БОГДАНОВ Александр Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГДАНОВ (Малиновский) Александр Александрович
1873-1928), политический деятель, философ, экономист, врач. Член РСДРП в 1896-1909, большевик, с 1905 член ЦК. Глава группы "Вперед", организатор партийных школ в Болонье и на Капри. С 1918 идеолог Пролеткульта. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. С 1926 организатор и директор Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

БОГДАНОВ Александр Александрович
(наст. фам. — Малиновский) (1873 1928) — российский общественный деятель, философ, экономист, социолог, писатель и естествоиспытатель. В первой половине 1890-х гг. был близок к революционному народничеству, но к 1896 г. увлекся социал-демократическими идеями, читал лекции в рабочих кружках. В 1897 г. написал «Краткий курс экономической науки», в котором одним из первых оценил образование монополий как «высшую форму капитализма». В 1898 г. написал первую философскую работу «Основные элементы исторического взгляда на природу». В ноябре 1899 г. арестован за революционную пропаганду; в феврале 1901 г. — выслан в Вологду. Осенью 1903 г. примкнул к большевикам, участвовал в издании ряда их печатных органов, в работе III, IV и V съездов РСДРП и в социал-демократической фракции II Государственной думы. В 1904—1906 гг. издал три книги под общим названием «Эмпириомонизм», в которых сделал попытку объединить ряд современных для того времени теорий познания с марксизмом. Это был первый шаг, свидетельствовавший о его спорах с В. И. Лениным. После роспуска II Думы (3 июня 1907) встал на позиции бойкота выборов п III Государственную думу — на III конференции РСДРП (1907) был докладчиком от «бойкотистов», сделав второй шаг на пути расхождений с лидером большевиков. В 1908—1909 гг. — один из организаторов Каприйской и Болонской партийных школ. Примыкал в этот период к отзовистам и ультиматистам — третий шаг на пути разрыва с большевиками. За фракционную деятельность исключен из Большевистского центра, в январе 1910 г. — из ЦК. Стал одним из организаторов и руководителей группы «Вперед», но весной 1911г. отошел от политической деятельности. В 1913 г. по амнистии вернулся в Россию. Как врач участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 гг. После Октябрьской революции 1917 г. (социалистический характер которой он отрицал) занимался культурно-просветительской и научной работой: идеолог Пролеткульта, член Коммунистической академии, действительный член Института научной философии при МГУ (с 1921). Осенью 1923 г. арестован по подозрению к причастности к делу группы «Рабочая правда». В 1924 г. организовал группу для исследования проблем переливания кропи. С 1926 г. — директор Института переливания крови. Погиб, произведя на « гбе неудачный опыт по обменному переливанию крови.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Богданов Александр Александрович (Малиновский)
1873-1928). Участник российского революционного движения, врач, философ, экономист. Окончив тульскую гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на естественный факультет. В декабре 1894 г. был арестован как член союзного совета землячеств и выслан в Тулу. В Туле стал работать в подпольных рабочих кружках в качестве пропагандиста; на этой работе близко сошелся с В. Базаровым и И. Степановым. От народовольческих идей, которые разделял в юности,вскоре перешел к социал-демократическим взглядам. Из лекций, которые он читал в марксистских кружках, составился его известный "Краткий курс экономической науки". В 1898 г. написал свою первую философскую книгу - "Основные элементы исторического взгляда на природу". После окончания университета в 1899 г. был арестован в Москве за пропаганду и, просидев полгода в тюрьме, был выслан на 3 года в Вологду. В ссылке продолжал свою научно-литературную работу. В 1902 г. под его редакцией был выпущен сборник "Очерки реалистического мировоззрения", направленный против незадолго до того появившихся "Проблем идеализма". С конца 1903 г. он редактировал марксистский журнал "Правда", выходивший в Москве. Отбыв ссылку осенью 1903 г., Богданов в 1904 г. поехал в Швейцарию. Там примкнул к большевикам и на собрании 22 был выбран в Бюро Комитетов Большинства (БКБ) - первый большевистский центр. Осенью вернулся в Россию, с декабря 1904 г. работал в Петербурге в БКБ и в Петербургском Комитете. Весной 1905 г., на съезде в Лондоне (III съезд, большевистский), был докладчиком по вопросу о вооруженном восстании, а также по организационному вопросу, и был выбран в первый большевистский ЦК. По возвращении в Петербург участвовал в редакции большевистской "Новой Жизни" и был представителем ЦК в Совете Раб. Деп., где и был арестован 2 декабря 1905 г. Освобожденный в мае под залог, прошел представителем от большевиков в ЦК, бывший в тот момент меньшевистским. Вскоре был арестован и выслан за границу, но вернулся в Россию и нелегально жил в Куоккале вместе с Лениным, работая в редакциях большевистских органов. По вопросу о III Думе был бойкотистом и настаивал на отзыве из нее с.-д. депутатов. В конце 1907 г. Богданов был отправлен за границу в составе тройки (с Лениным и Иннокентием) для редактирования большевистского органа "Пролетарий". Летом 1909 г. был в качестве "отзовиста" устранен из большевистского центра, а в январе 1910 г., после слияния фракций большевиков и меньшевиков, должен был уйти из ЦК партии. Осенью 1909 г. участвовал в организации первой партийной рабочей школы (на Капри), осенью 1910 г. в организации второй школы (в Болонье). В 1909 г. пытался создать собственную левую фракцию "богдановцев". Издавал за границей газету "Вперед" при участии Луначарского, Алексинского, Ст. Вольского и др. ("Впередовцы"). Одновременно с практической революционной деятельностью Богданов уделял большое внимание и научно-философской работе. Им выпущен ряд книг, в которых он пытается обосновать самостоятельное философское направление (так называемый "эмпириомонизм"), но на самом деле дает только эклектическую смесь марксистских и махистских элементов. Несостоятельность теоретических взглядов Богданова раскрыта в блестящих статьях Плеханова и особенно в философском трактате Ленина ("Материализм и эмпириокритицизм"). Выступал против Октябрьской революции. С 1926 г.-директор основанного им Института переливания крови. Погиб, производя на себе опыт.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Богданов, Александр Александрович

Богданов (Малиновский) А. А.


(Малиновский, 1873—1928; автобиография) — род. 10 (22) августа 1873 г. у народного учителя, второй из 6 детей. Отец скоро дослужился до учитель-инспекторства в городском училище, и благодаря этому я лет 6—7-ми получил доступ в библиотеку училища, а затем и в его маленький физический кабинет. Учился в Тульской гимн., жил в ее пансионе, стипендиатом, в условиях казарменно-тюремных; там злостно-тупое начальство на опыте научило меня бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты. Кончив с золотой медалью, поступил в Московский университет, естественником; в декабре 1894 г. арестован как член Союзного Совета землячеств и выслан в Тулу. Там рабочим оружейником Ив. Ив. Савельевым был привлечен к работе в кружках как пропагандист; скоро в ней приняли участие В. Базаров и И. Степанов. На этой работе в 1896 г. пришел от народовольческих идей к социал-демократизму; а из лекций в кружках составился "Краткий курс экономической науки" (вышел изувеченный цензурой в конце 1897 г.; Ленин горячо приветствовал его в рецензии "Мира Божьего", 1898, № 4). С осени 1895 г. часть времени проводил в Харькове, обучаясь на медицинском факультете; бывал в тамошних с.-д. интеллигентских кружках — лидером их был Череванин, — но разошелся с ними из-за вопроса о морали, которой они придавали самостоятельное значение. В 1898 г., стремясь дать ответ на широкие запросы наших рабочих в смысле общего мировоззрения, написал свою первую философскую книгу: "Основные элементы исторического взгляда на природу". Осенью 1899 г. кончил университет, а затем был арестован за пропаганду. Полгода тюрьмы в Москве, высылка в Калугу, оттуда на 3 года в Вологду. Много учился и писал; в 1902 г. организовал и редактировал сборник против идеалистов — "Очерки реалистического мировоззрения". Служил полтора года врачом в психиатрической лечебнице. С конца 1903 г. редактировал марксистский журнал "Правда", издав. в Москве.


Осенью 1903 г. примкнул к большевикам и, кончив ссылку, вскоре, весной 1904 г., поехал в Швейцарию, там присоединился к Ленину. На собрании 22-х был выбран в Бюро Ком-ов Большинства (Б. К. Б.), первый большевистский центр. Приблизительно тогда же был в первый раз отлучен от марксизма меньшевистской "Искрой" (статья Ортодокса в № 70, обвинявшая меня в философском идеализме). Осенью вернулся в Россию, с декабря 1904 г. работал в Петербурге в Б. К. Б. и П. комитете. Мной были написаны тактические листки Б. К. Б. о вооруженном восстании и о созыве партийного съезда, как и большинство других листков Б. К. Б. Весной 1905 г. на съезде в Лондоне (III съезд, большевистский) был докладчиком по вопросу о вооруженном восстании, а также по организационному вопросу и выбран в первый большев. Ц. К. Работал в Петербурге, участвовал в редакции большевистской "Новой Жизни", был представителем ЦК в Совете Раб. Деп., где и арестован 2 декабря 1905 г. Освобожденный в мае под залог, попал в ЦК уже меньшевистский от большевиков; высланный за границу, нелегально вернулся и жил в Куоккале вместе с Лениным, работая в редакции большевистских органов, а также при думских фракциях 1, 2 и 3 Думы. По вопросу о 3-й Думе был бойкотистом, но после решения партийной конференции против бойкота проводил избирательную кампанию в эту Думу в нелегальной рабочей газете "Вперед", которую редактировал.


В конце 1907 г. я был отправлен товарищами за границу в составе тройки (с Лениным и Иннокентием) для редактирования органа большевиков "Пролетарий". Летом 1909 г. был вместе с Л. Б. Красиным, в качестве левого б-ка устранен из большевистского центра, а в январе 1910 г., при слиянии фракций большевиков и меньшевиков, и из ЦК партии. Осенью 1909 г. участвовал в организации 1-й партийной рабочей школы — на Капри, осенью 1910 г. — 2-й школы в Болонье. В декабре 1909 г. был докладчиком платформы "группы большевиков", вскоре принявшей название "литературной группы Вперед". Эта платформа "Современ. положение и задачи партии" — впервые формулировала лозунг пролетарской культуры. Весной 1911 г., когда группа "Вперед" стала переходить от культурно-пропагандистской работы к политике в заграничном духе, я вышел из нее и ушел от политики; писал потом, до революции, только пропагандистские статьи в "Правде" и др. рабочих органах. Вернувшись в Россию в 1914 г. был послан на фронт в качестве врача. Революция застала меня в Москве; там я сначала писал политически-пропагандистские статьи; в одной из них в январе 1918 года поставил диагноз военного коммунизма; затем перешел всецело на культурную и научную работу — в Пролеткульте, Пролет. университете и проч. Осенью 1921 г. прекратилась и моя пролеткультовская работа, я посвятил себя всецело научной. До сих пор с 1918 г. состою членом Коммунистической (бывшей Социалистической) Академии.


Мои главные работы:


1. По политической экономии: "Краткий курс эком. науки", ее первый учебник, написанный по исторической схеме (последние издания переработаны в сотрудничестве с Ш. М. Дволайцким), переведен на английский и несколько других языков; "Начальный курс полит. экономии" в вопросах и ответах; большой "Курс полит. экономии" (в сотрудничестве с И. И. Степановым). Статья "Обмен и техника" (1903), в сборнике "Очерки реалистич. мировоззр.", давшая впервые доказательство теории трудов, стоимости, построенное на принципе равновесия.


2. По историческому материализму: "Наука об обществ. сознании" — историческое изложение развития идеологий, главным образом форм мышления, с объяснением их генезиса из производств. отношений; переведена на немецк. яз.; "Из психологии общества" (сборник статей 1902—06); "Организационные принципы соц. техники и экономики" ("Вест. Соц. Акад.", 1923, № 4) — объяснение форм сотрудничества через технические отношения.


3. По философии: "Эмпириомонизм", ч. I, II, III (1903—1907 гг.), картина мира с организационной точки зрения, т. е как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем разных типов и ступеней организованности; "Философия живого опыта" (1911) — обзор развития реалистических систем философии, кончая эмпириомонизмом; "От монизма религиозного к научному", доклад (в прил. к 3-му изд. "Философ. живого опыта") — обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще.


4. По организационной науке: "Всеобщая организац. наука" (Тектология), ч. I, II, III (1913—1922) — общее учение о формах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления (часть I издается на немецком); "Принципы единого хоз. плана" ("Вестник труда", 1921, №№ 4—6) и "Труд и потребности работника" ("Молодая Гвардия", 1922 г., № 3) — приложения организационных законов к решению основных хозяйственных задач; "Объективное понимание принципа относительности" — приложение организ. точки зрения к истолкованию принципа относительности ("Вестник Ком. Акад.", 1924, № 8).


5. По пролетарской культуре: "Новый мир" (1904—06) — популярная характеристика высшего культурного типа жизни; "Культурные задачи рабочего класса" (1911) — обоснование программы пролет. культуры; "Искусство и раб. класс" (переведено на немецкий); "Социализм науки" — о пролет. науке (частью тоже переведено на немецкий); "Элементы пролет. культуры в развитии раб. класса" — исторический анализ; "О пролетарской культуре"сборн. статей 1904—1924 гг. Сюда же можно отнести два романа: "Красная звезда" (1907), утопия (переведено на франц., немец, и еще неск. языков); "Инженер Мэнни" (1912) — картина столкновения пролет. и буржуазной культуры. Еще несколько книг, несколько десятков журнальных статей, брошюр и докладов, еще больше газетных статей и листков, главным образом пропагандистских.


[Организатор и директор первого в мире Института переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, проведенного на самом себе.]


{Гранат}






Богданов, Александр Александрович


[настоящая фамилия — Малиновский, др. псевдонимы — Максимов, Рядовой, Вернер; 10(22).08.1873 — 07.04.1928] — философ, социолог, экономист, полит. деятель, ученый-естествоиспытатель, литератор. Род. в г. Соколка Гродненской губ. в семье нар. учителя, выходца из коренной вологодской семьи. Поступил на естеств. отделение Моск. ун-та (1893), однако в 1894 исключен из ун-та за участие в народовольческом Союзе Северных землячеств, арестован и сослан в Тулу. В 1899 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та. В 1904 был в Швейцарии, затем работал в Петербурге; арестован и выслан за границу, вернулся нелегально. С 1907 — вновь за границей. В 1914 вернулся, был врачом на фронте. В филос. Б. стремился создать собственную систему — "эмпириомонизм". Принимал участие в социал-демокр. движении. Входил в ред. большевистских органов "Вперед" и "Пролетарий", являлся одним из ред. газ. "Новая жизнь". После революции 1917 читал лекции по экономике в Моск. ун-те. Выдвинул идею создания науки об общих законах организаций — тектологии, предвосхитившей во многом кибернетику и создававшей предпосылки для системного подхода. В 1918 стал одним из организаторов "Пролеткульта", участвовал в организации "Пролетарского ун-та". В 1920 разработал модель народно-хозяйственного плана, сформировав осн. принципы его построения. Член президиума Коммунистич. академии (1918—1926). Автор утопических романов "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912). С 1921 целиком посвятил себя естественно-науч. иссл. в обл. гематологии и геронтологии. В 1923 арестовывался. С 1926 — директор основанного им первого в мире Ин-та переливания крови. Умер в результате поставленного на себе эксперимента по переливанию крови. Предмет тектологии Б. как универсальной организационной науки определяется тем, что вся вселенная "выступает перед нами как беспредельно развертывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности — от неизведанных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем" ("Тектология". Кн.1. М., 1989. С.73). Эмпириомонистское мировоззрение Б. (сходное с филос. Маха, однако, в отличие от последней, устанавливавшее генетическую зависимость физ. и психического рядов опыта) позволяет ему отождествить мир и опыт, рассматривать осн. объекты тектологии — организованные комплексы — и их элементы как сводимые к активностям-сопротивлениям. В ином, более "реалистическом", онтол. контексте активности-сопротивления должны рассматриваться как свойства элементов и комплексов. Организованные комплексы, по Б.,— те, к-рые больше суммы своих частей (т. е. активность-сопротивление комплекса в целом больше суммы активностей-сопротивлений его элементов), дезорганизованные — меньше суммы своих частей, нейтральные — равны сумме частей. Б. подчеркивает, что организованная система бывает таковою не вообще, не универсально, а лишь по отношению к каким-либо определ. активностям, сопротивлениям, энергиям; вместе с тем по отношению к др. она м.б. дезорганизованной, а к третьим — нейтральной (Там же. С. 125). Основные организационные механизмы: конъюгация — соединение комплексов, и ингрессия (вхождение) — метод "вводных", или "посредствующих" комплексов для установления цепной связи. Б. рисует широкую картину явлений, подлежащих изучению в рамках тектологии, иллюстрирует возможности постановки и решения важнейших проблем с позиций этой науки. Напр., пишет он, "конъюгационная схема возрастающих возможностей развития говорит нам о том, что гибель племен и народностей, хотя бы весьма отсталых, суживает базис дальнейшего развития человечества в его целом. Она означает уничтожение тех своеобразных элементов и условий развития, к-рые возникают из смешения и из общения разных народностей... Сумма организационных форм в самом широком смысле этого слова, из какой исходит прогресс человечества, уменьшается необходимо и бесповоротно при истреблении отсталых племен" (Там же. Кн.2. С.53—54). Б. полагает, что "структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим" (Там же. Кн.2. С.309). Он рисует грандиозные перспективы развития тектологии, считает, что полный ее расцвет "...будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов — реальных или идеальных" (Там же. Т.1. С. 133).



Соч.: Основные элементы исторического взгляда на природу. СПб., 1899; Эмпириомонизм. Кн.1—3. М.-СПб., 1904—1906; Революция и философия. СПб., 1905; Из психологии общества (Статьи 1901—1904 гг.). 2-е изд. СПб., 1906; Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; Философия современного естествоиспытателя // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб., 1909; Падение великого фетишизма. Вера и наука (о книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"). М., 1910; Философия живого опыта. СПб., 1913; Всеобщая организационная наука (тектология). Ч.1—2. М., 1913—1917; Ч.3. Берлин-Пг. —М., 1922; Наука об общественном сознании. М., 1914 (3-е изд. — М. —Пг., 1923); Введение в политическую экономию. М., 1917; Вопросы социализма. М., 1918 (М., 1990); Курс политической экономии. [В соавт. с И.И.Скворцовым-Степановым]. Т. 1—2. М., 1918—1920; Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса. М., 1920; Учение об аналогиях // В. Социалистической академии. 1923. Кн.II; Принцип относительности с организационной точки зрения // Теория относительности и ее философские истолкователи. М., 1923; О пролетарской культуре. 1904—1924. Л. —М., 1924; Борьба за жизнеспособность. М., 1927; Пределы научности рассуждения // В. Коммунистической академии. 1927. Кн.21; Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2 кн. М., 1989; Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990; Вера и наука (о книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм")


// ВФ. 1991. № 12.

И.Ю.Алексеева, Т.В.Кулакова






Богданов, Александр Александрович


(Малиновский). Род. 1873, ум. 1928. Философ, экономист, политический деятель, врач. Социал-демократ, затем большевик. С 1918 г. идеолог Пролеткульта, автор идеи создания науки об общих принципах организации — тектологии. Главный труд — "Всеобщая организационная наука" (в 2 тт., 1913—17). Создатель и директор Института переливания крови (1926), погиб во время эксперимента.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
294.30 кб

Александр Александрович богданов: «Одинокий работник науки»

Мантров Юрий Николаевич
В статье рассмотрены жизнь и творчество одного из крупнейших советских общественных деятелей, специалиста в области науки управления, человека широких научных интересов, неординарного мыслителя А.А. Богданова.

Похожие термины:

  • БОГДАНОВ Иван Александрович

    (6.11.1897–22.7.1942), воен. деятель, ген.?л. (4.6.1940). Окончил курсы «Выстрел» (1927) и Воен. академию им. М.В. Фрунзе (1933). В 1916 призван в армию. Участник 1?й мир. войны, унтер?офицер. В 1918 поступил в РККА. Участник Граж
  • Богданов, Юрий Александрович

    Главный научный сотрудник отдела геологии океана Института океанологии РАН; родился 11 ноября 1934 г.; доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН (1992).
  • Богданов, Михаил Александрович

    Род. 1914, ум. 1995. Художник, работал в кино, работал над фильмами "Каменный цветок" (1946), "Мичурин" (1949), "Коммунист" (1958), "Война и мир" (1965—1967) (совместно с Г. А. Мясниковым). Чл.-корр. Акад
  • Богданов, Владимир Александрович

    Начальник Главного управления по защите информации, ядерных материалов и объектов Министерства по атомной энергии РФ; родился 30 ноября 1949 г.; окончил МАТИ; основные направления профессиональной д