Богров Григорий Исаакович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Богров Григорий Исаакович

Богров, Григорий Исаакович, беллетрист (1825 - 1885). Родился в южнорусской еврейской семье; по образованию самоучка; служил по откупу и др. коммерческим предприятиям, что и дало ему богатый запас наблюдений. Стал известен своими автобиографическими ""Записками еврея"", напечатанными первоначально в ""Отечественных Записках"" (1871, 1872 и 1873), а затем вышедшими отдельно (СПб., 1874). ""Записки"" рисуют быт русского еврейства в 1830 - 1840-х годах. Та же тема разрабатывается в рассказе ""Пойманник"" (""Еврейская Библиотека"", IV, 1873). Значительно слабее все другие произведения Богрова: исторический рассказ ""Еврейский манускрипт. Перед драмой"" (СПб., 1876) и рассказы: ""Бешеная"" (""Слово"", 1877, № 8), ""Мрачная странница"" (""Век"", 1883, № 4), ""Былое"" (""Восход"", 1883) и др. Его попытка сатирически изобразить в романе ""Накипь века"" (""Рассвет"", 1879) молодое еврейское поколение совсем не удалась.

Источник: Биографический словарь. 2008

Богров, Григорий Исаакович

(1825—1885) — беллетрист. Род. в южно-русской еврейской семье; по образованию самоучка; служил по откупу и др. коммерческим предприятиям, что и дало ему богатый запас наблюдений. Стал известен своими талантливыми автобиографическими "Записками еврея", напечатанными первоначально в "Отеч. Записках" (1871, 1872 и 1873), а затем вышедшими и отдельно (СПб., 1874). Он написал еще историч. рассказ "Еврейский манускрипт. Перед драмой" (СПб., 1876) и рассказы: "Бешеная" ("Слово", 1877, № 8), "Мрачная странница" ("Век", 1883, № 4), "Былое: I. Мариама. II. Мэри" ("Восход", 1883, №№ 1—3) и "Маниак" (ib., 1884, №№ 1—5). Его попытка сатирически изобразить в романе "Накипь века" ("Рассвет", 1879) молодое еврейское поколение совсем не удалась. В ряду русско-еврейских бытописателей Б. занимает одно из первых мест.


{Брокгауз}





Богров, Григорий Исаакович


(Багров, נדהנ) — русско-еврейский беллетрист; род. в Полтаве в 1825 г. в раввинской семье, ум. в 1885 г. в с. Деревках (Минской губ.). Отец Б., пользовавшийся благодаря природному уму и обширным талмудическим познаниям большой популярностью среди местных евреев, дал сыну строго религиозное воспитание. Русскую грамоту Б. изучал тайком от родителей и, из опасения преследований, прятал русские книги в чулане или на чердаке, где и проводил время за чтением. 17 лет от роду Б., по настоянию родителей, женился, однако вскоре развелся с женой и, устроившись самостоятельно, получил возможность усиленно заняться самообразованием и изучением европейских языков. Продолжительная служба по откупу дала Б. богатый запас наблюдений. В начале 60-х годов (около 1863 г.) Б. написал первую часть "Записок еврея", носящих автобиографический характер и описывающих быт русского еврейства 30-х и 40-х годов 19 в. После долгих скитаний по петербургским редакциям, рукопись попала в "Отечественные записки", где очень понравилась Некрасову. Поощренный этой удачей, Б. усиленно занялся окончанием "Записок", которые появились в "Отеч. Записк." в 1871—3 гг. и обратили на себя внимание (отдельным изданием вышли в 1874 г.; немецкий перевод М. Ашина, "Memoiren eines Juden" в 1880 г.). Как бы дополнением к "Запискам" является быль "Пойманник" ("Еврейская библиот.", IV, 1873 г.; еврейский перевод И. Андреева, "Hanilkad, в 1877 г.). Переехав в Петербург, Б. отдался литературе: напечатал исторический роман из эпохи хмельничины "Еврейский манускрипт. Перед драмой" (1876 г.; еврейский перевод "Kethab jad ibri" И. Грозовского в издании "Тушия", 1900), сотрудничал в "Слове" (1878) и принимал близкое участие в основавшемся в 1879 г. журнале "Русский еврей", фактическим редактором которого был в продолжение полугода, а затем перешел в журнал "Рассвет", где поместил роман из жизни еврейской интеллигенции "Накипь века" (1879—81; не был закончен) и рассказы: "Проклятый", "Добрые вести", "Перст Божий", "Вампир", "Кого винить?", "Ортодокс" и "Книжница". Разногласия по национальному вопросу и, в особенности, близкие сношения Богрова с образовавшимся в 1881 г. в Елисаветграде "Духовно-библейским братством" (см.), против которого решительно выступил "Рассвет", принудили его выйти (1882) из состава редакции. "Я в обширном смысле слова, — писал Б. Леванде в 1878 г., — эмансипированный космополит. Если бы евреи в России не подвергались таким гонениям и систематическому преследованию, я бы, быть может, переправился на тот берег, где мне улыбаются другие симпатии, другие идеалы. Но мои братья по нации, вообще четыре миллиона людей, страдают безвинно; ужели порядочный человек может махнуть рукой на такую неправду?" В связи с таким взглядом на еврейство Богров высказывался в пользу смешанных браков. В последние годы жизни Б. сотрудничал в "Восходе", где поместил: 1) "Былое": а) "Мариама" (Из эпохи гайдаматчины), б) "Мери" (1883, кн. 1—3; еврейский перевод И. Грозовского "Maassim schahoju", изд. Тушия, 1899) и 2) "Маньяк" ("Небывалый случай из жизни молодого психиатра", 1884, 1—5). — Произведения Б. представляют значительный бытовой интерес, хотя они в художественном отношении страдают излишней тенденциозностью и сухой рассудочностью. От этих недостатков не свободны даже лучшие произведения Б. "Записки" и "Пойманник", в которых автор пытается нарисовать картину не только внутренней, семейной и общинной жизни, но и социального и экономического уклада русского еврейства. При всем богатом знании быта и тонкой наблюдательности Б., картина получается односторонняя: слишком резко, с одной стороны, отрицательное отношение Б. к традиционному иудаизму и его духовным представителям, а с другой — подчеркивание того, что духовное возрождение народа и его радикальное перевоспитание мыслимы только при превращении традиционной религии в рационалистическо-моральное учение (исповедуемое в "Записках" идеализированным колонистом Якобом). Еще более резко проявляются тенденциозность и несоблюдение художественной меры в тех произведениях, где Б. рисует быт менее знакомой ему эпохи. Его исторический роман "Еврейский манускрипт" страдает отсутствием исторической перспективы и крайней бледностью психологического анализа. Столь же неудачны его попытки художественно воспроизвести новые идейные течения, народившиеся в еврействе в 70-х и 80-х годах 19 в. Таковы его роман "Накипь века" с карикатурными представителями прогрессивного молодого поколения (Климентий, Елена, Клара Борисовна и др.) и повесть "Maньяк", в которой Б. подчеркивает химеричность идей палестинофильства. — За несколько месяцев до смерти Б., по семейным обстоятельствам, принял крещение. — Ср.: С. Венгеров, "Критико-биографич. словарь", V, 6—7 (1897); М. Лазарев, "Литературная летопись", "Восх.", 1885, кн. VI; "Еврейская библиотека", том X, 13—20 (письма Б. к Л. О. Леванде); М. Г. Коган, Me´ereb ad areb, I, 69, 71, 75, 80, 85, 181—184; II, 123—40.


C. Цинберг.


{Евр. энц.}





Богров, Григорий Исаакович


(или Багров, 1825—1885) — писатель. Родился в Полтаве, в еврейской ортодоксальной семье. Учился в хедере по обычной, практиковавшейся в этих школах, системе (заучивая наизусть текст священного писания, сопровождающийся схоластическими комментариями талмуда). Груз мертвого знания подавлял мальчика; втайне от родителей он стал изучать и светские науки. О первых своих попытках стать "с веком наравне" Б. рассказал в "Записках еврея" — полубиографическом романе, печатавшемся в журн. "Отечественные Записки" (1871—73). Автор описывает здесь рус. читателям безрадостную жизнь своих соплеменников, отделенных от прочего населения страны жестоким бесправием и религиозными предрассудками. Б. женился еще подростком (по обычаю евреев того времени) на женщине невежественной и грубой (обрисовке своей семейной жизни Б. посвятил 2-й том "Записок") и в течение всей жизни оставался в своей собственной семье совершенно одиноким. "Записки еврея" открыли русскому читателю неведомый мир; они имели значение и для читателя-еврея, укрепляя в нем решение уйти из атмосферы невежества, отчужденности от всего нееврейского, из атмосферы фанатизма. В "Записках" Б. (как и других его, менее удавшихся произведениях) нет места идиллическому изображению старого еврейского быта, чем грешили почти все позднейшие еврейские беллетристы. Б. долго служил по откупам и близко соприкасался с миром провинциального чиновничества: в "Записках" есть страницы, по-своему дополняющие "Губернские очерки" Щедрина.


"Записки еврея" вышли отдельным изданием в 1874, СПб. Вторично они переизданы в Одессе (крайне неряшливо) Шерманом (в полном собрании сочинений Б.—7 тт., 1912—13).



Лит.: Евр. Энциклопедия, т. IV; Венгеpов, С., Критико-биографический словарь, т. V.


К. Баpxuн.





Богров, Григорий Исаакович


[1825—1885] — русско-еврейский писатель. Основные произведения: "Записки еврея", СПб., 1874; "Пойманник", Евр. библиот., IV, 1873, и др. Полное собр. сочин. Б. издано в 7 тт., Одесса, 1912—1913.



Библиография: Венгеров С. А., Крит.-биогр. слов, т. V, СПб., 1897; Львов-Рогачевокий В. Л., Русско-еврейская литератуpa, М., 1922.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008