БОГУСЛАВСКАЯ Ксения Леонидовна
БОГУСЛАВСКАЯ Ксения Леонидовна
(по другим данным - Александровна) 24.01.1892 (С.-Петербург, по другим данным - Новгород) - 3.05.1971 (Париж). График, художник театра и прикладного искусства. Дочь офицера. В детстве часто переезжала с семьей по местам службы отца, несколько лет провела в Китае. В 1900-е училась в Рисовальной школе ОПХ. В 1910 изза участия в студенческих волнениях и угрозы ареста выехала в Краков, затем в Неаполь, где поступила в АХ. В Италии встретилась с художником И. Пуни, знакомым ей по Петербургу. В 1911 переехала с ним в Париж, занималась в Русской академии и зарабатывала росписью тканей для фирмы П. Пуаре. В 1913, после политической амнистии, вернулась в Петербург, вскоре вышла замуж за Пуни. В начале 1914 выпустила с мужем кубофутуристический сборник «Рыкающий Парнас», в котором участвовали В. Хлебников, П. Н. Филонов, В. В. Маяковский, Е. Г. Гуро и Д. Д. Бурлюк. Была в числе организаторов Первой футуристической выставки картин «Трамвай В» (Пг., март-апрель 1915), на которой продемонстрировала коллаж «Туалет», составленный из кусочков зеркала, коробочки от пудры и картинок из модного журнала. На последней футуристической выставке картин «0,10» (Пг., декабрь 1915-январь 1916) распространяла написанный совместно с мужем манифест, декларировавший, что «картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла». Участвовала в выставках «Бубновый валет» (М., 1916), Товарищества независимых (Пг., 1916) и «Мира искусства» (Пг., 1916-18); выставляла натюрморты, интерьеры, а также предметы прикладного искусства - подушки, сумочки, кушаки, исполненные по собственным проектам. Весной 1917 стала секретарем союза «Свобода искусству», образованного деятелями петроградского авангарда. В 1916-18 исполняла карикатуры и рисунки карандашом с растушевкой для журнала «Аргус». В 1917-20 публиковала политические карикатуры в сатирических журналах «Бич» и «Красный Дьявол», сотрудничала в издательстве «Парус», исполнила рисунки к альбому «Герои и жертвы революции» с текстом В. В. Маяковского (Пг., 1917, 1918). В 1918 работала над оформлением улиц Петрограда (Литейный проспект и Охта) к празднованию 1-й годовщины Октября. Участвовала в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918). В начале 1919 с мужем уехала в Витебск и несколько месяцев преподавала декоративноприкладное искусство в художественной школе, организованной М. 3. Шагалом. В конце 1919 вместе с Пуни перешла границу с Финляндией, несколько месяцев они жили в Куоккале, затем уехали в Берлин. В 1920-е исполняла обложки для русских и немецких изданий, рисовала эскизы платьев для дома мод Барух, оформляла спектакли в театрах-кабаре «Синяя птица» и «Карусель», работала для балетной труппы «Русский романтический театр» Б. Г. Романова. Участвовала в деятельности берлинского Дома искусств и Ноябрьской группы. Провела выставки в галерее Der Sturm (май 1921), в магазине русского книжного издательства «Заря» и в галерее магазина Тварди (1923; совм. с Пуни и Е. Лисснер-Бломберг), участвовала в I-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen (1922). С 1924 жила с мужем в Париже. В 1925 показала работы на совместной с ним выставке в галерее Barbazanges. Продолжала заниматься рисунками для тканей, созданием моделей одежды и аксессуаров для разных фирм. Главным делом ее жизни стала помощь мужу во всех его начинаниях и поддержание «открытого дома» для друзей, писателей и художников. После смерти мужа (1956) оставила художественное творчество и всецело посвятила себя сохранению памяти о нем. Провела ряд ретроспективных выставок Пуни, открыв публике его ранние авангардистские работы и импрессионистские картины последних лет; опубликовала несколько статей и подготовила двухтомный каталог его произведений. В 1959 подарила 12 картин И. А. Пуни Музею современного искусства Парижа, в 1966 передала Национальной библиотеке его гравюры и документы.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999