Богданов-Бельский Николай Петрович
Богданов-Бельский, Николай Петрович, - художник-жанрист и портретист (родился в 1868 г.), постоянный экспонент на передвижных выставках. В музее Александра III находятся его картины: ""Воскресное чтение в сельской школе"", ""Соборование"", портрет Н.П. Барсукова , ""У двери школы"", ""Сочинение"", в Третьяковской галерее - ""В народной школе С.А. Рачинского. Устный счет"".
Источник: Биографический словарь. 2008
Богданов-Бельский, Николай Петрович
(род. 1868) — художник-жанрист. Сын крестьянина Смоленской губ. Своими способностями привлек внимание известного педагога С. А. Рачинского (см.), устроителя школы в с. Татеве, и долгое время был близок к этой школе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Долголетний участник Передвижных выставок, достигший большой популярности своими картинами из быта сельской школы, как, напр., "Устный счет" (Третьяковская галерея), "Воскресное чтение" (Русский музей), "Посещение больного учителя". Позднее писал малозначительные портреты и пейзажи, в которых заметно стремление приблизиться к достижениям импрессионистов. Теперь Б.-Б. в эмиграции.
Богданов-Бельский,
Николай Петрович
Род. 1868, ум. 1945. Живописец-передвижник, создатель жанровых полотен.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович
20(8). 12.1868 (д. Шитики Вельского уезда Смоленской губ.) - 19.02.1945 (Берлин). Живописец. Внебрачный сын батрачки, при крещении был записан Богдановым. Впоследствии присоединил к фамилии название родного уезда. Начальное образование получил в двухклассном училище в селе Шепотово, затем - в селе Татево Тверской губернии, в народной школе, основанной известным педагогом С. А. Рачинским, который первым обратил внимание на его художественные способности и обеспечил средствами для учебы. В 1882-83 занимался в иконописной мастерской при ТроицеСергиевой лавре; в 1884 поступил в МУЖВЗ, учился у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского и И. М. Прянишникова. В 1889 получил большую серебряную медаль и звание классного художника за картину «Будущий инок». В 1890 совершил поездку в Константинополь и на Афон. В 1894-95 учился в АХ у И. Е. Репина, затем - в Париже, в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Работал в Петербурге. Получил известность как мастер бытового жанра. Лучшие работы посвятил деревенской детворе и школе: «Воскресное чтение» (1895, ГРМ), «Устный счет» (1896, ГТГ), «У дверей школы» (1897, ГРМ), «У больного учителя» (1897, ГТГ), «Сочинение » (1903), «Новички» (1904), «Именины учительницы» (1911). Обращался к публицистическим темам: «Вести с войны» (1905, ГТГ), «Новые хозяева» (1913), «Телеграмма Главнокомандующего» (1916). Исполнял портреты аристократов и знаменитых современников: историка Н. П. Барсукова (1905), педагога С. А. Рачинского (1903), проф. В. И. Сергеевича (1908), Ф. И. Шаляпина (1916), гр. Е. П. Шереметевой (1898), вел. кн. Дмитрия Павловича (1902), императора Николая 11 (1904-08), кн. Ф. Ф. Юсупова (1911), вдовствующей императрицы Марии Федоровны, кн. И. И. Воронцовой-Дашковой. Участвовал в выставках ТПХВ (1890-1918; член ТПХВ с 1895), периодических выставках картин MOJIX (1893, 1894, 1897), С.-Петербургского общества художников (1894), современных течений в искусстве (СПб., 1907), картин русских художников (М., 1915), благотворительной выставке «Художники - товарищам-воинам» (М., 1914) и Выставке произведений искусств в пользу инвалидов-поляков (Пг., 1916), многих выставках в провинции, а также в международных выставках в Париже (1900) и Риме (1911). Работы воспроизводились в журналах «Нива», «Художественные сокровища России» и «Столица и усадьба». В 1903 получил звание академика, в 1914 стал действительным членом АХ. В 1913-18 возглавлял комитет Общества им. А. И. Куинджи. В 1919 участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств. В 1921 провел в Петрограде персональную выставку. В 1921 поселился в Риге. Продолжал создавать картины, посвященные детям (цикл «Дети Латгалии»), писал пейзажи Латвии, создал ряд произведений публицистического характера (картина «Защитник Родины» изображала русского офицера, который продает на улице газеты). Провел персональные выставки в Рижском городском художественном музее (1921/22, 1923, 1936, 1940). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (Magellan. 1921; d’Alignan, 1931), НьюЙорке (Grand Central Palace, 1924), Питтсбурге (1925), Праге (1928; одна работа приобретена Пражской национальной галереей), Копенгагене (1929), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930). В 1935 подарил несколько работ Русскому культурно-историческому музею в Праге. В 1941 принял участие в первой выставке изобразительного искусства в Советской Латвии, в том же году послал картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Исполнил портрет М. Горького для рижского Театра русской драмы (1940). В годы II мировой войны оставался в Риге. Серьезно заболел и в сентябре 1944 был перевезен для лечения в Германию. Умер в больнице вскоре после тяжелой операции во время бомбежки Берлина. Похоронен на Русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999