Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами):
- дух (Ин 4.24),
- мститель (Наум 1.2),
- огонь поядающий (Вт 4.24; Ис 33.14; Евр 12.29),
- ревнитель (Исх 34.14; Вт 6.15; Наум 1.2),
- Саваоф (см.),
- свет (1Ин 1.5),
- страх Исаака (Быт 31.42,53),
- Судия (Иов 23.7),
- Творец (Иов 4.17; Пс 94.6; Рим 1.25),
- Утешитель (Ис 51.12).
В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1.18). (См. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

БОГ
(слово, родственное санскритскому «бхага» – «одаряющий») – Верховное, Несотворенное (нетварное), Всесовершенное, Бестелесное, Вездесущее и Всемогущее Существо, имеющее личную духовно-разумную природу. В православном богословии Бог мыслится как всецело запредельный миру и непостижимый по Его Сущности Творец, Промыслитель, Спаситель мира, обладающий единством природы (см. Усия) и существующий в трех Лицах, или Ипостасях (см. Троица). Говоря о всецелой запредельности Бога тварному бытию, Православие вместе с тем учит о духовной сопричастности Бога сотворенному миру и человеку посредством нетварных энергий Божиих, с которыми человеческий дух способен сочетаться. Восточно-христианская традиция, глубоко проникнутая духом апофатического богословия, избегает всякого рода теоретических доказательств бытия Бога, столь характерных для католицизма. Опираясь на мистический опыт богообщения, богословы христианского Востока свидетельствуют о Боге как о живом Лице, образ Kоторого создается светом непостижимым и неизреченным. В такого рода свидетельствах свет неразрывно связывается с Божественной природой, но выступает не как стихия растворения личности, а как источник ее обретения и утверждения. По слову прп. Максима Исповедника, Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Если западное религиозное сознание обращало главное внимание на прозрачную ясность божественного света, откуда проистекали стремления схоластической теологии прояснить веру разумом и разработать систему сравнительно рационального боговедения, то на православном Востоке изначально подчеркивалась таинственная непроницаемость и рациональная неизъяснимость божественного света. Антиномически указывая, что Бог есть Мрак, скрывающийся при любом свете, и неприступный Свет, затмевающий любое познание, что Бог не есть сущность, возможность или действие, но сверхсущественная Творческая Причина сущности, силы и действия, православная мысль защищает идею Бога как Духа, Личности и Тайны, крайне осторожно относится к понятиям о Божественном Существе и выдвигает на первый план принцип несоответствия всех определений, адресуемых Богу, Его непостижимой Природе. Эта духовно-богословская установка была глубоко усвоена подвижниками и мыслителями Русской Церкви, которые предпочитают говорить о Боге языком мистических символов как о духовном огне, воспламеняющем сердца и утробы (прп. Серафим Саровский), как о неизъяснимом «первом великом истинном свете» (прп. Иосиф Волоцкий).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Бог
Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности — Элохим и Иегова. Элохим есть множественное число от Эль или Элоах (араб. Аллах). Элоах — позднейшая поэтическая форма (Неем. 9:17; 4 Цар. 22: 15 евр. текст). Также встречаются Элом, мой Бог, и более короткая форма — Эль, например, Эль-Шаддай (Бог Всемогущий); под этим именем Бог открывался патриархам — (Быт. 17:1; 28:3); обрати внимание на Исх. 6:3: «Являлся Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Эль-Шаддаи» (Бог Всемогущий), а с именем «Иегова» (Господь) не открылся им». Слова Эль, Элоах и Элохим буквально означают Могущественный» (от одного корня с евр. словом аль — Сильный) или же «достойный почитания», «достойный поклонения» от корня алах, (арабск. алиха), обозначающего, — бояться или почитать; имя же Иегова, т. е. Сущий, вечно неизменяемый, изображает Его, как Бога завета, являющего Себя в делах благодати. ПРИМЕЧАНИЕ: Еврейское слово Иегова, вероятно, особенная форма будущего времени от глагола хавах, т.е. быть «иехвех», т.е. «Он существует» — так Бог называет себя в Исх. 3:14: «Я есмь Сущий», или просто «Я есмь», или также (будущ. хифиль) «иахвех», т. е. «Он дает существование», следовательно, — дающий жизнь. Неизвестно, как понимали евреи это слово: происходящим от иехвех, или от иахвех, так как они считали это имя настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это таинственное слово (Ихвх) евреи читают Адонаи (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано Адонаи , то они читают Адонаи Элохим (Господь Бог), напр., в Ис. 50:4 и далее. Слово в раввинских сочинениях называется «имя», «четырехбуквенное имя», «особенное имя» и т.д. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания Лев. 24:16, согласно которому верили, что одно только произношение этого имени Бога было преступлением, заслуживающим смерти. Слова Эль и Элохим (могущественный или достойный почитания), обозначавшие Божественную сущность, употребляются чаще, чем слово Иегова, обозначающее Бога завета. Имя Иегова никогда и никому не приписывается кроме одного Бога. Слова же Эль и Элохим применяются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Бога (Элохим) выходящего из земли», сказала волшебница в Аэндоре Саулу (1 Цар. 28:13). Слово «ангелами» в Пс. 8:6 по-еврейски выражено словом «Элохим». (Срав. Пс. 81:1,6; Пс. 96:7). В Исх. 4:16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, и в 7:1 «Господь сказал Моисею: смотри Я поставил тебя богом фараону». В Исх. 21:6; 22:8 «пред богов или «пред судей», т. е. власть имущих. В Иез. 31: 11 Навуходоносор назван «властителем (евр. Эль) народов» и т. д. Наконец, надо отметить еврейские выражения, где слово Бог употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Так, напр., ужас в 1 Цар. 14:15 называется «ужас великий от Господа». В Пс. 35:7 мы встречаем «горы Божий», т. е. самые высокие горы, а Пс. 79:11 «кедры Божий», т.е. высокие кедры. У Ионы 3:3 говорится о Ниневии городе великом у Бога»; про Нимрода сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом» (Быт. 10:9). В Новом Завете также остался след такого рода выражений; так, напр., в Деян. 7:20 про Моисея «он был прекрасен перед Богом», т.е. что он был чрезвычайно красив. Словом Элохим называются также иногда языческие боги и богини, напр., в 3 Цар. 11:33. Когда же это слово обозначает истинного Бога, то к ему присоединяется определенный артикль «ха», ха-елохим, со сказуемым в единственном числе; множественное же число имени Бога показывает полноту существа, или многообразие силы, троичность лиц, а употребляемое с глаголом в единственном числе обозначает единство существа. Так в Быт. 1:1 говорится, что Элохим (мн. ч.) сотворил (един, ч.) и т.д. В виде исключения, слово Элохим (Бог) встречается с глаголом во множественном числе во 2 Цар. 7:23.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868