, Йозеф (Beuys, Joseph) 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник. В 1941 он был призван в армию. Военная мобилизация прервала учебу Бойса и помешала стать медиком. Однако позднее именно творчество дало ему возможность стать лекарем человеческих душ. В 1947 после военной службы и советского плена Бойс вернулся в Германию с твердым намерением изменить мир: в занятиях искусством он видел революционно-политический, педагогический и "терапевтический" смысл. Художник учился (1947—1952) и позднее преподавал (1961—1972) в Гос. художественной академии Дюссельдорфа. Бойс активно работал над многочисленными произведениями из бронзы. Он также создавал так называемую "живую скульптуру" из органических материалов — жира, крови, костей животных, войлока, меда, воска и соломы. Важным стимулом для формирования художественной концепции мастера стали события его собственной жизни. Зимой 1943, когда военный самолет Бойса был сбит в Крыму, он был спасен местными жителями. Несколько дней татары, используя животный жир и одеяла из шерсти, согревали полуобмороженное тело летчика. Впоследствии свой личный опыт Бойс осмыслил как своеобразный жизненный ориентир: в его творчестве органические материалы символизировали путь возвращения человека к собственным истокам и естественному бытию и, следовательно, способ охраны и лечения души. Полумистический опыт Бойс проецировал в современную ему научную картину мира, чтобы придать ей общечеловеческую, гуманитарную направленность. Активное обращение мастера к алхимии, гомеопатии и биологии объяснялось желанием создать универсальную "метанауку", которую можно рассматривать как яркий пример индивидуального мифотворчества в искусстве постмодернизма (Сожженная дверь, клюв, заячьи уши, 1953, Вена, Музей современного искусства; Связка, 1969, инсталляция из автобуса "фольксваген", 20 санок с рулонами войлока и карманными фонариками, Кассель, Гос. музей, Новая галерея). "Живая скульптура" свидетельствовала также о сильном увлечении Бойса натурфилософией. Опираясь на антропософию Р. Штайнера и идеалистические учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля, он воспринимал предметы органического мира как пластические эквиваленты своих мыслей. По словам Бойса, смутная, неясная и созидательная сила интеллекта, связанная с теплом и хаосом, перевоплощалась в холод мертвой материи. Кристаллизовавшиеся идеи теряли свой энергетический потенциал, символизировали смерть и жизнь после смерти (Медовая королева 2, 1952; Крест с коленной чашечкой и черепом зайца, 1961, все — Дармштадт, Гессенский краеведческий музей; Без названия, 1968, собрание Штек). Свои "живые", постоянно эволюционирующие произведения Бойс также рассматривал как особый подвид искусства — некий род "социальной скульптуры": по аналогии с трудолюбивой пчелой, чья "работа" служит общей цели и приобретает формальную кристаллизацию только в виде пластически геометрических сот, человек — творец идеального социокультурного организма — должен стремиться к духовному совершенству. Посредством многочисленных акций и манифестаций Бойс сумел придать искусству открытый, публичный характер. Принимая с начала 1960-х участие в коллективных художественных акциях интернациональной группы "Флюксус", Бойс, однако, всегда ощущал себя миссионером индивидуализма, а также духовным отцом и Учителем. Демонстрацию своих произведений на периодической кассельской выставке "Документа" (1964, 1968, 1972, 1977, 1982) он сопровождал основанием различных партий и учебных организаций, что стало своеобразным актом проявления инакомыслия по отношению к социально-образовательной политике государства. Художник создал "Немецкую студенческую партию как Метапартию" (1967), "Организацию за прямую демократию через народное голосование" (1971), "Свободную международную высшую школу творчества и интердисциплинарного прогресса" (1973) и др. Бойс всегда надеялся, что его художественно-политические акции перерастут в массовое интернациональное движение молодежи (к примеру, художественные акции под названием Медовый насос на рабочем месте, 1977; 7000 дубов, 1982, проведенные Бойсом в Касселе).
Лит.: Йозеф Бойс и др. Построим Собор // Художественный журнал. 1996. № 13. С. 10—15; Joseph Beuys. Natur Materie Form / Hrsg. von A. Zweite. Munchen; Paris; London, 1991; Joseph Beuys. Eine Werkubersicht. Zeichnungen und Aquarelle. Drucksachen und Multiples. Skulpturen und Objekte. Raume und Aktionen. 1945—1985 / Hrsg. von L. Schirmer. Munchen; Paris; London, 1996.
Е. Орлова
0.00 байт