Боголюбов Алексей Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Боголюбов Алексей Петрович

Боголюбов, Алексей Петрович, - художник-маринист (1824 - 1896). Воспитывался в морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1849 г. был в числе офицеров корабля ""Камчатка"", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. В 1850 г. Боголюбов поступил в Академию Художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной ""Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г."". В 1852 г. получил вторую золотую медаль за три картины: ""Вид Смольного монастыря с Охты"", ""Бой брига ""Меркурия"" с двумя турецкими кораблями"" (из турецкой войны 1828 г.) и ""Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона"". Боголюбов вышел из Академии в 1853 г. с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха. В 1856 г. Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем . По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. - профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, в особенности ""Синоп"" и ""Кермес в Амстердаме"" (в музее Александра III ). Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого . Последняя турецкая война, в ее черноморских и дунайских подвигах, точно также отразилась в творчестве Боголюбова. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображал берега и промерял места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море. В 1871 г. Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось общество взаимного вспомоществования русским художникам. В г. Саратове им устроен музей имени Радищева, которому он приходится внуком. В музее Александра III имеются картины Боголюбова: ""Закат солнца"", ""Голицынская больница"", ""Нижегородская ярмарка"", ""Ярмарка в Амстердаме"" и несколько акварелей, в Третьяковской галерее - ""Золотой Рог"", ""Устье Невы"", ""Летняя ночь на Неве у взморья"" и др.

Источник: Биографический словарь. 2008

Боголюбов, Алексей Петрович

Боголюбов Алексей Петрович


(16 марта 1824 — 7 ноября 1896 года в Париже) — художник-маринист.


Некролог


Грустное известие получено нами из Парижа: там 7 ноября (26 октября) скончался наш знаменитый художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов.


Покойный родился 16 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии и там же провел свое детство, пока не поступил в Морское училище. Еще кадетом он обнаружил особенную склонность к рисованию, которая проявлялась в карикатурах на всех без различия, за что покойный едва не поплатился серьезно, но все-таки не покинул корпуса и 8 января 1841 года был произведен в мичманы, а через пять лет получил чин лейтенанта. Между тем один счастливый случай вывел покойного на истинную дорогу, куда с детства влекло его призвание. А. П. Боголюбов в 1849 году служил офицером на корабле "Камчатка", на котором герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился на остров Мадеру. Герцог во время путешествия познакомился с молодым моряком, увидал его тогдашние рисунки и посоветовал ему заняться развитием своего природного таланта.


Действительно, А. П. Боголюбов с 1850 года оставил морскую службу и поступил в Академию Художеств. Под руководством таких профессоров, как М. Н. Воробьев и Г. П. Виллевальде, он быстро достиг усовершенствования в изображении морских видов: за картину "Отъезд Его Высочества Герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" (1852) была получена им вторая золотая медаль, а "Вид Ревеля с моря" доставил ему первую золотую медаль в 1853 году, после чего покойный, по Высочайшему повелению, был назначен художником Главного Морского Штаба и на казенный счет отправлен за границу.


В течение семи лет (1853—1860) А. П. Боголюбов посетил Женеву и Париж, где пользовался советами Калама и Изаба, долго прожил в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитого пейзажиста Андрея Ахенбаха, объехал черноморские берега и вернулся на родину со многими произведениями своей мастерской кисти, которые в 1861 году появились на выставке. Особенно тогда обратили на себя внимание: "Синоп", "Подвиг капитана Сенявина", "Буря в проливе Сэн-Валери", и "Ночная ярмарка в Амстердаме", за что художник получил от Академии звание профессора живописи морских видов. С тех пор, в течение тридцати пяти лет покойный маринист всецело отдавался своему искусству. Почти каждый год, то по собственному вдохновению, то по личному поручению Высочайших Особ, он дарил русскую школу живописи своими высокохудожественными произведениями. Так, в царствование Александра II им было написано много образцовых картин из истории русского флота при Петре Великом; в царствование Государя Александра III — несколько картин из истории Русско-турецкой войны 1877 года, вызвавшей подвиги наших моряков, и большая картина "Прибытие русской эскадры в Тулон" (1893), написанная по заказу почившего Государя и пожертвованная Им в Парижское офицерское собрание (копия с этой картины находится в Императорском дворце); в последнее же время им были написаны эскизы "Прибытие Их Величества в Шербург".


Кроме того, покойный оставил по себе память устройством в городе Саратове Музея имени А. Н. Радищева, которому он приходился родным внуком, и при нем художественно-промышленной школы.


Наконец, нельзя забыть, что А. П. Боголюбов хорошо известный Высочайшему Двору по своей художественной деятельности, имел высокое счастье руководить занятиями по искусству Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны в бытность Ее Цесаревной и пользовался особенно милостивым вниманием в Бозе почившего Государя Александра III. Об этих драгоценных днях своей жизни покойный маринист в прошлом году напечатал интересные "Воспоминания" ("Московские Ведомости", 1895, №№ 201—202; "Правительственный Вестник", 1895, №№ 158—159). В этих "Воспоминаниях", кроме многих любопытных событий из личной жизни художника, между прочим, находились следующие строки, которые теперь вспоминаются с особенной живостью: "счастием моей жизни были те незабываемые минуты и часы, в которые благосклонная судьба ставила в близкие, непосредственные сношения с нашим безвременно почившим Монархом. Умирая, буду благословлять Бога, что Он даровал мне счастье узнать близко все величие души незабвенного, в Бозе почившего Императора Александра III".


("Московские Ведомости", 1896).


Библиография


О нем:


"Новости", 1896, № 298.


"Исторический Вестник", 1896, кн. 12, с. 1104—1106; 1897, кн. I, с. 280—286.


"Русское Слово", 1896, № 291.


"Новое Время", 1896, № 7425; 1897, № 7564.


"С.-Петербургские Ведомости", 1896, № 297.


"Московские Ведомости", 1897, №№ 297, 303.


"Русский Архив", 1897, кн. 3, с. 373—395.


"Исторический Вестник", 1900, кн. II, с. 489—490.


"Старина и Новизна", 1900, кн. 3, с. 1—13.





Боголюбов, Алексей Петрович


— маринист; родился 16 марта 1824 года в Новгородской губернии; воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Б. занимался живописью. В 1839 г. начал службу во флоте. В 1849 году был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Б., герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Б. последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М. П. Воробьеву и Б. И. Виллевальде. За два вида Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г." был пожалован высочайшими подарками. В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие Е. И. В. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". Б. вышел из академии в 1863 г. с первой золотою медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба. В этом звании он состоит и поныне. Оставив морскую службу, Б. в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Б. побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. профессора живописи. Тогда же Б. устроил в залах акад. выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Б. много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр Николаевич, оценив труды и талант Б., поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Б. был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Б. по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В 1871 г. Б. написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Б. живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 г. по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова: 8-го января 1841 г. Б. окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.


Без всякого сомнения, А. П. Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Б. заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, напр., морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Б. как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Б. знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами — Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками.


В. Чуйко.


{Брокгауз}






Боголюбов, Алексей Петрович (дополнение к статье)


— живописец; умер в Париже в 1896 г.


{Брокгауз}





Боголюбов, Алексей Петрович


(1824—1896 гг.) — художник-маринист. Окончив курс морского корпуса мичманом в 1841 г., он еще на службе проявил художественные способности; в 1853 г. окончил с больш. зол. медалью академию художеств. Выйдя затем в отставку, он был назначен художником главн. морск. шт. Еще в академии он написал "Бой брига “Меркурий” с турецк. кораблями в 1828 г." и "Морское сражение 1807 г. при Афонских горах". Война 1853 г. вызвала у Б. ряд тонких рисунков, изображающих действия Черном, флота; они воспроизводились в "Художественном Листке" Тимма, и Имп. Николай I, еще ранее отмечавший, что Б. "очень хорошо рисует карандашом", дал ему заказ па ряд картин из истории Вост. войны. В 1860 г. Б. выставил их в СПб. Эта серия из 7 больш. картин доставила Б. звание профессора живописи и новый заказ уже от Имп. Александра II на 9 картин из истории флота Петра Великого, помещенных в покоях Имп. Александра II в Зимнем дворце. Война 1877 г. также дала Б. сюжеты для картин, изображающих подвиги моряков на Дунае и Ч. море. Из них "Бой “Весты”", "Дело Скрыдлова", "Взрывы мониторов в Мачинском рукаве" служат украшением Зимнего дворца. Тщательное изучение историч. источников, отличное знание корабля (Б. иллюстрировал труд своего брата, Николая Петровича — "История корабля") — все это, в связи с его превосходной техникой, ярким талантом и вкусом, придает трудам Б. крупное воен.-историч. и худож. значение.


{Воен. энц.}





Боголюбов, Алексей Петрович


(Alexei Bogolubof) — маринист. Род. в Новгородской губернии в 1824 году; ученик Академии художеств; получил в 1852 и 1853 гг. 1-ю и 2-ю золотые медали за морские виды. В 1858 г. академик; с 1861 года профессор. Живет постоянно в Париже. Его гравюры крепкой водкой и литографии очень удачны и чрезвычайно живописны; жаль, что он мало занимается этими работами:


1. Листок из каталога 2-й Передвижной выставки 1873 года; на нем начерчены офортом очерки с четырех картин Боголюбова: 1) Вид Невы и взморья; 2) Вид Венеции с Лидо; 3) Береговая аллея в Монплезире; и 4) Гроза в степи. По средине доски иглой большими буквами, надпись: "Алексей Боголюбов"; кроме того, на каждой гравюрке поставлена монограмма: "АБ". 5.8 х 4.2 (вся дощечка).


2. Повторение вида Венеции на отдельной доске в большом виде с подписью: "Venezia. — А. Боголюбов" (Е. Тевяшов).


3. Скалистый берег моря; справа виден погонщик с навьюченной лошадью. Внизу подпись: "А. Боголюбов". 5.10 х 8.9.


4. Большая крытая галета с 8 гребцами; на крышке щит с гербом. Внизу: "Боголюбов". 3. х 4.4.


5. Открытая галета; на носу ее огромный лебедь: "Боголюбов". 2.3 х 4.1.


6. Барка на всех парусах. Подпись: "А. Боголюбов", два раза (2-й раз навыворот). 3.7 х 5.6.


7. Вид СПб. Биржи при лунном свете: "А. Боголюбов". Очень эффектная литография; в лист.


8. Виды: Углича, Ярославля, Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Чебоксар, Казани, Жегулевских гор, Береговой сторожки, Царева бугра, Саратова и Астрахани в книге: "Волга от Твери до Астрахани, изд. Самолета. СПб., 1862. Тип. Гогенфельдена". Литографии.


9. Дело Скрыдлова 1877, Вид в Овере и Вид Венеции; три литографии, в Илл. Кат. Моск. всеросс. выставки 1882 г.


Уменьшенная копия с литографии "Дело Скрыдлова" находится в издании Dumas: Annuaire illustre des beaux arts. Paris 1882 и названа здесь: Exploit du lieutenant Scrydloff (Е. Рейтерн).


10. Московский дворец и Кремль, иллюминованные во время коронации. Цинкография с подписью: "Боголюбов". 4.5 х 7.3.


{Ровинский}





Боголюбов, Алексей Петрович


— художник-маринист (1824—1896). Воспитывался в морском кадетском корпусе. В 1850 поступил в Академию художеств, где работал под руководством M. H. Воробьева и Б. П. Виллевальде. В 1854 получил заграничную поездку; работал в Женеве у Калама, в Париже в мастерской Изабэ и затем два года обучался у немецкого художника-мариниста А. Ахенбаха. В 1858 получил звание академика. Возвратившись в Россию, работал на Волге, Каме, Каспийском м., в Крыму и Финляндии. В 1870-х гг. переселился за границу. Б. был деятельным участником Товарищества передвижных выставок. — Правильной оценке дарований Б. мешают его многочисленные заказные работы, заслоняющие живописные достоинства его этюдов, в которых отразилось влияние Изабэ, Будэна и барбизонцев. Свое драгоценное собрание картин и прикладного искусства Б. завещал г. Саратову, где им были основаны Боголюбовская живописная школа и музей имени Радищева (Радищеву Б. приходился внуком) — лучшее в СССР, после Московского музея изящных искусств, собрание барбизонцев и других европейских художников 19 в. (Монтичелли, Коро, Добиньи, Диаса де ла Пенья и др.). Б. оставлены "Записки моряка-художника", печатались в журнале "Русская Старина", 1888.



Лит.: Булгаков, Ф. И., Наши художники, т. I, СПб, 1889.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008