Боян или баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в ""Слове о полку Игореве"". Самое слово ""боян"" или ""баян"" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского ""ба[jon]ти"", означавшего, с одной стороны: ""ворожить"", ""заговаривать"", с другой - ""баснословить"". Отсюда старославянские слова: ""баальник"", ""баальница"", ""волхв"", ""ворожея""; ""баание"", ""ба[jon]ние"" - ворожба, ""басня""; ""ба[jon]ник"", ""ба[jon]н"" - баятель, ""incantator"". Отсюда и позднейшие русские формы: ""баян"", ""боян"", ""балян"" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская ""баюн"" - охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово ""баян"", ""боян"" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. Так, например, у болгарского царя Симеона один из сыновей назывался Боян; в Болгарии есть местность Бояново. В Новгороде издавна была известна улица Бояня; в Калужской губернии до сих пор существует деревня Бояновка. Автор ""Задонщины"", грамотей начала XV века, вспоминает ""вещего Бояна в городе в Киеве, гораздо гудца"", который ""пояше славу русским князем""... На основании фактических упоминаний о Бояне в ""Слове о полку Игореве"" имя это первыми издателями этого памятника было внесено и в русскую науку как имя исторического лица, ""славнейшего в древности стихотворца русского"". Одновременно с этим в ""Пантеон российских авторов"" оно вносится Карамзиным . ""Мы не знаем, - замечает он, - когда жил Боян, и что было содержанием его сладких гимнов"". Из некоторых мест ""Слова"" Карамзин заключает, что Боян жил при князе полоцком Всеславе I (""Пантеон российских авторов"", 1801). Позднее в ""Истории Государства Российского"" излагая ""Слово о полку Игореве"", его источниками, образцами для автора Карамзин считает ""богатырские сказки"", песни бояновы и других многих стихотворцев, которые исчезли в пространстве семи-восьми веков"". Митрополит Евгений энергично восстает против всяких сомнений в исторической подлинности Бояна и вносит имя его как древнерусского певца в свой ""Словарь светских русских писателей"" (1845). Сомнение в существовании Бояна как исторического лица было выражено Пушкиным . В ""Руслане и Людмиле"" он употребил слово ""баян"" в смысле нарицательном, вообще ""певца"":