религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого «нового» христианства.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
Богоискательство
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
религиозно-идеологическое течение начала XX в. в России, представленное либеральной интеллигенцией: литераторами, философами, церковными деятелями. Наиболее известны Д. Мережковский, Н. Минский, П. Перцов, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев и др. Критиковали социалистов и марксистов за философские принципы, отстаивали религиозно-идеалистическое мировоззрение. Говорили о необходимости выработать новое религиозное сознание, неохристианство, о поисках Бога, соответствующего современным представлениям. Идеи Б. изложены в сборнике «Вехи» (1909 г.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
реакц. религ.-филос. течение, возникшее в 90-х гг. 19 в. и получившее распространение после поражения революции 1905-07 в среде дворянской и бурж. интеллигенции России. Идеологи Б.-Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Философов, Н. Минский, А. Белый, З. Гиппиус и др. группировались гл. обр. вокруг петерб. религ.-филос. общества и журн. "Новый путь" (1903-04), "Вопросы жизни" (1905), "Весы" (1904-09), "Перевал" (1906-07). Б. выступало против марксизма, изображая его извращенной религией, к-рая должна быть заменена "новым христианством", и откровенно заявляли об идеалистич. основе своего мировоззрения, опиравшегося на мистику В. Соловьева, Ф. Достоевского и интуитивизм А. Бергсона. Идеалистич. социология Б. рассматривала историю человечества как историю смены религий, а целью человеч. истории считала объединение всех людей в лоне христианства. Изображая историю рус. народа как религ. подвижничество, идеологи Б. пытались доказать, будто поиски бога заложены в "русской душе", а понятие бога живет в народе как прирожденное чувство. Поэтому цель Б. состояла якобы в том, чтобы помочь народу "найти бога" на земле, бога "добра", "правды" и "совести". Сторонники Б. проповедовали в качестве нормы поведения людей смирение, терпение и покорность (Д. Мережковский, "Не мир, но меч", 1908; Н. Минский, "Религия будущего", 1905; З. Гиппиус, "Новые люди", 1907; С. Булгаков, "Героизм и подвижничество", в сб. "Вехи", 1909). Тесно связанное с декадентством и символизмом, Б. проповедовало крайний индивидуализм, пессимизм, половую распущенность и пренебрежение к обществ. жизни. Выступая против демократии и прогресса, богоискатели клеветали на революцию и социализм, старались отвлечь народ от политич. борьбы. Н. Бердяев писал, что он "усумнился... в реальности человеческого благополучия, в реальности человеческого прогресса" ("Опыты философские, социальные и литературные", 1907, с. 429). В. И. Ленин разоблачил идеологов Б. как открытых прислужников самодержавия и капитализма, пытавшихся в своих контрреволюц. целях "...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу религию или по-новому укрепить в народе религию" (Соч., т. 16, с. 30). С новым подъемом революц. рабочего движения в России в 1910-12 Б. заметно ослабевает и после Вел. Окт. революции исчезает. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритициам, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81; его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, с. 382-90; его же, Письма к А. М. Горькому, там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, с. 197-309. И. Е. Златоцветов. Москва.