византийская икона конца XI — начала XII вв., по преданию написана апостолом-евангелистом Ликой (I в. н.э.) в позе умиления (младенец нежно прижимается к щеке Богоматери). Около 1130 г. была привезена на Русь из Констан-тинопля и хранилась в резиденции киевского князя в Вышгороде. В 1165 г. князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, поместив ее в городском Успенском соборе. В 1395 г., когда на Русь вторгся Тамер-лан, — была перевезена в Москву, став палладиумом — покровительницей и главной святыней Русского государства. С 1480 г. — хранилась в московском Успенском со-боре. «Богоматерь Владимирская» легла в основу целого типа — извода изображения Богоматери в древнерусском искусстве. Огромные миндалевидные глаза, полные высокой печали, тонкий нос, необыкновенная одухотворенность всего облика, золотой фон — знак вечного света, божественного присутствия, начальные буквы греческих слов «Мать Бога», помещение в углах иконы, стали обязательными для русских иконописцеев, обра-щавшихся к образу Богоматери.
Среди многочисленных изображений Богоматери выделяются «Богоматерь Оранта» (лат. «Молящаяся»), в полный рост с молитвенно воздетыми вверх руками; «Богоматерь Одигитрия» (греч. «Путеводительница») в торжественной прозе, с поднятой в жесте моления пра-вой рукой (икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия», 1482 г.); «Богоматерь Великая Панагия» (греч. «Всесвятая») с вочеловечившемся во чреве младенцем Иисусом Христом. Эти полуфигурные изображения Богоматери назывались на Руси «Знамением» — знаком спасения.